Главный китайский урбанист о будущем Москвы

Город
Фото: szurbanplanning.wordpress.com

Имя Вэйвэня Хуана упоминается практически всегда, когда речь заходит о китайском городе Шэньчжэнь, что в провинции Гуандун на юге Китайской Народной Республики. Если официально, то его достижения и должности можно перечислять очень долго: директор Шэньчжэньского центра народного искусства и Центра дизайна, глава исследовательской группы по разработке моделей развития молодых городов, основатель первой НГО (негосударственной организации) в области архитектуры в Китае Re-Tumu, автор нескольких десятков статей по урбанистике, в прошлом — заместитель главы комиссии по земельным ресурсам Шэньчжэня. Если неофициально, то во многом именно благодаря Вэйвэню Хуану молодой китайский город сейчас утопает в зелени и является примером для подражания для всего остального мира в том, как сделать мегаполис комфортным для жизни.

20d702c86a1aa27a0b5598e5bdca5b4e95c5fc48

Вэйвэнь Хуанг

Фото: Наталия Буданцева / Институт «Стрелка»

Хуан принимает активное участие в развитии города с 1994 года. С учётом того, что годом основания Шэньчжэня называют 1979-й, урбаниста можно назвать как минимум одним из ответственных за облик города лиц.

Эффект Шэньчжэня, или Шэньчжэньское чудо урбанистики

Опыт Шэньчжэня сейчас обязательно входит в учебную программу факультетов и школ урбанистики по всему миру. Город задумывался как особая экономическая зона в пику Гонконгу, который до 2047 года оставляет за собой широкую автономию по праву бывшей колонии Великобритании. К слову сказать, Гонконг ещё долго будет болевой точкой Китая, а вот Шэньчжэнь — другое дело — гордость республики и современной урбанистики. Сегодня это один из самых быстрорастущих мегаполисов в мире: здесь живут около 14 миллионов человек, а город входит в мировую пятёрку по темпам прироста населения. Шэньчжэнь уже является промышленным, экономическим и финансовым центром региона, и, несмотря на его масштабы, городская инфраструктура позволяет постоянно экспериментировать и вводить новые градостроительные каноны.

Л
Лица, представляющие городскую власть, должны учитывать запрос жителей и предлагать несколько вариантов решений относительно будущего города.

Вэйвэнь Хуанг и другие архитекторы и урбанисты Китая стремятся не только воздвигнуть монструозный мегаполис, который будет притягивать инвестиции со всего мира, но и сделать его гармоничным. Озеленение магистралей и всех автомобильных зон, высотные дома на сваях, которые должны сохранять зелёные участки, концепция многоуровневого города, особые посёлки внутри мегаполиса — эти и многие другие инновационные градостроительные идеи внедряются в Шэньчжэне и становятся пособием для других стран.

Хуанг посетил Московский урбанистический форум и выступил с совсем коротким, но очень убедительным докладом. В то время как москвичи обсуждают платные парковки и столбики вдоль тротуаров, китайцы спорят, как построить многоуровневые парки и высотки в гористой местности. Strelka.com встретилась с известным урбанистом, чтобы узнать, как азиатский опыт и склад ума может быть применим в столичных реалиях.

— Шэньчжэнь очень молодой город. На ваш взгляд, как стратегия развития различается в молодых и старых, таких как Москва, городах?

На мой взгляд, возраст не имеет такого уж принципиального значения. Наши города принимают похожие вызовы и сталкиваются с похожими проблемами, например, транспорт и мобильность, экология. Так что правильнее было бы говорить об идеологии и философии, а они заключаются в создании хорошего, дружественного человеку города. Эта цель должна быть основной и для Шэньчжэня, и для Москвы.

A6ced2b2867b0400d7b22a19bb699ce6f2a76c77
Фото: Chris / Flickr.com

— Известно, что около 40 процентов жителей Шэньчжэня моложе 30 лет, — расскажите, как сделать город интересным для молодых?

Мне кажется, один из способов — привлекать их к вопросам городского планирования и обсуждать с ними будущее мегаполиса. Лица, представляющие городскую власть, должны учитывать запрос жителей и предлагать несколько вариантов решений относительно будущего города. И самое важное — чиновники должны помнить, что они строят город для реальных людей, для пользователей. Они должны быть открытыми для предложений со стороны горожан.

— Шэньчжэнь неоднократно называли инновационным городом. Какие следующие ступени развития вы видите для города?

Я очень надеюсь, что город обретёт культурную индивидуальность. Дело в том, что последние 30 лет Шэньчжэнь был сфокусирован на экономическом развитии и индустрии. Так что пришло время сменить приоритет с экономического на культурный.

— Это одна из причин, по которой Шэньчжэнь постоянно сравнивают с Гонконгом. Можно ли сказать, что залог успеха лежит в этой постоянной конкуренции с соседом?

Это ужасно чувствительный момент для нас. Шэньчжэнь, в принципе, мог так разрастись исключительно благодаря Гонконгу, откуда он постепенно переманивал инвестиции, технологии и специалистов. В итоге сейчас Шэньчжэнь уверенно составляет конкуренцию соседу. Сейчас мы говорим о коллаборации двух мощных мегаполисов. Наша задача объединить мощности этих двух городов: в экономике, технологиях, инновационном развитии, культуре, человеческом потенциале. Проблема в том, что и Шэньчжэнь, и Гонконг воспринимают эту идею объединения как соревнование друг с другом.

B73c2a01997b9c15bd5b3064bf244820b7537b1d
Фото: Chris / Flickr.com

— На ваш взгляд, можно ли применить опыт Шэньчжэня у в Москве?

Во время Урбанистического форума мне довелось побывать на нескольких дискуссиях по поводу концепции развития Москвы-реки и большого района так называемой Новой Москвы. Это огромные проекты, очень интересные, но, на мой взгляд, вам прежде всего надо разобраться с движением в городе. Москва полностью захвачена частными автомобилями. Она монофункциональна, и это сильно влияет на её динамику и энергию. Необходимо поменять отношение самих горожан к машинам: частный транспорт не должен ассоциироваться с успехом или современными достижениями. Поймите, невозможно сделать так, чтобы каждый горожанин водил машину, город этого просто не выдержит. Необходимо вводить ограничения.

Как только число машин в Москве уменьшится, она станет комфортнее, удобнее, качественнее для жизни. Ваш город сейчас некомпактен, у вас на самом деле очень много свободного места, много свободной земли. Так что в Москве может жить больше людей, и им будет комфортно, если их место не будут занимать автомобили.

35478c01c0896bd26780b8a56d365f68600851e2
Фото: Neville Mars / Flickr.com

Ещё одна общая и для Москвы, и для Шэньчжэня проблема — окружающая среда. Причём из-за того, что у нас плотность застройки выше, это чувствуется сильнее. Но проблема эта очень серьёзная и требует взвешенных решений. Сейчас, чтобы город продолжал развиваться и расти, мы вынуждены вырубать леса. Так что это сложная задача — сбалансировать отношения природы и мегаполиса.

Материал опубликован на сайте журнала «Стрелка»