Как выжить под землей

Город
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Московский метрополитен, ежедневно принимающий свыше 9 миллионов пассажиров, начал готовиться к жаре. На днях пресс-служба подземки распространила информацию о том, какие меры предпринимаются, чтобы горожанам и гостям столицы было комфортно на станциях и в вестибюлях этим летом.

Что делать с форточкой

Профилактические и ремонтные работы на системах вентиляции, требующие приостановки их функционирования, отменили. Для притока прохладного воздуха используются все имеющиеся мощности. Тщательно проверяется состояние кондиционеров в поездах. Здесь главное, чтобы пассажиры не открывали форточки. Предупредительные объявления на электронной бегущей строке, конечно, есть, но люди далеко не всегда к ним прислушиваются.

В пресс-службе метро МОСЛЕНТЕ пояснили, что в настоящее время кондиционеры установлены в 25 процентах вагонов. Целиком ими оборудован подвижной состав Кольцевой, Серпуховско-Тимирязевской и Калининской линий. Еще климатические системы имеются в трети поездов Бутовской и Арбатско-Покровской линий.

9f69adea90648677a93d0055de59720bbc3d445f

Раздача питьевой воды пассажирам в 2013-м году

Фото: Павел Смертин / ТАСС

Специалисты уверяют: вероятность того, что система выйдет из строя и вагон останется без притока воздуха, минимальна. Если же устройства не работают, пассажирам нужно сообщить об этом машинисту по переговорному устройству или операторам ситуационного центра через красно-синюю колонну экстренного вызова на станции. Правда, в последнем случае нужно запомнить номер вагона. Иначе объяснить, где именно не работает кондиционер, крайне сложно.

В вагонах старых серий вентиляция принудительная, и она, к сожалению, может обеспечивать поступление воздуха только такой же температуры, как в тоннеле или на станции. Воздух в поезда поступает через заборники на крыше вагона, а также через форточки, которые в жаркое время приходится открывать вручную машинисту или пассажирам.

«Открытая форточка в кабине — это всегда большое подспорье в жаркие дни», — рассказал в беседе с МОСЛЕНТОЙ машинист Таганско-Краснопресненской линии, блогер Максим Рублев. Он убежден, что принудительная вентиляция всегда лучше, чем любые, даже самые современные климатические устройства. «В наших поездах ломаться нечему, и забор воздуха у нас механический во время движения состава, а вот если из строя выйдет электроника, то в вагоне придется ой как не сладко», — пояснил он. Рублев отмечает, что с жалобами на духоту пассажиры к нему обращаются редко, потому что раз вагон не оборудован кондиционером, то и в жалобе смысла нет никакого.

Температурный передел

Санитарными нормами установлена предельная температура воздуха для станций и в вестибюлей: 28 градусов. Как уверяют в управлении метрополитена, до предела воздух в этом году еще ни разу не прогревался. Максимум, что было — это плюс 26 градусов, когда на поверхности столбики термометров вплотную приближались к отметке в 30 градусов выше нуля.

Однако на такой случай в метро задействуют бригады медиков, постоянно дежурящих на 16 станциях, где в прошлом году верхняя температурная планка была достигнута. Это станции «Речной вокзал», «Сокол», «Тверская», «Беляево», «Новые Черемушки», «Профсоюзная», «Академическая», «Ленинский проспект», «Рязанский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Менделеевская», «Савеловская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская» и «Дмитровская».

На прочих станциях медицинские посты выставлять не будут, но персонал все же обучили методам оказания первой помощи пострадавшим от жары. И проинструктировали, как экстренно вызвать неотложку.

Другой показатель, обязательно учитываемый в метрополитене, — влажность воздуха. Предельно допустимый уровень — 75 процентов. «Пока влажность находится в пределах нормы и не превышает 45 процентов», — говорят в пресс-службе.

Среди факторов, влияющих на температуру в метро, эксперты выделяют глубину расположения станции и гидрогеологические условия. Прохладнее там, где грунты обводнены, и вода отводит избыточное тепло. Это касается Кольцевой, Калининской, Арбатско-Покровской и Каховской линий. А вот станции Серпуховско-Тимирязевской, Калужско- Рижской, Сокольнической и Замоскворецкой линий расположены в сухих грунтах, и здесь, как правило, всегда жарче, чем на других радиусах подземки.

F10cc1d29e0f7823494244bbf18f80aede88ad71

Под землей

Фото: Dylan Martinez / Reuters

Если температура воздуха на той или станции все же достигнет максимума или даже превысит его, пассажирам будут бесплатно раздавать бутилированую питьевую воду. Такой способ выживания под землей впервые опробовали прошлым летом.

В метрополитене уверяют, что воды закупили в достаточном количестве и при первой же необходимости ее начнут раздавать инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров. Власти обещают не пропустить этот момент. «Уровень температуры и влажности в круглосуточном режиме контролируется на всех 196 станциях и 304 вестибюлях», — заверили в пресс-службе. Кроме того, сводка о показателях влажности и температурном режиме на станциях анализируется и контролируется руководством метро и городского департамента транспорта в режиме реального времени.

Пассажирам актуальная информация, пусть и не в режиме онлайн, но с периодичностью один раз в день доступна на сайте московского метрополитена в разделе «Температура воздуха на станциях».

Где «гуляет сквознячок»

Летом 2010 года, когда в столичном регионе царила аномальная жара, в СМИ развернулась большая дискуссия на тему установки кондиционеров на станциях и в тоннелях. Эксперты эту идею раскритиковали. Во-первых, метро — транспортная система с незамкнутым объемом помещений, воздух в которые поступает с поверхности. А во-вторых, на станциях пассажиры проводят всего несколько минут в ожидании поезда, и установка систем охлаждения воздуха стоимостью в несколько миллиардов рублей, по мнению специалистов, бессмысленна.

«Мне повезло, что мое место находится перед большим эскалаторным наклоном, по которому гуляет сквознячок», — рассказала МОСЛЕНТЕ Ирина Геннадиевна, дежурный по эскалатору на станции «Пушкинская». А вот ее коллегам, работающим на пересадке на «Чеховскую», в жаркую погоду сквозняка не достается. «Иногда они берут с собой на работу маленькие вентиляторы», — пояснила дежурная.

Непреклонная Фемида

В том же 2010 году на московский метрополитен даже подавали в суд за то, что температура воздуха на станциях и в вагонах превышала нормативный предел. Тогда Мещанский суд Москвы признал необоснованными претензии защитников прав потребителей. Позднее это решение подтвердил Мосгорсуд. Кстати, в тот год температура воздуха, в частности, на станциях «Речной вокзал» и «Водный стадион», превышала 32 градуса.

Будет ли в этом году такая аномальная жара, как в 2010-м, пока неизвестно. Современные методы прогнозов не позволяют синоптикам заглядывать в середину и конец лета в начале июня. Относительно первого летнего месяца синоптики Гидрометцентра РФ говорят, что он будет чуть теплее нормы.

Роман Ясаков