Будущее под ногами

Город

Внимание пешеходов на проспекте Мира недавно привлек новый элемент — «лежачий светофор», который представляет собой подсвеченную полосу на пешеходном переходе. Так же, как и вертикальный, этот светофор меняет цвет с красного на зеленый и служит дополнительным сигналом для пешеходов. Сейчас специалисты ЦОДД связываются с представителями столичных автомобильных организаций и выясняют их отношение к новшеству. То же самое сделала МОСЛЕНТА.

Светодиодная полоса перед «зеброй» у дома №49 по проспекту Мира — пока что единственная в Москве, но уже удостоилась отдельного обсуждения в социальных сетях. Как сообщают очевидцы, сразу же была заметна неисправность — с одной стороны светофор не переключался и горел все время зеленым.

«Хорошая идея, — поделился с МОСЛЕНТОЙ своими соображениями Максим Воротилкин, заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов. — Эта полоса делает движение комфортным. Часто пешеходы стоят задумавшись, и не замечают, что светофор уже переключился. А куда люди смотрят в такой момент? Правильно, чаще всего под ноги! А теперь и там их будут информировать о том, что пора идти. Мне кажется, что нам нужно только научиться лучше работать в высоких технологиях, и можно будет говорить даже о подсветке на проезжей части, ориентированной на автомобилистов. Помните фильм «Назад в будущее»? А ведь его действие происходит почти в наши дни! Может быть, мы действительно идем в ритме прогресса; может быть, скоро у нас появятся столбы с подсветкой, голограммы, благодаря которым людям никак не удастся подвергать опасности свою жизнь».

74e7df2b85d32e0ddf1f07a475a3f62e66c27a73

Светодиодная полоса на обочине полезна пешеходам. Автомобилистам было бы удобнее, если бы подсвечивался весь переход

Фото: Светлана Лось / МОСЛЕНТА

Однако, как рассказали МОСЛЕНТЕ специалисты столичного Центра организации дорожного движения, возможность смотреть только под ноги у пешеходов появится не скоро. В ближайшее время лежачий светофор на проспекте Мира так и останется единственным — пока что проект экспериментальный, и говорить о результатах, преимуществах и дальнейших планах по установке еще рано.

Максим Воротилкин
Зампредседателя Московского городского союза автомобилистов
В

В фильме «Назад в будущее» показывали настоящую светящуюся стену вместо светофора. А ведь его действие происходит в 2015 году! Может быть, мы действительно идем в ритме прогресса?

Глава ЦОДД Вадим Юрьев отметил, что яркая подсветка лежачего светофора — это мощный психологический фактор, который может помочь воспитать привычку соблюдать правила дорожного движения на подсознательном уровне. «Диалог с гражданами по вопросу организации регулируемых пешеходных переходов, установки светофоров, дорожных знаков с внутренней подсветкой, пересмотр схем организации дорожного движения — работа, которая ведется на постоянной основе», — заявил Юрьев.

Однако нынешнее дизайнерское решение новых светофоров вызывает сомнения у некоторых специалистов. Как объяснил МОСЛЕНТЕ Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности», непривычная и плохо заметная полоса может заставить пешеходов и автомобилистов замешкаться еще сильнее.

«Полоса пока только одна, у обочины. Значит, ориентирована только на пешеходов, — рассуждает Мельников. — Целесообразность сомнительна. Мало кто может не заметить светофоры, по ГОСТу они расположены на виду. А к этой полосе еще придется привыкать. На мой взгляд, лучше было бы направить инвестиции на модернизацию привычных знаков пешеходных переходов».

Тем временем депутат Госдумы, глава партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков отмечает, что любые инженерно-технические решения, которые могли бы повысить безопасность движения, заслуживают достойной встречи.

«У нас есть отличный пример — пешеходные переходы, оборудованные виброполосами. Когда машина начинает гудеть, водитель инстинктивно сбрасывает скорость, — рассказал Лысаков МОСЛЕНТЕ. — Здесь можно ждать такого же результата. Красный свет заставит пешехода остановиться. Тем более, человек иногда может отвлечься, не увидеть знак».

По мнению Лысакова, одной светодиодной полосы у обочины вполне достаточно: согласно действующим нормам, переходы-«зебры» запрещены на дорогах шире двух полос, поэтому с точки зрения водителя не увидеть яркий свет будет трудно. «Но лучше, конечно, если подсвечен будет весь переход. Это безопаснее. Надеюсь, что такие полосы скоро появятся в местах наибольшей аварийности», — добавил глава «Автомобильной России».

Кроме того, светодиоды могут помочь и автомобилистам, и пешеходам на трудных участках. Особенно в темное время суток. Как ранее писала МОСЛЕНТА, 1 июля были внесены поправки в действующие ПДД, согласно которым ношение светоотражающих элементов на одежде ночью (при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов ) стало обязательным и для взрослых пешеходов. Их отсутствие повлечет за собой штраф — 500 рублей.

Опыт по внедрению лежачих светофоров российская столица может перенять у Санкт-Петербурга, где светодиодные полосы для пешеходов появились еще в 2013 году. Их расположили близ некоторых достопримечательностей города, например, у входа в Таврический сад.