Как газовые фонари изменят облик города

Город
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Центр Москвы будут освещать старинные фонари — городские власти в этом году намерены вернуть исторический облик светильникам, которые давно требуют замены и обновления. МОСЛЕНТА узнала, как изменится Москва и зачем фонарям «юбки».

До конца года осветительные приборы заменят на Садовом и Бульварном кольцах. Некоторые мосты и набережные столицы уже украшают довоенные лампы. В 2014-м светильники заменили на Большом Каменном, Москворецком, Бородинском мостах, Софийской набережной, возле больницы имени Пирогова на Ленинском проспекте.

Внешне они выглядят совсем как в прошлом веке, а вот начинка у них уже современная и энергосберегающая. Эти лампы — натриевые, они освещают московские магистрали по всем стандартам и, в то же время, экономят 20-25 процентов электроэнергии.

Фонари меняют «юбки»

Специалисты меняют не только сами светильники, но и цоколи, и кронштейны, на которые они крепятся. Многие из них были изготовлены еще в конце 1930-х годов, некоторые — в начале 1950-х. Они создавали неповторимый колорит и архитектурный облик того места, где были установлены.

Цоколи в народе называли «юбками» — это часть, которая крепится снизу на опору освещения. При этом форма и вид цоколей не повторялись. Например, на Софийской набережной их называли софийские, на Большом каменном мосту — были «большекаменные», на Москворецком — «москворецкие» цоколи.

«Они являются исторической и архитектурной особенностью города, которую мы должны поддерживать в нормальном состоянии. За последние годы эти цоколи пришли в негодность, физический износ был уже запредельным, поэтому решено было их заменить на аналогичные — той же формы, тех же размеров, того же качества и изготовленные из тех же материалов, что и оригинальные. Но это было сложно сделать, так как чертежи были утрачены», — рассказали в столичном департаменте топливно-энергетического хозяйства.

1452085f35575765c02761cb336c83eae3083a21

Улица Охотный ряд

Фото: Юрий Кобзев / Фотобанк Лори

Новые цоколи, сделанные по аналогии с историческими, не отличить от прежних. Помогли архивы столичного музея «Огни Москвы» — специалисты подняли фотографии и эскизные рисунки, сделали по ним 3D-модели, а затем создали новые формы для отливки, изготовили кронштейны, подобрали колбы светильников.

Кронштейны — самая красивая часть светильника. Они тоже все разные — резные, ажурные, легкие и тяжелые, украшены звездами, снопами, корзинами цветов и другими изысками советской эпохи.

Мосты в прошлое

Восстановить фонари именно этого времени решили не случайно. Тогда они проектировались как художественные урбанистические объекты, и работали над проектами архитекторы различных направлений.

Фонари на мостах не совсем одинаковые. Хотя на первый взгляд кажется, что между ними есть нечто общее, но создавались они в советское время разными архитекторами. Рука того или иного мастера читается в решетках мостов, или в кронштейнах и цоколях.

Например, на Большом Каменном мосту до сих пор сохранились задумки выдающегося архитектора Минкуса, фонари проектировал и знаменитый Щусев. Сами светильники тоже подобраны в соответствии с довоенной эпохой.

Все мосты проектировались как единый архитектурный ансамбль — фонари, решетки. Кстати, на решетках Большого Каменного моста можно увидеть старый герб Москвы, который существовал очень недолго. На нем изображен обелиск советской конституции, который раньше стоял на месте памятника Юрию Долгорукому.

А на фонарях, на дверках, можно заметить дату их создания — 1936 — 1938 год.

E06f5e28fbdbbe6793e044368740a99f1b6b2a15

Площадка перед зданием МГУ на Ленинских горах

Фото: ТАСС

Устанавливать «старые» новые светильники — не простое дело. Меняют фонари специально по выходным, когда автомобильный поток на мостах не интенсивный, чтобы не мешать движению. Для поднятия кронштейнов задействуют гидравлический кран, ведь одна такая деталь весит от 100 килограммов. При этом вышку специалисты ставят так, чтобы не перекрыть движение, а стрелой крана аккуратно перенести драгоценную ношу на опору. Новый кронштейн собирают прямо в воздухе.

Работы ведутся в таком режиме, чтобы не оставить без света водителей, ведь требуется заменить и цоколи, и кронштейны, и прикрутить к ним светильники. Каждый такой объект обновляют бригадами — монтажники закрепляют кронштейн, электрики подключают новые фонари к системе освещения. Механизмы, через которые идет обслуживание фонарей, все электрические системы, надежно спрятаны за специальными элементами, которые защищают цоколь от коррозии.

С возвращением довоенного вида фонарям завершился первый этап этой программы. Результат - 21 опора и 44 светильника на Софийской набережной, 44 — на Большом Москворецком мосту, 40 — на Большом, 17 — на Бородинском. На мостах установили реплики фонарей 30—40-х годов прошлого века, а на Кремлевской и Софийской набережных — 50-х годов. Теперь сюда можно ходить как в музей.

Как стать фонарщиком

А увидеть, как зажигались первые московские фонари, и даже попробовать себя в роли фонарщика или диспетчера за пультом управления наружным освещением можно в музее «Огни Москвы».

Здесь представлены самые разнообразные источники света: светец, масляные лампы, современные электрические фонари, старинные — масляный, керосиновый, газовый. А еще большое количество фотографий с видами столицы.

Именно здесь родилась идея восстановить историческое освещение Москвы. Еще в 2013 году музей реализовал исследовательский проект, который назывался «Фонари Москвы». Специалистам стало интересно, какие старинные светильники сохранились на улицах столицы. По итогам был составлен каталог, с которым потом познакомили руководство департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы.

A9f932e3835f93e23e7557cf892816a982f07636

Помывка фонарного столба

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Проект власти поддержали и решили восстановить часть фонарей, которые находились либо в плачевном состоянии, либо, в некоторых случаях, были полностью утрачены. В ходе исследования сотрудники музея обнаружили много старинных фонарей на московских улицах. В некоторых местах сохранились даже газовые светильники.

А, например, на Каланчевской улице нашли электрические фонари конца XIX века, где их, как оказалось, в свое время поставили как новинку в честь приезда императора Николая II.

В 30-е годы в столице развернулся масштабный план реконструкции — он был просто грандиозный: впервые Москва полностью перестраивалась по единому большому проекту, расширялись улицы, набережные Москвы-реки одели в бетон и установили советские фонари, которые тоже приравнивались к произведениям искусства.

В последнее время они стали разрушаться, на них появлялись трещины, светильники покрылись большим слоем краски, и поэтому решено было их заменить.

В некоторых случаях сохранившиеся фонари просто почистили, а в других — полностью восстановили. Например, на Софийской набережной сохранилось 11 колонн с кронштейнами, а остальные выглядели совсем иначе - их уже успели заменить на современные.

У каждого фонаря, а он состоит из трех основных частей, нижнюю часть — цоколь — в последнее время меняли на пластиковые детали. Сейчас восстановили бетонные, чертежи которых хранятся в музее. Кронштейны, все мелкие детали, которые «одевают» столб, тоже заменили на чугунные.

Правда, обновить удалось не все фонари, так как мачты освещения находятся в ведении разных организаций.

Большая Бронная, Триумфальная, далее везде...

«Сотрудники музея «Огни Москвы» со своей стороны готовы оказать консультативную помощь департаменту капитального ремонта, который начал масштабную программу благоустройства центра города под названием «Моя улица». В фондах музея хранятся старинные чертежи фонарей, исторические фотографии московских улиц. Поэтому стало возможным в Москве установить фонари, которые максимально точно будут соответствовать историческим образцам, что позволит придать нашему городу особые черты», — рассказала «МОСЛЕНТЕ» директор музея Наталья Потапова.

С департаментом топливно-энергетического хозяйства музей сотрудничает уже не первый год. Чиновники вновь поддержали идеи сотрудников музея и попросили подобрать фонари для Большой Бронной улицы. Именно здесь расположен офис департамента.

В программу «Моя улица» попали около 40 адресов, большая часть из них — центральные, исторические, в том числе и Большая Бронная.

«В правительство Москвы мы направили письмо с рекомендацией по улице Мясницкая, которую сейчас благоустраивают. Считаем, что там можно установить исторические опоры — у нас есть все чертежи, фотографии. Нашу инициативу городские власти поддержали, но смогут ли восстановить точные копии старинных фонарей, мы пока не знаем, так как многое зависит от производителей», — говорит Потапова.

Ab33346c33a06df6b367d42bc0d681256e01e5ef

На Пушкинской площади

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Еще один проект — возвращение исторических фонарей на Триумфальную площадь.

«Будут восстановлены шесть опор наружного освещения с 12-рожковыми светильниками 50-х годов ХХ века архитектора Иннокентия Мельчакова. Это огромные фонари-грозди, которые украшали в советское время все главные площади Москвы. Частично эти светильники сохранились в столице, но большая часть в настоящее время утрачена», — рассказала сотрудник музея, автор проекта «Фонари Москвы» Ленара Гадельшина.

«Бульварное кольцо до настоящего времени украшают фонари архитектора Минкуса, которые были установлены в 1947 году к празднованию 800-летия Москвы. Сотрудники музея реализовали исследовательский проект «Фонари Москвы», в результате которого в столице были выявлены исторические опоры наружного освещения, в том числе фонари Минкуса на бульварах. Исторические светильники требует особого отношения: их нужно по возможности реставрировать, а если они находятся в очень плохом состоянии, тогда возможно устанавливать точные копии», — считает Гадельшина.

«Что касается Садового кольца, трудно сказать, какие исторические опоры можно использовать. Проезжая часть очень широкая, поэтому при замене освещения необходимо в первую очередь учитывать светотехнические нормы».

У музея есть много материалов — чертежи, фотографии, сами старинные колонны украшают внутренний дворик. «Это своеобразный музей под открытым небом, где собраны исторические колонны - по ним можно сделать обмеры, использовать чертежи. Мы открыты к сотрудничеству», — подчеркивает Наталья Потапова.

«Вообще, после того, как заменили фонари на мостах, москвичи говорят нам, что стали на них чаще обращать внимание, что светильники очень красивые и украшают город», — делится Ленара Гадельшина.

По мнению горожан, в исторических местах действительно нужны такие архитектурные детали. «На старинных улицах в застройке определенного времени, такие малые архитектурные формы добавляют колорита. Из таких деталей складывается образ и атмосфера города. В Москве фонари отличаются от своих «собратьев» в других городах. Например, в Петербурге работали одни архитекторы, а в Москве — другие. В городах Европы часто фонари не меняют столетиями. Москва - город древний и она заслужила, чтобы ее исторические улицы украшали такие же светильники», — отмечает Гадельшина.

«Мы не говорим о том, что новые районы нужно освещать старинными фонарями. В любом случае, нужен адресный подход. Город за сто лет сильно изменился, улицы стали шире. При проектировании освещения надо учитывать не только исторические особенности, но и светотехнические нормы», — говорит Потапова.

История в деталях

После того, как поработали архивариусы и музейные работники, за дело берутся дизайнеры. Они по картинкам восстанавливают утраченное, согласовывают с заказчиком и создают 3D-модели нужной детали.

Наибольшую ценность для реставраторов и историков представляли такие небольшие казалось бы фрагменты, как логотип «Мосгорсвета», сохранившийся с 1930-х годов: звезда, обрамленная лавровым венком, которую восстановили по старым рисункам на Бородинском мосту.

Столкнулись специалисты и с сюрпризами. Так, массивный, чугунный кронштейн на фонарной опоре после демонтажа и изучения оказался алюминиевым. Учитывая пожелания заказчика — департамента топливно-энергетического хозяйства, — сделали эти кронштейны такими же. При этом все материалы прошли соответствующие проверки — на прочность и на световые нагрузки. Поскольку эти детали создавались известными архитекторами, дизайнеры не могли отклониться от чертежей ни на йоту.

F1d59c89a372e80f9e2410480dc83a82cf96b262

Вид на Государственный Исторический музей и Кремль с Манежной площади

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Так было с звездой на Бородинском мосту — ее воссоздали полностью, так как она оказалась утрачена еще в 1990-е годы, когда исторические детали с опор освещения и мостов просто утилизировались. Пришлось копаться в архивах, изучать старые работы, чтобы ее восстановить.

Следующим этапом работы стал расчет изделий на прочность, поскольку место их установки очень ответственное, и допустить просчета нельзя. После того, как мастера получили подтверждение того, что все будет безопасно и надежно, приступили к изготовлению деталей. Для этого была подготовлена соответствующая модельная оснастка для литья форм.

Но отлить изделие это не значит завершить работу — необходима была сложная кропотливая подгонка всех элементов. После этого этапа, все кронштейны и цоколи покрыли антикоррозийными материалами, чтобы изделие как можно дольше служило и радовало москвичей.

Об устранении излишеств

В планах городских властей не только восстановить утраченные исторические фонари в центре города, но и придать старорусский колорит некоторым пешеходным зонам. Не исключено, что одну из них украсят газовые светильники.

Последний газовый фонарь в городе был заменен на электрический в 1932 году. В 2013 году в Москве, впервые после 80-летнего перерыва, вновь зажглись такие лампы. Новый ансамбль газовых фонарей разместился в парке Воинской Славы на территории «Мосгаза».

Специалисты применили самую современную горелку с электроподжигом. Его система работает автономно, от встроенного аккумулятора. Днем он заряжается от солнечной энергии, вмонтированной в газовый фонарь, а ночью — от света самого газового светильника. Подзарядка происходит непрерывно. Новые газовые фонари оснащены датчиками освещенности и горения, они работают автономно, зажигаясь исключительно в темное время суток. Чугунные колонны газовых фонарей отлиты по чертежам фонарей ХIХ-ХХ веков в Санкт- Петербурге.

Уникальные фонари восстанавливают и на ВДНХ. Они освещали выставку еще в 30-е годы прошлого столетия. Сейчас специалисты реставрируют фонари, а те их элементы, которые уже утрачены полностью, воссоздадут в первозданном виде по архивным документам. В частности, наибольшую проблему для реставраторов представляют колонны, некогда стоявшие у фонтана «Каменный цветок».

Дело в том, что для освещения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 30-е годы к ним разработали серию кронштейнов, которые в начале 50-х годов заменили на новые, четырехрожковые. Мастера сейчас отливают четырнадцать новых фонарей, в точности соответствующих историческим.

Пока не удастся восстановить исторические светильники, временно будут подобраны современные, близкие по форме. В дальнейшем можно будет воссоздать и исторические плафоны по единственному сохранившемуся в музее образцу.

Всего в столице сохранилось около 100 дореволюционных и 1,5 тысяч конструкций советского периода. Например, в саду «Эрмитаж» есть светильник, которому более 100 лет. Самые старые фонари — в Кремле. Это четыре струнные колонны около Царь-колокола и Царь-пушки. Они появились в конце XIX века. А фонари с лампами накаливания начали размещать в Москве в 1913 году.

D6a4e03816a1f151f83386893ea440ce18bd061e

Покраска фонарей на Манежной площади

Фото: Игорь Табаков / ТАСС

В советскую эпоху, в 50-е, вышло постановление Хрущева об устранении излишеств. Тогда и началась борьба с архитекторами сталинских времен. Есть в Москве и «кладбище» утилизированных фонарей — склад «Моссвета» в Текстильщиках, где фонари находятся до тех пор, пока их не отправят в лом.

Слово за москвичами

Проект «Активный гражданин» запустил опрос — в ходе электронного голосования москвичи выразят отношение к новому дизайну фонарей на набережных и мостах в центре города. Жителям столицы предстоит определить, заметны ли изменения, и как замена фонарей повлияла на внешний вид города. Мнение москвичей будет учтено на следующих этапах работы по модернизации освещения столицы, обещают власти.

По мнению архитектора Никиты Токарева, как к любому восстановлению, к фонарям и другим элементам уличного дизайна надо относиться взвешенно, чтобы историческая среда не обернулась «диснейлендом»: «Полностью поддерживаю восстановление фонарей на мостах, когда они были частью архитектуры, авторского замысла, специально проектировались для этого места. А вот на улицах и площадях, которые являются по паспорту историческими, но на деле сильно поменяли характер застройки, ее высоту и другие характеристики, восстановление только вредит. Старые фонари выпадают из масштаба, становятся пародией на самих себя».

Федор Сумароков,архитектор, считает, что задумка вернуть исторический облик фонарей хорошая: «Но, мне кажется, нужен разумный подход. Там, где историческая среда, хорошо бы восстановить дизайн световых опор в старинном стиле, а на более современных улицах, я думаю, будет более уместно размещение современных световых опор».

Лика Ионова