Чем пахнет компьютерный магазин

Город
Перформанс Disnovation
Фото: n1c0_AOF / Flickr

В институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» с 6 по 28 августа пройдет летняя сессия программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии», подготовленная совместно с Политехническим музеем. Впервые на одной московской площадке будут представлены три французских фестиваля актуального искусства: Disnovation, Videoformes и Les Nuits Sonores. 23 августа все желающие смогут присутствовать на репетиции грандиозного перформанса, посвященного нефти, а на открытии программы пройдет презентация аромата «новой технологии», разработанного французскими парфюмерами. МОСЛЕНТА расспросила куратора программы Наталью Фукс о самых значимых участниках и событиях предстоящей программы.

Dd6263aaf5dd856deea9db35b57f0b7c371ce629

Наталья Фукс

Фото: архив пресс-службы Политехнического музея

Что такое сайенс-арт и чему посвящена летняя сессия программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии»?

Сайенс-арт или научное искусство развивается на протяжении как минимум последних 30 лет и выстраивается в первую очередь на взаимодействии художников и ученых. Это творческий взгляд на научные достижения нашего времени и то, как в современном обществе может применяться технология.

В России инициаторы развития этого направления работают на протяжении последних десяти лет, среди них и Государственный центр современного искусства, и лаборатория Art and science в Москве, и наша программа «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии», запущенная полтора года назад. Мы не только поощряем и развиваем научное искусство, но и налаживаем взаимодействие художников с новыми технологиями, вбираем и объединяем разные экспериментальные форматы технологического и научного искусства.

На летнюю программу на «Стрелке» вы привезете резидентов трех французских фестивалей: Disnovation, Videoformes, Les Nuits Sonores. Пожалуйста, расскажите коротко о каждом из них.

Мы составляли программу так, чтобы показать, в каких разных жанрах и направлениях может существовать сайенс-арт и как он взаимодействует с современным искусством. Например, Disnovation стал нашим партнером потому, что это единственный в мире фестиваль, который фокусируется на теме критики инноваций и взаимоотношений человека с технологиями. Мы привыкли принимать научный и технический прогресс, как позитивные процессы, как благо. А Disnovation дает критический взгляд на эту проблему, и художники, представляющие на нем свои работы, в первую очередь знамениты тем, что критикуют безудержное стремление человечества к техническому прогрессу. 6 числа будет открыта постерная выставка, представляющая манифесты художников, работающих в этом жанре. Хочу отдельно отметить, что, к примеру, автором одного из ключевых манифестов технологического искусства — Critical Engineering, является российский художник Даня Васильев, который сейчас живет и работает в Берлине. За последние годы он стал одной из важных фигур , определяющих развитие отношений между технологиями и современным искусством в мировом художественном сообществе.

B2eb0f3f18baae7c8bef718427aa47d20c2c25c5

Николя Мегре

Фото: архив пресс-службы Политехнического музея

Также мы представим видеопрограмму Disnovation, и, что очень важно, у посетителей будет возможность пообщаться с основателем фестиваля Николя Мегре. Программу откроет его лекция о «пропаганде инноваций» и технологическом фетишизме. Думаю, это будет интересно не только широкой публике, но и ученым.

К тому же в день открытия у нас запланирована российская премьера художественного проекта Клеманс де ла Тур дю Пан «Настоящий компьютерный магазин». Это эксперимент 2014 года по созданию запаха «новой технологии», над которым работали один художник и четыре парфюмера. В результате они изобрели абсолютно новый аромат компьютерного магазина, который и будет представлен на открытии.

Videoformes — один из старейших фестивалей видеоарта не только во Франции, но и в Европе, который в определенный момент расширил свои границы и превратился в фестиваль как видеоарта, так и цифровых искусств. Его куратор и художественный директор Габриэль Сьюшер с 1986 года занимается этим проектом. Габриэль представит нам селекцию самых свежих работ о науке и технологии и расскажет, как его фестиваль изменился за последнее десятилетие и какую роль сыграл в этом научно-технический прогресс.

Завершать летнюю сессию мы будем «Звуковыми ночами», Les Nuits Sonores — это один из крупнейших фестивалей в Европе, который объединяет саунд-артистов или звуковых художников, как их называют в России. К нам приедет один из хедлайнеров «Звуковых ночей», французский художник и электронный музыкант Лоран Про, уже не одно десятилетие работающий в области экспериментов со звуком и проводящий исследования в этой области. По его гипотезе мы воспринимаем цифровое, электронное звучание не сознанием, а исключительно телом.

7a1077e7307b846e962925eaecef2f8f9f2d37f2

Лоран Про

Фото: архив пресс-службы Политехнического музея

28 августа перед тем, как продемонстрировать звуковой перформанс собственного проекта IN AETERNAM VALE, он расскажет, как и почему в электронной музыке в последние пять лет наступил ретро-этап и происходит возврат к аналоговому звуку, возрос интерес к электро-акустической музыке. Здесь тоже будет интересно поговорить, как и почему развитие технологий приводит к таким спиралеобразным движениям от одной тенденции к другой и как они влияют на культуру: вначале на узкую, элитарную, затем на открытую, массовую.

О
Ольга Киселева прилетает из университета Сорбонны и будет осуществлять постановку перформанса, посвященного нефти. 23 августа мы приглашаем зрителей, которые смогут наблюдать за тем, как с участием художников, видеохудожников, актеров, хореографов, создается перформанс

Таким образом, к нам на фестиваль в качестве гостей приезжают люди, которые наблюдали изменения художественной и технологической мысли на протяжении последних тридцати лет. В своих лекциях и дискуссиях они расскажут, как выглядели эти процессы в глазах профессионалов, работающих с музыкой, видеоартом и различными направлениями современного искусства.

На какую аудиторию рассчитан фестиваль? Кому это будет интересно в первую очередь?

В силу того, что это будет и ретроспективный взгляд и совершенно новые, свежие проекты, мы будем рады видеть людей разных возрастов. Уверена, что программа «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» будет интересна художникам, ученым, инженерам и исследователям из самых разных областей, музыкантам, режиссерам, видеохудожникам, студентам арт-школ, гуманитарных и технических специальностей. Всем тем, кому хочется понять, как происходит взаимопроникновение таких, казалось бы, противоположных творческих и технических дисциплин.

Какие мероприятия фестиваля вы можете рекомендовать тем, кто хочет познакомиться с сайенс-артом, но ограничен во времени и не готов ходить на все события «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии»?

Широкой публике я бы порекомендовала посетить хотя бы одно из мероприятий программы, в каждом будет что-то особенное. На открытии, 6 августа, будет возможность поучаствовать в дискуссии с Николя Мегре, пройдет презентация запаха «новой технологии», в рамках видеопоказа Disnovation будут представлены работы современных медиахудожников, откроется постерная выставка. 7 августа пройдет аудиовизуальный перформанс Николя и нашего специального гостя из Швейцарии, художницы Валентины Вукшич, я считаю, это стоит увидеть. Габриэль Сьюшер 14 августа после лекции о видеоарте представит специальную селекцию фестивальных видеоработ, связанных с темой технологий и науки. Заключительный техно-перформанс Лорана Про IN AETERNAM VALE 28 числа станет финальным музыкальным аккордом программы в исполнении ветерана французской сцены.

Будет большое количество дискуссий, открытых мастерских, куда мы приглашаем всех, кто готов к диалогу. В программе — как дискуссии широкого формата, например, с Николя Мегре, где будут обсуждаться вопросы инновации и технического прогресса, так и достаточно узкой направленности, посвященная музыке, как у Лорана Про. Совсем другое измерение представляет проект с Ольгой Киселевой, которая прилетает из университета Сорбонны и будет вместе с нами осуществлять постановку перформанса, посвященного нефти. 23 августа мы приглашаем зрителей, которые смогут наблюдать за тем, как с участием художников, видеохудожников, актеров, хореографов, создается перформанс.

Полная программа фестиваля здесь, вход на все события бесплатный по предварительной регистрации.