Как оформить паспорт в торговом центре

Город
Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Центры госуслуг Москвы (МФЦ) отмечают четвертый день рождения. МОСЛЕНТА побеседовала с директором ГБУ МФЦ города Москвы Еленой Громовой о том, насколько Центры госуслуг изменили жизнь москвичей, и с представителями учреждений, в которые больше не надо бегать за справками.

Без бюрократии

По словам Елены Громовой, за четыре года существования проекта удалось решить главную задачу — переломить отношение к бюрократическим процедурам как к чему-то очень долгому и нервному.

Основная цель сотрудников центров — сделать так, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Одним из основных достижений сами руководители МФЦ называют принятие решения о работе семь дней в неделю: по воскресеньям приходит по 16 тысяч человек, поэтому не приходится сомневаться в рациональности работы с восьми до восьми.

«Предварительная запись, а также возможность получить уведомление о готовности документов существенно облегчает работу центра. Сейчас подавляющее большинство людей выбирает оповещение. Так что не нужно лишний раз приходить в учреждение и спрашивать о готовности документов», — объяснила Громова.

Без лишней беготни

«Раньше как было — нужно посетить несколько окошек, угодить в их режим работы, отстоять долгую очередь, потом вернуться на получение документов… Сейчас процесс удалось выстроить. У нас заявлено предельное время ожидания — 15 минут, но на самом деле люди ждут примерно шесть минут, а в лучшем случае — три», — рассказала Громова.

Также она подчеркнула, что москвичам не обязательно обращаться в центры «Мои документы» строго по месту прописки — необходимую услугу можно получить в любом МФЦ. Поэтому, несмотря на то, что центры сегодня охватывают только 90 процентов столичных районов (не хватает центров госуслуг в ЦАО), де-факто никто из москвичей не должен испытывать трудностей с оформлением документов. В каждом из МФЦ есть возможность сфотографироваться, заплатить пошлину, занять ребенка и даже поесть.

Сергей Собянин
мэр Москвы
«

«Количество хождений граждан уменьшилось в два раза по сравнению с тем, что было до этого, а очереди с момента начала проекта — с 2013 года — уменьшились почти в 80 раз. Сегодня пример МФЦ является неплохим для всех органов госвласти — как работать с населением»

«Наша цель — сделать так, чтобы центры были похожи, как братья-близнецы. И чтобы люди знали, они везде могут выпить кофе и съесть бутерброд. Хотя в этом часто нет необходимости: сейчас время ожидания в очереди сократилось до трех минут», — объяснила директор МФЦ.

319e04dc6337e6478d366d603f90ff72044f0406

Для детей в МФЦ оборудованы специальные игровые уголки

Фото: ергей Николаев / Интерпресс / ТАСС

Сейчас в городе 110 центров. К 29 августа не только открываются новые центры, но и приведены в порядок те, которые были неудобны посетителям.

Среди самых распространенных услуг сегодня — оформление свидетельств о рождении или смерти, права на наследство. Эти услуги раньше можно было получить только в здании ЗАГСов.

Как рассказала МОСЛЕНТЕ Марина Маслова, заместитель главы столичного управления ЗАГС, важно понимать, что Центр госуслуг — это только пункт приема документов.

«Через МФЦ можно подать заявление на заключение брака, на расторжение брака (для супругов, не имеющих детей), выдачу повторных документов, на оформление свидетельств о рождении и смерти. Но саму услугу все равно оказывает ЗАГС. И люди могут выбрать, куда пойти — наверное, туда, где ближе. Гражданину так, конечно, удобнее», — рассказала она.

Также Маслова добавила, что расположение МФЦ в каждом районе позволило москвичам быстро привыкнуть к новому формату работы. Но, по ее словам, о перенесении в помещение МФЦ новых услуг речь пока не идет. «Все это определено в федеральном законе. Мы сами не можем принимать решения», — объяснила Маслова.

Как отметила Елена Громова, иногда люди просят добавить в список услуг МФЦ возможность замены водительских прав, решения проблем с Пенсионным фондом, а в перспективе также расширить взаимодействие со службой судебных приставов.

Сейчас с центрами «Мои документы» сотрудничают около двадцати московских и федеральных ведомств. Как рассказали МОСЛЕНТЕ в столичном департаменте городского имущества, который также делегировал часть своих полномочий МФЦ, новый формат работы помогает существенно ускорить все процедуры.

«Приватизация и подтверждение права собственности — самые популярные вопросы, с которыми приходят граждане. Многие жилищные и имущественные вопросы, а также вопросы землепользования теперь можно решить через МФЦ. Причем это касается и физических, и юридических лиц. Раньше сдавать документы можно было только в службе «одного окна» в управах районов, теперь у людей появилась возможность сократить время ожидания», — объяснили в пресс-службе ведомства.

D771ed099f7b5b8a941ac6466caaebd812500c39

Оформление общегражданского российского паспорта может занять всего один час

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

В торговых центрах

Громова отметила, что особой популярностью пользуются «Мои документы», расположенные в торговых и развлекательных центрах — тогда опции вроде оформления паспорта за час имеют смысл. Впервые такое решение опробовали год назад, и, поскольку москвичам оно пришлось по душе, продолжают реализовывать дальше. «Поэтому сейчас мы стараемся открывать новые точки не во дворах, а в таких вот местах скопления народа. Там людям есть чем заняться, пока они ждут. Такие центры мы откроем в Бутово, в ТЦ «Алфавит», и в «Амфимолле», в Пресненском районе», — пояснила Громова.

«
«Наша цель — сделать так, чтобы центры были похожи, как братья-близнецы. И чтобы люди знали, что везде они могут выпить кофе и съесть бутерброд. Хотя в этом часто нет необходимости: сейчас время ожидания в очереди сократилось до трех минут»

По таким показателям, как доступность услуги, управление очередями и комфортность для людей, Москва вышла на один уровень с мировыми мегаполисами — Сеулом, Лондоном, Стокгольмом и Торонто. Однако главным достижением за четыре года Громова считает налаженный диалог с гражданами — по ее словам, каждый отзыв или комментарий, оставленный в социальной сети, обязательно будет прочитан и принят к сведению, а человек получит ответ.

Валерий Катков, муниципальный депутат района Выхино-Жулебино в разговоре с МОСЛЕНТОЙ подтвердил: жителей, недовольных работой центров госуслуг, ему пока не попадалось.

«Сам я не использую МФЦ, нет необходимости. Но я не слышал пока ни одной жалобы на них от жителей. К хорошему быстро привыкают, и у людей уже не возникает желания пойти как раньше в ЗАГС или в управу. Правда, у нас есть нюанс: по документам район один, но на самом деле — их два, Выхино и Жулебино. Их даже разделяет МКАД. Естественно, один центр госуслуг — неудобно, пожилым людям далеко ездить. Поэтому открыли своего рода пункт приема документов. Все довольны», — рассказал Катков.

В честь дня рождения центров госуслуг с 29 августа по 6 сентября МФЦ будут празднично украшены, все руководители будут на местах и готовы ответить на вопросы посетителей. Также москвичей ждет небольшое угощение и флэшмоб-сэлфи. Правила участия просты: нужно сфотографироваться в МФЦ, выложить фото в соцсеть, а затем распечатать там же, в «Моих документах». Полный список мероприятий, запланированных на праздничную неделю, можно посмотреть на сайте.