Как в Москве забил фонтан одеколона

Город
Фото: Игорь Сабадаш / ТАСС

90 лет назад, в 1925 году, на фабрике «Новая заря» начали выпуск духов «Красная Москва». На многие десятилетия они стали непременным атрибутом миллионов советских женщин. Как появилась «Красная Москва», кто ее автор? МОСЛЕНТА вспомнила, какой парфюм был популярен в советскую эпоху и как его использовали.

Фонтан из одеколона

Анри Брокар. Фамилия этого пышноусого брюнета многие годы гремела по всей России. В 1864 году он, сменивший имя и отчество на русский манер, стал называться Генрихом Афанасьевичем и основал в Москве, в Теплом переулке, парфюмерно-косметическое производство. Расположилось оно в стенах бывшей конюшни.

Брокар, начавший свое дело с выпуска недорогого мыла, быстро расширил ассортимент. Он начинает вырабатывать шампуни, губную помаду, пудру. В старых стенах ему уже тесно, и он переезжает сначала на Зубовский бульвар, потом — в дом Соколова на Пресне. В 1869 году новая большая фабрика Брокара открылась на углу Арсеньевского переулка и Серпуховской улицы — ныне это улицы Павла Андреева и Люсиновская.

Энергия бьет из француза ключом, он идет все дальше в своих начинаниях — открывает линию по производству духов и одеколонов. К концу семидесятых годов XIX века новатор-француз становится лидером на российском рынке парфюмерии. Фамилия Брокар стала нарицательной, символом продукции, притягивающей к себе несметное число модниц, которые расхаживали «дыша духами и туманами». Впрочем, фабрикант не забывал и о мужчинах.

Он поразил всех своим ноу-хау на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве. В центре павильона забил фонтан, да не простой, а из одеколона новой марки «Цветочный». Народ буквально обезумел, наполняя ароматной продукцией банки и бутылки. Некоторые умудрялись даже постирать свою одежду в огромной ванне с одеколоном. Газетчики, которые никогда не лезли в карман за словом, сравнивали московский фонтан с чудом из пушкинской «Сказки о царе Салтане».

О чем мечтал Брокар

Продукцию Брокара узнали и оценили за рубежом. В 1889 году он утер нос законодателям парфюмерной моды, своим соотечественникам-французам — его духи «Персидская сирень» получили большую золотую медаль на выставке в Париже.

Увы, жить блестящему парфюмеру оставалось недолго. Он умер в 1900 году, оставив Москве свое детище — «Товарищество Брокар и Ко». Но и в последующие годы его империя бурно развивалась, а продукция, которая постоянно пополнялась новыми сортами, была нарасхват.

В 1913 году Товарищество Брокара стало поставщиком Двора Его Императорского Величества. Это звание было самым почетным и престижным для любого российского предпринимателя. О нем наверняка мечтал и Генрих Афанасьевич…

6b1265143219ec57e21d8e0493f4b1dd2565a742

У прилавка парфюмерного магазина в Охотном Ряду, 1958 год

Фото: В. Малышев / РИА Новости

К 300-летию Дома Романовых парфюмер Август Мишель, который трудился в фирме Брокара, создал для супруги Николая Второго, императрицы Марии Федоровны, изумительный букет из восковых роз. Они источали такой дивный аромат, что привели в восторг придворных. Впоследствии Мишель создал духи под названием «Любимый букет Императрицы» с ликом Екатерины Второй на флаконе. Супруге царя так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого французского парфюмера Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.

После Октябрьской революции Мишель, единственный из парфюмеров-иностранцев, остался в России. Разумеется, «Товарищество Брокар» было национализировано, на его основе возник Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный завод № 5. Но, по слухам, Мишель воспротивился этому чересчур прозаическому названию и предложил более звучное — «Новая заря». На этом предприятии Август Ипполитович стал главным парфюмером.

Заветная коробочка

3d57f35e1ec668e50f2d175a2852ba273c134456
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

На основе элитных духов француз создал «пролетарские» — «Красная Москва». Их разлили в фигурные флаконы в форме кремлевской башни и упаковали в красные коробочки, расчерченные молниями экспрессивных золотых линий. Оформление духов, сохранившееся до наших дней, придумал художник Андрей Евсеев.

В начале тридцатых годов директором «Новой зари» была Полина Жемчужина — жена Вячеслава Молотова, ближайшего соратника Иосифа Сталина. Она очень заботилась о продвижении «Красной Москвы». С легкой руки Жемчужиной духи стали модными в высших кругах — ими благоухали звезды кино Любовь Орлова и Валентина Серова. В последующие годы ими пользовались и другие знаменитости — министр культуры СССР Екатерина Фурцева, певица Людмила Зыкина, первая женщина-покорительница космоса Валентина Терешкова. И это лишь часть большого списка известных женщин — поклонниц «Красной Москвы».

Мишель стал автором еще одних духов — «Манон» — с легким ароматом гвоздики и ландыша. Они на несколько лет опередили моду на подобные запахи во французской парфюмерии.

«Красная Москва» была доступна не только знаменитостям, но и простым советским труженицам. Духи продавались повсюду, да и цена была по карману даже обладательницам скромных зарплат.

Советские духи оценили и за рубежом. В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе, куда «Новая заря» повезла свои лучшие образцы, духи «Красная Москва» получили золотую медаль. Потом были награды в Лейпциге, Братиславе, Софии…

«У этих духов есть свое лицо»

Шли годы, «пролетарские» духи хотя и сохраняли лидерство среди советских парфюмерных изделий, их позиции были уже не такими прочными. В СССР появились изделия с более нежным и тонким ароматом — произведенные в Латвийской республике, Польше, Франции. Но «Красная Москва» не исчезала с прилавков, ее по-прежнему покупали.

В числе нынешних поклонниц знаменитого парфюма — известная актриса, сценарист и режиссер Рената Литвинова. «Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо, — считает она. — А если приторность «Красной Москвы» использовать правильно и в меру, то они заткнут за пояс любую французскую линию духов».

В советское время выпускалось немало и других изделий, напоминающих о столице. Это духи «Огни Москвы», «Кузнецкий мост», одеколоны «Московский», «Олимпийский Мишка». Одни сняты с производства, другие до сих пор в продаже.

3d7265ba302e8c34e67a47f07de47db678544395

Парфюмерная лаборатория московской фабрики «Новая заря», 1972 год

Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

Привет от Франсуа Коти

Духи «Красная Москва» можно считать «маршалом» советских парфюмерных изделий. Но в той «армии» было немало «генералов». Это, в частности, «Тройной» одеколон. Между прочим, этот парфюм когда-то тоже начал выпускать Брокар. Парфюмеры его фирмы несколько изменили запах известной в свое время «Кельнской воды», признанной хорошим средством против инфекций и эпидемий. Например, Наполеон не расставался с заветным флаконом во всех своих боевых походах.

«Тройной» пользовался популярностью практически у всего мужского населения Советского Союза. И даже у Сталина, который им смягчал лицо после бритья. По его словам, только этот одеколон не вызывал раздражения кожи. Впрочем, для вождя выпускали специальный сорт в виде фляги, и запах у него был другой…

«Тройной» был универсальным средством — его использовали после бритья, обрабатывали раны и порезы, и даже употребляли внутрь, благо в нем содержалось более 60 процентов спирта.

Стоил «Тройной» дешево, устраивал многих и доступен был всем. Как и «Шипр».

Его создал французский парфюмер Коти. Побывав на Кипре, он решил сохранить в своем детище ароматы острова, создав легендарный одеколон Chypre. Справедливости ради, следует отметить, что советский вариант значительно отличался от образца Коти. Одеколон из СССР обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

«Шипр», как и «Тройной», использовался парикмахерами после стрижки клиентов. У цирюльников был традиционный вопрос: «Освежиться не желаете?» И многие согласно кивали, ибо это удовольствие стоило копейки. Но «освежиться» можно было не только в парикмахерской, но и на улице из специального автомата. Подставляешь голову под одеколонную струю, опускаешь 15 копеек и через несколько мгновений начинаешь благоухать…

8997de601c9e5198e1bd41973f5ee11ebdb48be2

В парфюмерном магазине Москвы, 1960 год

Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

Чем только ни пахли советские люди — одеколонами «Саша», «Русский лес», «Гвардейский», духами «Белая сирень», «Магнолия», «Русская шаль», «Дебют», «Наташа», «Елена», «Володя». Можно вспомнить и другие парфюмерные изделия — «Черный ларец», «Анна Каренина», «Золушка», «Каменный цветок», «Вечер», «Пиковая дама». Последние духи выделялись оригинальным флаконом, на которым были вытиснены знаки карточных мастей.

Валерий Бурт