Москва в кольце

Город
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В Москве проходит реконструкция Малого кольца железной дороги. В составе кольца, которое должно заработать в 2016 году, запланированы 32 станции, протяженность его — 54 километра. МОСЛЕНТА выяснила подробности гигантского проекта — прошлого и настоящего.

Повеление императора

Впервые о необходимости железной дороги вокруг Москвы задумались почти полтора века назад. В феврале 1870 года проект «Московской круговой дороги» вниманию комиссии по делам о пользах и нуждах общественных при городской Думе представил инженер Андрей Горчаков. Он предложил построить трассу по границе с пригородом, то есть вдоль Камер-Коллежского вала. Однако проект даже не пытались реализовать… Позже появились другие разработки — обществ Московско-Курской и Московско-Ярославско-Архангельской железных дорог.

Bc7a231b673e93821d02d9aa297357464e938893

Почтовая карточка, 1916 год

Фото: Елена Морозова / Фотобанк Лори

Решение о сооружении Московской окружной железной дороги было принято осенью 1897 года по инициативе министра финансов России Сергея Витте. В конце 1897 года было создано «Особое Совещание» с широкими полномочиями, в состав которого вошли военный министр, министры финансов, путей сообщения, военный министр и государственный контролер. «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид» — повелел Николай Второй. Но тогда главным городом империи был Санкт-Петербург…

В феврале 1900 года Совещание постановило: «Признать сооружение Московской окружной железной дороги в два пути с полным оборудованием, товарными и сортировочными станциями необходимым, с тем, чтобы эта дорога была сооружена вне пределов города, но на расстоянии не свыше 8-10 верст от него, распоряжением и на средства казны».

В 1902 году лучшим — всего было 11 претендентов — признали проект инженера Петра Рашевского. Он планировал возвести на Ходынке большой центральный пассажирский вокзал. Однако в этом случае затраты существенно возрастали, и железнодорожное кольцо обошлось бы в огромную по тем временам сумму — 53 миллиона рублей. Поэтому была создана новая схема, по которой создание окружной дороги стоило бы 38,6 миллиона рублей. Тоже дорого, но все же.

Часы от «Павла Буре»

Рашевский руководил и строительными работами, которые начались летом 1903 года. Утвержденная схема предусматривала строительство четырех главных путей — два для пассажирского движения и столько же — для грузового.

Строили окружную дорогу с размахом, не жалея денег. Все было современное, передовое — телефонная линия фирмы «Л.М. Эриксон и компания», электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами, системы управления движением Макс-Юделя.

Для всех станций кольца было предусмотрено оригинальное архитектурное оформление с образцами московского модерна. Черепицу для крыш закупили в Варшаве, часы заказали у знаменитой швейцарской фирмы «Павел Буре». Кстати, один экземпляр сохранился до сих пор — он находится в кабинете начальника станции «Пресня».

816b6227b54bce3503ab298a2273d8643134b2b5
Фото: ru.wikipedia.org

На всех станциях открылись буфеты с ледниками для хранения провизии, а также «отхожия места каменныя, отопляемыя». На станциях трудилась целая армия — стрелочники, станционные сторожа, телеграфисты, конторщики, ламповщики.

Непременным украшением станций были садики. Были изданы путеводители и альбомы с историей Москвы и описанием исторических памятников и торгово-промышленных заведений, находящихся в окрестностях Москвы и прилегающих к кольцу дороги, с рисунками и картой.

Пять лет спустя

19 июля (1 августа по старому стилю) 1908 года окружная дорога была открыта. Кстати, кольцо получилось не совсем круглое — на северо-западе оно оттягивалось на 12 километров, а на юге проходило в пяти километрах от Кремля.

Церемония была торжественной. В ней, в частности, участвовали министр путей сообщения — генерал-лейтенант Николай Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, Московский генерал-губернатор Сергей Гельшельман, председатель строительного комитета Окружной железной дороги Владимир Коковцев, Московский городской глава Николай Гучков, начальник Николаевской железной дороги Иосиф Турцевич.

Состоялся молебен, после которого митрополит Владимир окропил путь и паровоз «Ов-1007» с вагонами. Наступил долгожданный момент — супруга генерал-губернатора перерезала серебряными ножницами широкую зеленую ленту, и первый поезд медленно тронулся в путь.

На другой день газета «Московские ведомости» сообщила: «Вчера открылась московская окружная железная дорога, постройка которой продолжалась пять лет. На станции «Серебряный Бор», разукрашенной национальными флагами и зеленью, гостей встречал строитель дороги и начальник работ инженер П.И. Рашевский».

Через леса, болота и пашни

По дороге, протяженностью более 51-й версты (54,4 километра) в сутки проходило четыре состава. Один из первых машинистов трассы П.А. Рыжнов вспоминал: «Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога окружная — опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается — такое безлюдье кругом». Да, в иных местах рельсы были уложены через леса, болота, пашни, вдоль дач, по промышленным землям, примыкающим к фабрикам и заводам.

Маршрут проходил и по живописным местам — по усадьбам в Михалкове и Свиблове, Ботаническому саду, у храма Ильи Пророка в Черкизове, Симонову монастырю, в Лужниках, по Лосиному острову.

Московская окружная железная дорога — уникальная транспортная развязка, не имеющая аналогов в практике дорожного строительства. Не удивительно, что ее высоко оценили за рубежом — копии чертежей окружной дороги были запрошены у императора Николая II правительством Великобритании. Оно планировало строить западную окружную железную дорогу в Лондоне. Русские пошли навстречу…

Сегодня часть документов хранится в Британской библиотеке как исторический памятник русскому инженерному искусству.

На помощь фронту

329e1942e875c7972754f5a1aca63fe00e167b0e

Перевозка грузов во время войны, 1941 год

Фото: Наум Грановский / ТАСС

Дo 1917 года по кольцевой железной дороге перемещали большое количество грузов. А вот пассажирские поезда заполнялись плохо — их в основном заполняли в рабочие и служащие прилегающих к трассе предприятий. К концу двадцатых годов районы, по которым проходила трасса, получили трамвайное и автобусное сообщение, поэтому желающих прокатиться по кольцевой дороге стало еще меньше. Поэтому в 1934 году пассажирское движение было закрыто.

Во время Великой Отечественной войны по кольцу перебрасывали на фронт из восточных регионов страны, где располагались заводы, танки и другое тяжелое вооружение, боеприпасы. На средства железнодорожников для Советской армии был построен бронепоезд «Москва», который был снят в фильме «В шесть часов вечера после войны».

В середине ХХ столетия обнаружился основной недостаток сооружений окружной дороги: старые мосты с низкими порталами не позволяли без крупных вложений электрифицировать трассу. Поэтому, когда по городским железным дорогам пустили электрички, малое кольцо обошли стороной. В 1959 году дорога была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение. В 70-х кольцо модернизировали — построили новые подъездные пути. Однако жизнь там постепенно замирала.

Сейчас эта трасса снова понадобилась Москве.

С кольца на метро

Проект кольцевой линии в составе транспортной сети Москвы разрабатывался в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», концепции обеспечения транспортной доступности в московском регионе, развития транспортной системы столицы, избавления города от пробок. Для реализации этой идеи в июне 2011 года была учреждена совместная компания правительства Москвы и ОАО «РЖД» — ОАО «Московская кольцевая железная дорога». Проект был одобрен на встрече Владимира Путина, который в то время занимал пост председателя правительства РФ, и тогдашнего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Пассажирское движение по Малому кольцу будут обеспечивать современные электропоезда. Каждый состав будет состоять из 7-10 вагонов с тремя парами дверей общей вместимостью более полутора тысяч человек. Однако, если число пассажиров вырастет, состав будет увеличен до 12 вагонов. Поезда будут останавливаться у высоких платформ, адаптированных для инвалидов и маломобильных групп граждан.

После введения в строй железнодорожного кольца у жителей столицы заметно сократится время на поездки. Запуск железной дороги разгрузит кольцевую линию метро примерно на 15 процентов. По мнению специалистов, железнодорожное кольцо сможет перевозить ежегодно от 250 до 285 миллионов пассажиров. Также по нему будут перевозить и грузы.

Один билет на два поезда

7c1396d688175187bb33c9787eccfa1a80eb7db4
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

По новой кольцевой дороге будут передвигаться 100 пар электропоездов в сутки с интервалом в часы пик до пяти минут. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, в оформлении станций будут использоваться восемь цветов. При этом станции МКЖД, пересекающиеся со станциями метро, будут повторять цвет линии метрополитена. Это позволит пассажирам лучше ориентироваться.

18 станций будут иметь пересадку на линии метро, девять — на радиусы железной дороги. Это позволит организовать в составе транспортно-пересадочных узлов платформы для поездов дальнего следования. Железнодорожное кольцо станет связующим звеном между тремя столичными аэропортами — Внуково, Домодедово и Шереметьево. Остановочные пункты будут располагаться через каждые полтора-два километра.

У подземки и малого кольца будет единый билет, поездка за пересадку списываться не будет. К станциям МКЖД подведут порядка 30 новых автобусных маршрутов, организуют перехватывающие парковки. На каждой станции будет организована велопарковка и велопрокат. Проектировщики считают, что с выходом на полную мощность (к 2020-2025 году) московская кольцевая железная дорога будет перевозить до 300 миллионов пассажиров в год.

Валерий Бурт