Чем удивит новый театр Вахтангова

Город
Актеры Людмила Максакова и Владимир Симонов во время репетиции спектакля «Минетти» в постановке художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса на новой сцене театра
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Осень 2015 года останется в истории театральной истории Москвы как время счастливо завершившихся ремонтов: более чем десятилетние реконструкции закончены в «Геликон-опере» и театре Александра Градского (перестроен бывший кинотеатр «Буревестник»), в Сокольниках ждет зрителей бывший ДК коммунальщиков, а ныне театр Романа Виктюка, и сегодня в бывшем кинотеатре «Метеор» в Северном Тушино, что стал полноценным театром, открывает сезон академический театр танца «Гжель». Сегодня же Театр имени Вахтангова предъявил свежепостроенную Новую сцену мэру Москвы Сергею Собянину и министру культуры Владимиру Мединскому. Первый спектакль на ней будет дан 3 октября.

0ebc0293f3ec3e6aadf2e3fbe685b8ba5efe6e29

Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок, мэр Москвы Сергей Собянин и министр культуры РФ Владимир Мединский во время осмотра новой сцены

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Новая сцена располагается рядом со старой — там же, на Арбате, справа от привычного здания театра. Три рабочих этажа над землей (четвертый — технический), два — под землей, и все оборудовано по последнему слову техники. Зал рассчитан на 202 места, но это зал-трансформер: одним нажатием кнопки зрительские ряды могут появляться и исчезать. Если режиссеру надо будет разместить публику как-то иначе, чем в традиционном амфитеатре — он это сделает без проблем. При этом худрук театра Римас Туминас не собирается делать эту сцену «экспериментальной» — может быть, потому, что само имя театра Вахтангова традиционно ассоциируется с экспериментом.

На Новой сцене он хочет представлять звезд театра — их можно будет разглядеть в камерной обстановке. 3 октября Туминас вручит городу первую премьеру в новостройке — «Минетти» по пьесе Томаса Бернхарда, где главную роль сыграет народный артист России Владимир Симонов. Выбор названия символичен — это пьеса о театре как таковом: главный герой, актер в возрасте, вспоминает свою жизнь и раздумывает о том, что такое профессия. Кроме того, в сезоне 2015/2016 на новой сцене появятся еще четыре премьеры: «Возьмите зонт, мадам Готье» в постановке Владимира Иванова (специально для Юлии Борисовой), «Мужчины и женщины» Анжелики Холиной (танцспектакль без слов, что уже не в новинку вахтанговцам — литовский хореограф ставила здесь «Анну Каренину» и «Отелло»), «Подросток» Достоевского в постановке Антона Яковлева и предназначенный детям «Питер Пен».

Пришедшие на эти спектакли зрители смогут оценить и дизайн новой сцены, разработанный художником Максимом Обрезковым (фойе выкрашены в строгий цвет мокрого асфальта), и практические удобства: три фойе, арт-кафе (которое тоже иногда будет использоваться как сценическая площадка) и масштабный туалет (театр надеется, что сумеет ликвидировать очереди в дамскую комнату в антрактах, почти неизбежные в старинных московских театрах; между прочим, в ходе работ на новой сцене увеличили пространство для дам и на сцене исторической).

Bb25abe118cf0c24a01dd8398fa8ddcff7d629f6

Фойе новой сцены театра имени Вахтангова

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Многое сделано и для того, чтобы улучшить жизнь сотрудников театра: в здании новой сцены теперь есть два новых репетиционных зала (не надо «толкаться локтями» в репетиционном графике), просторные помещения для мастерских (столяры, швеи, красильщики, — все переезжают сюда; здесь же необходимая театру химчистка), новые гримерки и служебный фитнес-зал: артистам надо держать себя в форме.

Работы по созданию новой сцены начались еще в 2002 году — это была идея еще Михаила Ульянова. Знаменитый актер, проработавший в Вахтанговском театре всю жизнь и последние двадцать лет бывший его художественным руководителем, считал необходимым появление такого пространства. Изначально это был инвесторский проект без привлечения средств города и государства — но у инвестора возникли финансовые проблемы, и стройка надолго заморозилась.

Лишь в последние годы благодаря поддержке мэрии Москвы работы начались снова — и теперь доведены до счастливого финала. Сергей Собянин, осматривавший сегодня новую сцену театра, поздравил труппу с новосельем. «Это долгожданное событие, — сказал он. — Долго работали над этим проектом город, Министерство культуры, инвесторы. В конечном итоге получилось, как мне кажется, неплохо. И само здание вписалось в историческую постройку, и театр оборудован по последнему слову техники всем необходимым: сценой, гримерными, залом для репетиций. Я надеюсь, что труппе здесь понравится. Тем более что этот театр самый популярный в Москве, несмотря на множество других замечательных театров».

Анна Гордеева