Зачем новому mos.ru плиточный дизайн

Город
Изображение: future.mos.ru

Новая интернет-платформа правительства Москвы начала работу в тестовом режиме. Она объединила функционал всех 230 разрозненных сайтов столичных органов власти. МОСЛЕНТА попыталась разобраться в том, насколько новый портал будет удобен для пользователей.

Новый сайт уже доступен для всех. Размещен он по адресу future.mos.ru и первое время будет существовать параллельно со старым сайтом столичного правительства, а также интернет-ресурсами городских ведомств. Впоследствии планируется их закрытие — на mos.ru будет вся исчерпывающая информация о городской жизни, необходимая москвичам. Портал станет стартовой страницей для нескольких миллионов пользователей (сайт госуслуг pgu.mos.ru, для сравнения, сейчас посещают три-четыре миллиона уникальных пользователей в месяц).

«У нас 230 различных правительственных сайтов. Мы тратим значительные деньги на их поддержание, но при этом они не всегда являются эффективными и удобными для жителей. Например, их посещаемость неоднородна, а поиск и навигация на них зачастую очень неудобны. Главная задача нового сайта — дать жителям города понимание, где они могут найти всю необходимую для жизни информацию. Все будет собрано в одном месте», — рассказал МОСЛЕНТЕ источник в столичном правительстве.

При создании нового портала использовался опыт аналогичных сайтов Нью-Йорка и Лондона (nyc.gov и gov.uk). Разработкой занималась компания Notamedia, среди ее клиентов — «Эхо Москвы», Land Rover, «Мегафон», Ural Airlines, правительство Московской области, телеканал «ТНТ», «Банк Москвы», партия «Единая Россия». Разработка длилась полгода и обошлась столичным властям в 42 миллиона рублей.

Сайт для жителей, а не для чиновников

Как отмечают в столичной мэрии, новый сайт стал «клиентоориентированным». Пользователь сможет получить услуги, сведения о своем округе, другую необходимую информацию, быстро попав в нужную рубрику. Среди них — «Пульс города» (новости городской жизни и афиша), «Городской советник» (ответы на наиболее популярные запросы жителей — например, «как зарегистрировать рождение ребенка», «как поставить автомобиль на учет»), «О Москве» (историческая справка о городе), «Достижения» (информация о преобразованиях в городе и планы властей на будущее), «Пресс-центр» (стенограммы с выступлениями мэра и других чиновников, пресс-релизы, презентации и обзоры прессы) и «Документы» (распоряжения, указы, постановления правительства Москвы). Таким образом на одном сайте москвичи смогут найти любую интересующую их информацию и настроить все под себя, в том числе и на мобильном телефоне.

«Прежняя версия сайта создавалась скорее для чиновников и журналистов, новая — для москвичей. Интерфейс нового сайта построен таким образом, чтобы быстро предоставлять пользователю нужную конкретно ему информацию. Житель города не должен держать в голове или искать, в какое ведомство ему обратиться по тому или иному вопросу», — отметил собеседник МОСЛЕНТЫ.

В перспективе планируется адаптация выборки материалов под пользователя. Система будет анализировать активность посетителей на сайте и делать выдачу с релевантными материалами для конкретного человека.

Городской поисковик

Новый сайт создавался на основе анализа поисковых запросов в Яндексе и Google, касающихся жизни в городе, обращений к госуслугам и наиболее интересующих жителей вопросов по разным направлениям деятельности властей. Также анализировались жалобы в правительство Москвы. «Новый mos.ru — это своего рода поисковая система по городу, которая будет выступать «советником», предлагая ответы на актуальные и насущные вопросы, находящиеся в компетенции Москвы, федеральных органов власти. В частности, за это отвечает рубрика «Городской советник», — заявил собеседник МОСЛЕНТЫ.

По нескольким сотням наиболее частых жизненных ситуаций жители смогут получить наглядную пошаговую инструкцию, образцы необходимых документов, контактную информацию. При этом пользователь не должен разбираться в структуре органов власти или излагать свой запрос на языке, понятном только чиновникам. «Вопрос может быть сформулирован как угодно, но в качестве ответа всегда должна быть понятная информация, услуга, инструкция, лайфхак, шаблон документа, отзывы, рейтинг или отправка официальной жалобы», — уверяют в столичной мэрии.

Универсальная площадка

Новостной блок сайта также изменился. Теперь акцент делается на актуальных новостях о городе, полученных из первоисточников. Помимо этого, вся информация подкрепляется документами и нормативными актами.

Поскольку прежняя версия портала столичного правительства не предполагала возможности масштабирования системы под различные задачи и разнообразный контент, для каждой новой цели приходилось создавать новые сайты, что требовало дополнительных затрат на разработку, раскрутку и эксплуатацию. Новый портал mos.ru легко масштабируется.

«В перспективе он станет универсальной площадкой, способной удовлетворить многочисленные и разнообразные потребности в оформлении и публикации контента», — заключил собеседник МОСЛЕНТЫ.

Власти Москвы надеются, что в дальнейшем mos.ru станет единой точкой входа на все городские порталы. Пользователю не нужно будет добавлять в закладки десятки ссылок. Он сможет набрать простой, запоминающийся адрес и быстро получить всю необходимую информацию и услуги в нужной ему сфере.

Сайт будет работать в тестовом режиме не меньше месяца. За это время создатели портала смогут проверить, выдерживает ли он все нагрузки, протестируют пользовательские сценарии, учтут предложения от IT-специалистов и устранят недочеты. Существующие городские сайты закрывать в ближайшее время не будут, так как необходимо будет изучить накопленный опыт и понять, как лучше интегрировать их в систему нового портала.

«Закрыть их все сразу мы не можем. Я думаю, мы начнем закрывать их уже в течение следующего года», — уточнил собеседник МОСЛЕНТЫ.

Элегантное решение

IT-эксперт Кирилл Егерев, по просьбе МОСЛЕНТЫ проанализировавший бета-версию, отметил, что главный плюс нового портала, — то, что он изначально готов к переменам.

«Хорош и «плиточный» дизайн, присущий новейшим версиям операционных систем Windows и некоторых хороших информационных сайтов. Такой способ отображения информации делает ресурсы легко расширяемыми — чтобы добавить модули в них, не нужно ломать голову, как именно это сделать. Здесь действуют принципы конструктора», — заявил эксперт.

Большая часть претензий эксперта относится к текстовой составляющей сайта. Например, меню, расположенное традиционно в шапке, собрано из мешанины пунктов, лишь половина из которых ясна, считает Егерев.

«В пояснениях нуждаются пункты «Советник» и «Пульс города». При ближайшем рассмотрении первый представляет собой услуги, второй — новости. Непонятно, почему бы не назвать их так? — сказал Егерев. — Однако если рассуждать о тексте, то больше всего волнует масса кнопок «Подробнее» в разделе «Достижения города», а также названия, собственно, самих достижений. Правда, второе мало относится к интерфейсным текстам, это уже задача редакторов и контент-менеджеров, которые будут работать на сайте».

C46966089b454e6685c247abf99d71692f0de016
Изображение: future.mos.ru

По мнению Егерева, в числе странных решений стоит упомянуть погоду и состояние на дорогах, которые оказались почти в самом низу. Обычно такого рода информация размещается в «шапке» страницы. Здесь же она оказалась даже не в «подвале», а где-то между четвертой и пятой страницами.

«Как водится, эта версия не отличается утонченностью, однако переход на нее не вызывает неприязни. На сегодня это самое элегантное решение из всех, что мне приходилось видеть. Общее впечатление от редизайна скорее положительное. Больше вопросов к текстовым формулировкам, меньше — к дизайнерским решениям», — резюмировал IT-эксперт.