Гигантская паучиха и мост над грязью

Город
Фото: Mark Power © Magnum Photos

Живое искусство на глазах у публики, оригинальный образ матери, современный классик из Индии и воображаемое искусство будущего — в Москве открывается биеннале современного искусства. Событийная часть форума продлится до 1 октября, а выставки-документации — до 1 ноября. МОСЛЕНТА собрала все самое интересное.

Основной проект Шестой московской биеннале

ВДНХ, павильон 1 (Центральный)

22 сентября — 1 октября

Художники займут все залы немаленького павильона «Центральный» на ВДНХ и примутся создавать свои работы прямо на глазах у посетителей. Можно подойти к кому-нибудь из них и вежливо поинтересоваться, что творец имеет в виду. Но лучше, конечно, приберечь такой вопрос для специально запланированных встреч с художниками. Среди будущих авторов выставки — Баби Бадалов, Сергей Братков, Фабрис Ибер, Цю Чжицзе и Константин Звездочетов.

Аниш Капур. Моя алая родина

Еврейский музей и центр толерантности

22 сентября — 17 января

Уроженец Бомбея, в семидесятых годах прошлого века перебравшийся в Лондон, где получил премию Тернера и стал первым современным художником, удостоившимся персональной выставки в Королевской академии художеств, работает со сталью и воском и чтит яркий, ясный цвет. Его скульптуры невозможно не заметить — в буквальном смысле: размер для него имеет значение, случаются работы размером с трамвай или небольшой дом. Поэтому в Еврейский музей их поместится всего четыре штуки.

Луиз Буржуа. Структуры бытия. Клетки

Музей современного искусства «Гараж»

25 сентября — 7 февраля

За 98 лет жизни ее носило от сюрреализма к экспрессионизму и от коммунистических идей к идеям феминистским. Работы француженки, которая большую часть жизни прожила в Штатах и стала там одной из важнейших фигур современного искусства, никогда ранее не появлялись в России — а теперь «Гараж» привозит более 80 штук. Главная часть экспозиции — «Клетки» Буржуа. Ближе к финалу своей долгой жизни она увлеклась идеей самодостаточных мини-павильонов, хрупко противостоящих внешней среде. Ну а перед зданием «Гаража» встанет гигантская паучиха Maman — Буржуа посвятила эту работу любимой матушке.

Фестиваль «Видеть звук»

«Мост над грязью» — ГЦСИ, 24 сентября — 30 сентября

«Диалоги света и звука» — ГЦСИ, 8 октября — 15 ноября

«Оптика звука» — галерея «На Каширке», 24 сентября — 20 октября

«Звуковая петля Мебиуса» — галерея« Беляево», 22 сентября — 18 октября

Фестиваль входит в специальную программу биеннале и добавляет к художникам перформеров. Открывает фест норвежский Verdensteatret («Театр мира») спектаклем «Мост над грязью», который будут играть дважды в день. Представление, созданное под впечатлением от «Сталкера» Тарковского, представит идею жизни как диковатого путешествия и предложит всерьез пообщаться с работающими в нем актерами и художниками. Центральным же событием феста станет выставка «Диалоги света и звука», где авторы из разных стран займутся экспериментами с этим самым светом и звуком.

Метагеография. Пространство, образ, действие

Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу

25 сентября — 7 февраля

Стоит подняться над Землей на 30 километров, как меняются представления о масштабах, о далеком и близком. Выставка «Метагеография» (вообще-то ученые спорят о значении этого термина, но ему ближе всего — понятие «философия географии») собрала работы тех художников, что могут мысленно отодвинуться от земной суеты и географов, Землю изучающих. Гордостью экспозиции станет огромная живописная карта азиатской части России, созданная студентами МИИГАиКа в начале шестидесятых; ныне она хранится в Центре подготовки космонавтов.

Будущее. Изобразительное искусство в воображаемом будущем

МВЦ «Рабочий и колхозница»

26 сентября — 28 октября

Творцы фантастики — писатели и кинематографисты — азартно придумывают архитектуру будущего, гаджеты и оружие. Но мало кто из них пытается вообразить, как может в будущем выглядеть изобразительное искусство. В выставочном центре «Рабочий и колхозница» молодые художники (многие из них еще студенты) попробуют сочинить историю искусства с 2020 до 143029 года.

Надежда. Российские промышленные города глазами художников

Трехгорная мануфактура

22 сентября — 31 октября

Австрийский культурный центр позвал две дюжины художников в путешествие по семи промышленным городам (Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск). Российских художников (среди них Дмитрий Каварга, Давид Тер-Оганьян, группа «Куда бегут собаки») отбирал директор Австрийского культурного центра Симон Мраз, иностранными (Цецилия Браун, Фабиан Бехтле, Леон Айзерманн и другие) занимался директор Кунстхалле (Вена), куда выставка и отправится в будущем году. Название выставки — «Надежда» — это не только название промзоны в Норильске, это утверждение надежды на сотрудничество в нынешние сложные времена. Кроме того, «Надежда» интересна тем, что открывает новое выставочное пространство в Москве на Трехгорной мануфактуре.

Наизнанку

Встреча у павильона «Центральный» в 15:00

23 — 30 сентября

Ольга Ганжа и Маша Ру сейчас живут в Амстердаме, но оглядываются, всматриваются в оставленную страну, перебирают ее мифы и истории. В проекте «Наизнанку» они поведут собравшихся на ВДНХ людей по восьми московским квартирам, адреса которых заранее неизвестны. Эта бродилка обещает быть путешествием не только в пространстве, но и во времени.

Рембрандт. Другой ракурс

ГМИИ им. Пушкина

8 сентября — 11 октября

Дмитрий Гутов создает вариации на темы знаменитых картин, работая с металлом, а не с холстом и красками, и металл в его руках обретает хрупкость и решительность кисти. Специально для биеннале Гутов сделал композицию по рисунку Рембрандта «Молодая женщина с ребенком на руках», на выставке также можно увидеть другие его работы на темы картин великого голландца, в том числе «Девушку» и «Старика». Рядом с ними — офорты самого Рембрандта и его полотно «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» из постоянной экспозиции Пушкинского музея. Возможно, по ночам персонажи Рембрандта всматриваются в работы Гутова, пытаясь узнать если не себя, то своих знакомых.

Восток. Деконструкция

ВДНХ, павильон 13 («Здоровье»)

18 сентября — 25 октября

Молодые московские художницы восприняли тему биеннале «Жизнь вместе» как повод поговорить о том, как Запад воспринимает, принимает и не принимает Восток. Их выставка — про зыбкость границ западной и восточной художественных традиций. Мария Полуэктова снимает российских рыбаков, напяливших снежной зимой вьетнамские конические шляпы, Анастасия Качалова посвящает свою композицию Ground Zero хрупкости западной цивилизации, что кажется такой прочной, а Ольга Карягина занята тем, чтобы убедить зрителя в нелепости идеи выстраивать восточное искусство в европейском порядке. Сотни пиал и колонны из раскрашенных китайских ваз, видео, фотографии и перформансы. Взгляните: соседи совсем рядом, и мы влияем на жизнь друг друга.

Анна Гордеева