Зачем москвичам волос пророка Мухаммеда

Город
Последний раз волос Мухаммеда привозили в Москву в январе 2015 года
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В Московскую соборную мечеть привезли важнейшую реликвию мусульман — волос пророка Мухаммеда. Этот подарок столичному мусульманскому сообществу сделал Рамзан Кадыров. Ранее волос находился в мечети «Сердце Чечни». 6 сентября все желающие смогли созерцать реликвию в ходе вечерней молитвы. После этого ее поместят в надежное место и в дальнейшем будут выставлять только по торжественным случаям. Почему волос Мухаммеда важен для мусульман, разобралась МОСЛЕНТА.

«Мы сейчас находимся в Грозном, через некоторое время состоится торжественная передача волоса от хранителя реликвии пророка Мухаммеда, уважаемого главы республики Рамзана Ахматовича Кадырова, а затем мы специальным бортом привезем волос в Московскую соборную мечеть, где состоится передача на вечное хранение. Затем она будет демонстрироваться у нас в мечети», — рассказал МОСЛЕНТЕ за несколько часов до торжества первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

C0fc298b333ff8b4c93f8abdf2169248d485b8f1

Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Адам Делимханов и председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин с почитаемой мусульманами во всем мире реликвией — волосом пророка Мухаммеда

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Волос Мухаммеда привозят в Москву не в первый раз, сообщила МОСЛЕНТЕ пресс-секретарь Совета муфтиев Гульнур Газиева. «В январе прошлого года на Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда — прим. МОСЛЕНТЫ) наши дагестанские братья предоставили такую возможность — привозили волос на одни сутки. Он был выставлен в «Крокусе» во время праздничных мероприятий», — сказала Газиева МОСЛЕНТЕ.

По ее словам, 6 октября доступ к волосу «будет открытым». «Придет столько народу, сколько сможет вместить мечеть», — сказала пресс-секретарь.

Альбир Крганов
муфтий
Ч

Частицы тела, такие как пот из тела благословенного пророка, волос из головы благословенного пророка — конечно, наиболее уважаемы

Однако для постоянного созерцания волос не откроют — реликвия будет демонстрироваться только по торжественным случаям и крупным праздникам.

Волосы, пот и другие частицы

На территории России есть несколько реликвий, связанных с вещами пророка Мухаммеда и фрагментами его тела.

Согласно исламскому преданию, все эти предметы веками передавались из рук в руки от ближайшего окружения пророка к современным шейхам.

«Достоверно известно, что после совершения прощального хаджа пророк Мухаммед сбрил волосы и раздал их сахабам — своим сподвижникам, — рассказал МОСЛЕНТЕ муфтий Альбир Крганов. — Из истории ислама мы знаем, что такой праведный муж как Халид ибн Аль-Валид (полководец, сподвижник Мухаммеда — прим. МОСЛЕНТЫ) носил волос пророка в чалме. Мусульмане всего мира с уважением и почтением относятся к вещам пророка. Но частицы его тела, такие как пот из тела благословенного пророка, волос из головы благословенного пророка — конечно, наиболее уважаемы».

По словам Крганова, президент Чеченской республики Рамзан Кадыров — «хранитель многих благословенных вещей». Волос пророка он получил от шейха Ахмада Мухаммада Аль-Хазраджи из Абу-Даби.

Будучи выходцем из племени курайшитов (коренное население Мекки, к которому принадлежал пророк), шейх владеет более чем 260 предметами, связанными с Мухаммедом. Многие из этих вещей были преподнесены в дар российским мусульманам во время визита шейха в Дагестан и Чечню. А теперь Кадыров решил поделиться с московской мусульманской общиной частью «баракята», то есть благодати.

Радикальный исламский мыслитель Гейдар Джемаль видит ситуацию в несколько ином свете. «Недавно в Эмиратах был разоблачен псевдошейх, который занимался продвижением «реликвий» и даже пытался всучить нечто Рамзану Кадырову», — рассказал МОСЛЕНТЕ исламский интеллектуал.

Гейдар Джемаль
председатель Исламского комитета России
В

Волос Мухаммеда — фикция. Этим занимаются мошенники

Джемаль утверждает, что шейх был арестован, а история его разоблачения доступна в интернете. МОСЛЕНТЕ, впрочем, подобной информации обнаружить не удалось.

Не поклонение, а почитание

Существуют разные точки зрения на статус реликвий в исламе. «Волос Мухаммеда — фикция. Этим занимаются мошенники, — сообщил МОСЛЕНТЕ Гейдар Джемаль. — Ислам — это религия, отрицающая любые изображения, противостоящая идолопоклонству, и только невежественные люди, зараженные предрассудками, навеянными, в частности, христианством, пытаются практиковать нечто подобное культу реликвий», — уверен Джемаль.

Павел Костылев
старший научный сотрудник кафедры философии религии философского факультета МГУ
В

В определенных суфийских толках ислама можно говорить о вере в наличие сверхъестественных свойств у того же волоса пророка, но это не общеисламский тезис

По его словам, именно в попытке уйти от многобожия состоит главное внутреннее усилие правоверного. «Человек по своей природе склонен к идолопоклонству, и в материалистическом обществе это проявляется еще сильнее: футбол, звезды и так далее. А ислам — это движение против потока, против шерсти», — рассказал он.

Между тем, большинство мусульман подчеркивают, что вовсе не поклоняются реликвиям, а только чтут через них память пророка. «Мусульмане не молятся на реликвии. Мусульмане молятся только всевышнему творцу. Это все понимают, хотя некоторые люди пытаются рассказывать небылицы. Священные предметы — это просто напоминание о пророке», — подчеркнул Крганов в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.

Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Павел Костылев в беседе с МОСЛЕНТОЙ отметил, что волос пророка в исламе — реликвия того же рода, как, например, туринская плащаница в христианстве.

«Для всех, кроме представителей радикального ислама, статус пророка несравнимо выше, чем статус обычных мусульман», — сказал эксперт, отметив, что представление о благодати, проявляющееся в отношении к вещам пророка, характерно для всех полноценных религий.

Он, впрочем, также отметил, что речь идет только о памяти и уважении, но вовсе не о поклонении. «В определенных суфийских толках ислама можно говорить о вере в наличие сверхъестественных свойств у того же волоса пророка, но это не общеисламский тезис», — сказал Костылев.