Что будет с пассажирами «Трансаэро»

Транспорт
Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

«Трансаэро» отменила 53 рейса из Москвы, которые должны были вылететь 8 октября. Так происходит с конца прошлой недели — тогда перевозчик был признан банкротом, часть его нагрузки взяли на себя другие авиакомпании. МОСЛЕНТА выяснила, чем обернется это банкротство для клиентов и для работников туристической отрасли.

О том, что компания «Трансаэро» скоро исчезнет с табло российских аэропортов, было известно еще 1 сентября — речь шла о слиянии с «Аэрофлотом». По словам специалистов туристической отрасли, еще тогда большинство компаний решили комплектовать свои «пакеты» рейсами других перевозчиков. В этой мысли туроператоры укрепились в начале октября, когда стало ясно, что «Трансаэро» не выполняет своих обязательств, и «Аэрофлот» так и не получил акций. Тогда было принято решение о банкротстве перевозчика в связи с неисполнением договора оферты — компания задолжала кредиторам около 250 миллиардов рублей.

Сейчас «Аэрофлоту» все равно пришлось забрать себе пассажиров «Трансаэро», осуществляя перевозки совместно с компаниями UTair и S7 Airlines («Сибирь») и не рассчитывая на поддержку из бюджета. Они перевезут пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, а также в Берлин, Ригу и Прагу.

Действительными остаются билеты тех пассажиров, которые должны улететь до 15 декабря. Для них «Аэрофлот» создал специальную базу, где можно проверить статус рейса за двое суток до вылета.

Fcb2cf77789e2ee0d5e65423d32b61b14632eafd

По данным Российского союза туриндустрии, до 1 октября было продано около 620 тысяч билетов авиакомпании

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

«Тех, кто должен улететь до 15 декабря в любом случае перевезут силами других российских авиакомпаний. Кстати, отличный пример для пассажиров: не стоит пренебрегать просьбой оставить персональные данные, когда бронируешь авиабилет. Тех, чей номер телефона или мэйл известен, оповестить о переносе рейса гораздо проще. Главное — помнить, что сейчас речь идет о замене перевозчика, замене времени вылета, замене аэропорта. Поэтому проверять статус своего рейса нужно постоянно, если на руках есть билеты. Если рейс отменен вообще, то нужно подать заявление на возврат денег», — объяснил МОСЛЕНТЕ вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, ответственный за вопросы транспорта.

По его словам, клиентам туристических компаний волноваться не о чем — те операторы, чьи туры все-таки включали в себя перелет «Трансаэро», уже приняли решение перебронировать рейс и воспользоваться услугами других перевозчиков. Поскольку сезон уже заканчивается, чрезмерной нагрузки ожидать не стоит.

Также Дмитрий Горин подчеркнул, что, поскольку компания признана банкротом, положение пассажиров не должно вызывать опасений. «Рейс могут либо перебронировать, либо вообще отменить и вернуть деньги. Сейчас формируется список заявок на возврат денег для тех, кто должен был лететь после 15 декабря. Для всех остальных выгоднее лететь на условиях перебронирования — ведь если покупать новый билет сейчас, он однозначно будет дороже. Это связано с объективными факторами, такими как курс валют и топливный сбор», — пояснил Горин, отметив, что пассажирам сейчас следует держать руку на пульсе и следить за ситуацией.

«Те 53 рейса, которые отменены сегодня, правильнее называть перебронированными. Так что паниковать рано. Ну а если выясняется, что речь идет действительно об отмене, то авиакомпания вернет деньги за любые, даже невозвратные билеты. Налицо очень цивилизованное банкротство», — рассказал эксперт.

Что будет дальше

Несмотря на то, что компания «Трансаэро» была крупнейшим частным перевозчиком в России, специалисты уверены — «дыр» на популярных направлениях не возникнет. Большую часть пассажиров готова забрать группа компаний «Аэрофлот». Поэтому те расходы, которые авиакомпания несет сейчас, обещают окупиться уже через несколько месяцев. Также на любимые курорты россиян могут летать собственные чартерные авиакомпании туроператоров — такие есть у шести из них.

«На самом деле, санация «Трансаэро» в итоге окажется выгодна всей российской авиации, а не только конкретным компаниям. У нас в какой-то момент возник избыток перевозки. Те скидки, которые были на рынке, привели к тому, что железная дорога оказалась дороже авиации. Такого не было никогда. А валюта выросла, как и цены на топливо. Из-за этого авиакомпании не могли повышать цены», — объяснил Дмитрий Горин.

5206b72bb1bb4e8debfbef319c1f9c42ffeb75c4

До 15 декабря пассажиры смогут улететь рейсами других авиакомпаний

Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС

Также он отметил, что привлекательная цена на билеты «Трансаэро» формировалась за счет того, что компания не включала в стоимость топливный сбор. Если добавить его, то разница будет не столь велика.

«Сейчас мы никуда не денемся от корректировки цен на авиабилеты. Это происходит по объективным причинам — валюта может прыгать как в большую, так и в меньшую сторону. Платить нужно за топливо, за лизинг. Перевозчики не могут летать себе в убыток. А вот у потребителей всегда останется возможность сэкономить, выбрав лоукост», — добавил Горин.

Что же касается сотрудников компании-банкрота, то вице-спикер правительства РФ Ольга Голодец ранее заявляла, что большая часть людей сможет перейти в «Аэрофлот», поскольку соответствующая договоренность была достигнута еще в сентябре. Однако, как рассказал МОСЛЕНТЕ один из сотрудников «Трансаэро», перевести готовы лишь тех, кто хорошо владеет английским языком.