Почему дорога из Зеленограда в Москву стоит 350 рублей

Транспорт
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

На участке автомобильной трассы М11 от Москвы до Солнечногорска с 19 октября 2015 года началось тестирование системы взимания платы. Пока проезд останется бесплатным, однако предположительно 16 ноября 2015 года на участке уже заработают новые тарифы. МОСЛЕНТА выяснила, зачем москвичам платные трассы и из чего складывается цена проезда по ним.

В настоящее время в Московской области существует три трассы с платными участками. Первая из них — федеральная автомобильная дорога М4 «Дон» — заработала еще в 2008 году. На ней действуют несколько платных участков. Ближайший к Москве — от «бетонки» до Каширы (48-й — 71-й километр).

Также платный участок работает на трассе М1 (Минское шоссе) и идет в обход Одинцово. Его протяженность составляет 18,5 километра. Весь путь обходится водителю легкового автомобиля в 250 рублей, а при наличии транспондера (специальной электронной карты) — 180 рублей.

Новая трасса М11 Москва — Санкт-Петербург на участке от Москвы до Солнечногорска в обход Химок в настоящий момент работает в тестовом режиме и бесплатно. С 16 ноября проезд на легковом автомобиле в будние дни от Москвы до Зеленограда будет стоить в утренний и вечерний часы пик (то есть с 6:00 до 10:00 и с 16:00 до 22:00) 350 и 280 рублей соответственно.

B8241eaff87143a0bc24bc5f42d156752e03f7b9

Новая развязка платного участка до аэропорта Шереметьево скоростной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Эксперты отмечают, что качество платных трасс сегодня хорошее, и они существенно разгрузили основные магистрали. «Платные участки трасс — современные дорожно-транспортные сооружения. Все сделано на хорошем уровне. Через несколько лет посмотрим, как все это покажет себя в эксплуатации, — заявил МОСЛЕНТЕ директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. — Кусок до Солнечногорска крайне полезен. И с этим согласится любой, кто сталкивался с дорожно-транспортной ситуацией на Ленинградке на участке перед съездом на Международное шоссе».

По мнению координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, «платные трассы — логичное развитие транспортной инфраструктуры любого большого города». Вместе с тем, по его словам, вызывает большие вопросы стоимость проезда по ним.

«Если говорить про М11, то в настоящий момент при нулевом тарифе она загружена не более чем на 30 процентов. Что же будет, когда она станет платной? Правильно, она окажется пустой. Если, конечно, Ленинградку не перекопают, как это сделали с Минским шоссе. Тогда у людей просто не останется выбора», — пояснил эксперт в беседе с корреспондентом МОСЛЕНТЫ. Он напомнил, что «платный участок в объезд Одинцово был самой дорогой платной дорогой в Европе до падения рубля и не пользовался спросом до тех пор, пока на Минском шоссе не начался ремонт, сузивший его до одной полосы». «Но когда ремонт завершат, платный участок, очевидно, опустеет», — заявил эксперт.

По его мнению, установленные тарифы слишком завышены. «Зеленоград не является городом миллионеров. Люди просто не смогут платить по 600 рублей в день за путь в Москву и обратно», — сказал Шкуматов.

81bdacb7020eeace212989cdbc24e871843b7607

Пропускные пункты на платном участке федеральной трассы М-4 «Дон»

Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Согласился с ними и председатель общественного движения «Автомобилисты Подмосковья» Геннадий Богданов.

«350 рублей за 15 километров на М11 — это не по-человечески. Оптимальная цена — не более 100-150 рублей», — заявил он МОСЛЕНТЕ. Богданов отметил, что в данном случае в самом плачевном положении окажутся жители Химок. «По контракту расширять Ленинградку теперь не имеют права. Там опять начнутся дикие пробки. А ежедневно пользоваться платной дорогой — далеко не всем по карману», — пояснил он.

Впрочем, по мнению Блинкина, высокие тарифы на проезд по платным трассам вполне оправданы. «Мы — четыре миллиона московских автомобилистов — одни их самых счастливых людей в мире. Если бы мы своими налогами, которые складываются из оплаты акциза на бензин и транспортного налога, целиком окупали дорожное строительство в городе, как это делают горожане многих мегаполисов, мы могли бы возмущаться высокими тарифами на платные дороги. Но пока мы платим около 25 процентов, а остальные деньги на строительство и эксплуатацию дорог дает государство, любые вопросы по поводу стоимости проезда снимаются. Тем более, что всегда можно воспользоваться бесплатной дорогой», — считает эксперт. Он пояснил, что в настоящее время в строительство платных трасс вкладывает деньги частный инвестор, а во всем мире считается самым логичным вариантом — возврат этих средств инвестору за счет оплаты проезда. «Отсюда и тарифы», — сказал он.

Комментария от госкомпании «Автодор» МОСЛЕНТЕ получить не удалось.

7b9d4467254d53eb45c318cde66dce4e1afa0da4

Сотрудники службы безопасности регулируют потоки транспорта на территории контрольно-пропускного пункта на платном участке автомобильной дороги М4 «Дон» в Московской области

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Строительство платных дорог около Москвы ведется полным ходом. В ближайшее время начнется создание трассы длиной семь километров, которая свяжет М4 «Дон» и аэропорт Домодедово. Соответствующее распоряжение подписал в июле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Кроме того, в конце 2018 года может начаться строительство платной дороги Москва — Казань. Вся предпроектная подготовка должна завершиться в 2016 году, а конкурсы по определению подрядчиков начнут проводить в 2017 году.