Большая перемена

Город
Фото: www.mos.ru

21 октября 2010 года Мосгордума утвердила кандидатуру Сергея Собянина на пост мэра Москвы. За пять лет в городе многое изменилось. Чего именно удалось добиться столичному руководству, разобралась МОСЛЕНТА.

Транспорт

К 2010 году Москва была городом, который скорее стоял, чем ехал, и ситуация только ухудшалась. И эксперты, и обыватели сходились в том, что транспорт — наиболее болезненная проблема столицы. Новое городское руководство подошло к вопросу со всей серьезностью.

За пять лет в Москве проложено 400 километров дорог, построено более сотни различных тоннелей, путепроводов и эстакад, реконструировано 19 вылетных магистралей.

«Транспортная стройка в Москве серьезно отличается от любой стройки в другом регионе страны, потому что мы строим в городе, насыщенном инженерными коммуникациями, жилыми домами, промзонами, дорогами, транспортными объектами», — отмечал Собянин в интервью ТВЦ. По его словам, дорожное строительство в мегаполисе — это ювелирная работа.

Менялся и общественный транспорт. В метро за пять лет построено 34 километра новых путей и открыто 15 станций. Это больше, чем за все предшествовавшее десятилетие. Последняя открытая станция — «Котельники» — находится уже за границами Москвы, как и «Новокосино». В период с 2016 по 2017 год планируется открыть еще 20 станций.

Наземный транспорт, в свою очередь, приводят к единому стандарту. Все частные перевозчики заключают контракт с городом и возят пассажиров только по установленным маршрутам с фиксированной платой за проезд. В столичных маршрутках теперь можно оплачивать проезд картой «Тройка», «Социальной картой москвича» или проездным ТАТ.

Однако реконструкция магистралей и развитие общественного транспорта сами по себе не могли решить транспортную проблему. В Москве на один автомобиль приходится 28 метров асфальта, и даже если построить еще одну МКАД, этот показатель увеличится всего на 1 метр. Общественный транспорт и так перевозит в час пик больше 70 процентов пассажиров. Единственным выходом из транспортного коллапса было сокращение числа автомобилей.

5ad6173ddd01a6173c3bf41454b401f8999ad1f8

За пять лет было реконструировано 19 вылетных магистралей

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Городские платные парковки были впервые введены в столице в 1997 году. В 2008 году Юрий Лужков решил отказаться от этой идеи. Сергей Собянин тоже не спешил с введением непопулярной меры. Но ко второй половине 2012 года стало ясно, что планомерное ужесточение парковочного режима — единственное доступное решение транспортной проблемы.

Р
Руководитель дептранса Максим Ликсутов полагает, что пробки на дорогах создают 500 тысяч лишних автомобилей

1 ноября 2012 зона платной парковки была введена в пилотном режиме на Петровке и Каретном Ряду. Эксперимент признали успешным. С 1 июня 2013 года плату стали взимать за парковку в пределах Бульварного кольца. С 1 июня 2014 года платной стала парковка вблизи «Москва-Сити». К 25 декабря 2014 года уже нельзя бесплатно припарковаться на 153 улицах в пределах ТТК и на 25 за его границами. 10 октября 2015 года платными стали еще 133 участка 95-ти столичных улиц, в том числе на окраинах города.

По данным сервиса «Яндекс.Пробки», введение платной парковки позволило разгрузить дороги в центре города на 15 процентов. В пресс-службе ГКУ «АМПП» в свою очередь отмечают, что средняя скорость движения в ЦАО возросла более чем на 10 процентов, по вылетным магистралям — на 12 процентов.

Эксперты и чиновники не скрывают, что в дальнейшем меры против избыточной автомобилизации будут только ужесточаться. Руководитель дептранса Максим Ликсутов полагает, что пробки на дорогах создают 500 тысяч лишних автомобилей, от которых мегаполису предстоит избавиться фискальными и административными средствами.

Взамен в городе развивается система легального, лицензированного такси, а совсем недавно был запущен механизм каршеринга — проката автомобилей с почасовой оплатой.

Егор Мулеев
научный сотрудник Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ
Н

Негативный тренд, который характеризовал московскую транспортную систему на протяжении многих лет, был переломлен, когда мэр Москвы всерьез озаботился проблемой пробок

Научный сотрудник Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ Егор Мулеев полагает, что одним из главных достижений московской транспортной политики было именно введение платной парковки. «Негативный тренд, который характеризовал московскую транспортную систему на протяжении многих лет, был переломлен, когда мэр Москвы всерьез озаботился проблемой пробок. Количественные показатели привести сложно, но ситуация, по крайней мере, не ухудшается», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.

Вместе с тем Мулеев скептически оценивает распределение бюджетных средств, при котором большая часть денег идет на строительство метрополитена и автомобильных дорог: «Расширение магистралей — это очень дорогостоящее занятие с очень сомнительными результатами».

96e25595ff0b3b0e6befc5d362271e5cbf2b8257

Построено более сотни различных тоннелей, путепроводов и эстакад

Фото: Евгений Самарин / РИА Новости

По его словам, возможности для развития альтернативных видов транспорта практически не рассматриваются. «Помимо МКЖД была идея с развитием так называемых диаметральных маршрутов городской электрички, — рассказал МОСЛЕНТЕ эксперт. — Сейчас их в Москве только три, и была идея развить эту сеть, потому что пригородное железнодорожное сообщение обладает большей провозной способностью, чем метрополитен. Сейчас его функция сводится к тому, что оно подвозит людей к метрополитену, которые нагружают его еще больше».

Жилье, строительство, коммунальное хозяйство

Жилищное строительство — такая отрасль, где зачастую важны не действия, а умение от них воздержаться. В заслугу Сергею Собянину до сих пор ставят решение о пересмотре огромного количества инвестиционных контрактов, заключенных при Юрии Лужкове. Согласно этим документам, в Москве должно было быть возведено порядка 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости. Многие эксперты полагают, что это стало бы непосильной нагрузкой для изношенной городской инфраструктуры.

Татьяна Полиди
исполнительный директор фонда «Институт экономики города»
Г

Город стал формулировать более жесткую градостроительную политику

Исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди уверена, что снижение темпов жилищного строительства оказало благотворное влияние на Москву.

«Руководство города стало внимательнее относиться к реализации проектов на территории, более конкретно рассматривать их преимущества и выдвигать более строгие требования к их реализации. Город стал формулировать более жесткую градостроительную политику», — пояснила Полиди.

По словам эксперта, в лужковские времена «у города вообще отсутствовала какая-либо градостроительная политика». «Решения принимались исключительно в интересах инвесторов: строительство велось там, где они могли договориться о финансово-экономических показателях своих проектов с городом, а не там, где это нужно городу с точки зрения его сбалансированного развития и какой-то урбанистической концепции», — сказала МОСЛЕНТЕ эксперт.

По ее словам, после смены городской администрации управленцы все-таки начали при согласовании планов застройки принимать в расчет градостроительные и урбанистические факторы.

Снижение темпов строительства вписывается в один из приоритетов жилищной политики, сформулированных ИЭГ. Согласно этому принципу, качество городской среды важнее количества введенных квадратных метров.

Жилищную политику Москвы можно по праву назвать инклюзивной. Это практически единственный город России, где уже не только предпринимаются усилия по обеспечению безбарьерности городской среды, но и жилые помещения из государственного фонда переоборудуются с учетом потребностей маломобильных групп граждан. В столице для этого предусмотрено специальное финансирование.

Москва — один из первых регионов, где налогообложение по рыночным ставкам было введено как для коммерческой недвижимости, так и для жилого фонда. Проблема в том, что пока этот инструмент нельзя использовать для градостроительного регулирования, устанавливая разную ставку для участков с одинаковым назначением в разных районах.

Дело в том, что, в отличие от других крупных российских городов, в Москве нет правил землепользования и застройки, определяющих возможные виды использования каждого участка территории. Все решения принимаются в ручном режиме градостроительно-земельной комиссией.

Надежда Косарева
президент фонда «Институт экономики города»
Н

На наш взгляд, московская программа — наиболее обоснованная. Да, ставки высокие, но на них, по крайней мере, что-то можно сделать, а для групп населения с низкими доходами действует программа субсидий

«Несмотря на то, что решения по каждому участку принимаются в индивидуальном порядке, город пытается делать это эффективно и привлекать для этого лучших экспертов, архитекторов, проектировщиков. Безусловно, процесс при этом затягивается, но само решение в конечном счете может быть эффективным и полезным для города», — отметила Полиди в беседе с МОСЛЕНТОЙ.

Известно, что «Институт экономики города» проводил независимую экспертизу московской программы капремонта и пришел к выводу о том, что это одна из лучших региональных программ. «На наш взгляд, московская программа — наиболее обоснованная. Да, ставки высокие, но на них, по крайней мере, что-то можно сделать, а для групп населения с низкими доходами действует программа субсидий», — сказала МОСЛЕНТЕ президент ИЭГ Надежда Косарева.

36d53b16c9b9addf796260244791c13a0ce3532c

Квадратные метры жилья теперь вводятся только при наличии необходимой социальной инфраструктуры: школ, больниц, магазинов шаговой доступности

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Полиди в свою очередь отметила, что Москва прилагает серьезные усилия для того, чтобы содействовать тем горожанам, которые хотели бы перейти от взносов в фонд к накоплению денег на специальных счетах. «Города обычно предпочитают работать именно с региональными операторами, ведь это общий котел — напишешь в программе, какие дома подлежат ремонту, и тратишь. А спецсчет изымает деньги из этой системы. Москва же этому не только не препятствует, но и содействует», — сказала МОСЛЕНТЕ эксперт.

Образование и здравоохранение

За пять лет в Москве построено порядка 500 объектов социальной инфраструктуры: 50 детских садов и школ, около 70 объектов здравоохранения, а также множество объектов культурного и спортивного назначения.

40ea820b98bd867dc342918f1d81862f506abead

Родители московских школьников всегда могут узнать, какие оценки у их ребенка, не прогулял ли он школу и что ел на обед

Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

В Москве не просто строят школы, но и всерьез думают о том, как сделать процесс обучения максимально комфортным для детей, родителей и учителей. «Как показывают наши исследования, подавляющее большинство родителей в целом удовлетворены тем, как и с какими результатами ребенок проводит время в школе», — рассказал МОСЛЕНТЕ старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов.

П
При желании родители могут узнать и о том, что школьник ел на обед — достаточно подключить уведомления в личном кабинете на портале госуслуг

Последние несколько лет средняя зарплата московского учителя — 60-70 тысяч рублей. Несмотря на то, что работа в школе предполагает довольно серьезную нагрузку, сегодня уже нельзя сказать, что педагоги нищенствуют или едва сводят концы с концами.

Оценки теперь фиксируются в электронном дневнике, а родители получают на мобильные устройства push-уведомления о том, когда ребенок переступил порог школы.

При желании родители могут узнать и о том, что школьник ел на обед — достаточно подключить уведомления в личном кабинете на портале госуслуг. Еду теперь готовят на специализированных комбинатах школьного питания, развозят по образовательным учреждениям и подают в фарфоровой посуде. Все расчеты производятся в безналичной форме — школьникам больше не нужно трогать грязные банкноты.

«Среди эффективных управленческих решений надо отметить систему электронной записи в школы, внедренную в начале 2010-х годов, — рассказал МОСЛЕНТЕ Логинов. — Проблема поступления первоклассника в выбранную родителями школу, таким образом, оказалась в значительной степени сглаженной».

Если повышение зарплаты учителям и хороший уровень информатизации школ — несомненное благо, то процессы, связанные с укрупнением образовательных комплексов, по-прежнему вызывают неоднозначную реакцию учительского сообщества.

С одной стороны, большая школа может предоставить ребенку больше возможностей для выбора образовательной траектории, с другой — утрачиваются особая атмосфера и индивидуальный подход к каждому ребенку. Директор крупного комплекса физически не сможет запомнить в лицо каждого ученика.

Сергей Шишкин
директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ
Б

Благодаря электронной системе записи к терапевтам и специалистам не только сократилось время ожидания приема, но и исчезла необходимость ждать в очереди перед кабинетом — время назначается точное

«Цели этой реформы до сих пор остаются непонятны значительному числу родителей московских школьников, многие из которых отмечают целый ряд существенных неудобств, связанных с этим», — сказал МОСЛЕНТЕ Логинов.

Денег на охрану здоровья в Москве не жалели никогда. Тем не менее эффективность их расходования зачастую оказывалась под вопросом. «Москва отставала от всех других регионов по преобразованиям в системе здравоохранения: оборудование обновлялось, выделялись деньги на лекарства, но преобразования, обеспечивающие доступность медицинской помощи, не проводились. Не хватало участковых терапевтов, росли очереди», — рассказал МОСЛЕНТЕ директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин.

При Собянине приоритетом в здравоохранении стала доступность амбулаторной помощи для граждан. Решению этой задачи способствовала программа «Московский стандарт поликлиники». «Благодаря электронной системе записи к терапевтам и специалистам не только сократилось время ожидания приема, но и исчезла необходимость ждать в очереди перед кабинетом — время назначается точное», — рассказал МОСЛЕНТЕ Шишкин.

Эксперт также отметил, что в целях разгрузки терапевтов в поликлиниках теперь формируются специальные группы врачей, специализирующихся на вызовах на дом. Остальные терапевты и специалисты могут спокойно принимать пациентов в поликлинике. Эта мера позволила уделять каждому пациенту больше времени на приеме.

Сергей Шишкин
директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ
Ц

Целевые деньги получили и врачи, и медицинские сестры, и в этом смысле конфликт был купирован

Болезненные последствия реформы здравоохранения, которые год назад вывели врачей на протестные митинги, удалось преодолеть с помощью специальных мер поддержки сокращенных сотрудников.

«Уволенным из больниц врачам предложили места в поликлиниках — в качестве участковых врачей, врачей-специалистов. Никто не пошел. Все-таки доходы Москвы выше, чем в других регионах, поэтому сокращенным выплатили компенсацию, чтобы они могли несколько месяцев поискать новую работу и пройти переквалификацию. Целевые деньги получили и врачи, и медицинские сестры, и в этом смысле конфликт был купирован», — МОСЛЕНТЕ Шишкин.

Управление и чиновники

Московский чиновник времен Сергея Собянина — это в первую очередь высококлассный управленец с опытом работы в бизнес-структурах, часто — в западных компаниях.

Руслан Корчагин
заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС
Л

Люди из собянинской команды не довольствовались тем, что у них есть возможность платить московским чиновникам больше, чем другим госслужащим — в том числе из центральных аппаратов федеральной власти. Они создали систему, которая позволяет осуществлять отбор качественного кадрового состава

Экс-глава кадровой службы московского правительства Александра Александрова неоднократно говорила о том, что руководящие должности в регионе, как правило, занимают успешные менеджеры, заинтересованные не столько в деньгах и карьерном росте, сколько в решении нетривиальных задач.

В самом деле, вряд ли миллиардер Максим Ликсутов пошел на госслужбу за высоким окладом и уверенностью в завтрашнем дне.

«Люди из собянинской команды не довольствовались тем, что у них есть возможность платить московским чиновникам больше, чем другим госслужащим — в том числе из центральных аппаратов федеральной власти. Они создали систему, которая позволяет осуществлять отбор качественного кадрового состава», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Руслан Корчагин.

В качестве примера можно привести студенческие стажировки, в ходе которых молодые люди путешествуют по разным подразделениям московского правительства, или конкурсы в кадровый резерв на замещение должности главы управы.

Эксперты по-разному оценивают реформу местного самоуправления 2012 года. Тогда были ликвидированы местные органы исполнительной власти — муниципалитеты, а взамен муниципальным депутатам предложили контролировать деятельность управ районов. «Мы следим за жилищниками, согласовываем проекты, адреса, сметы благоустройства, — рассказал МОСЛЕНТЕ муниципальный депутат района Таганский Илья Свиридов. — Это те ключевые вопросы, которые больше всего волнуют москвичей. Да, у нас нет этих денег в кармане. Их распределяют не депутаты. Но все равно уровень нашего влияния очень высокий».

Илья Свиридов
депутат муниципального собрания Таганского района
П

Портал «Наш город» — вообще один большой плюс. Это реально работающая вещь, и я сам, как ни странно, часто прибегаю к этому механизму. Зачастую управы быстрее реагируют на обращение через портал, чем на письма депутатов. Я здесь испытываю некоторую ревность, но надо отдать должное — эта штука реально работает

Принято считать, что с ликвидацией муниципалитетов возросло влияние управ, но Свиридов так не думает: «Мы как муниципалы следим за управами: очевидно, что уровень их полномочий снизился. Сегодня глава управы — это такой средний чиновник, который, по большому счету, никаких собственных решений не принимает. Он либо реализует политику префекта, либо выполняет распоряжения отраслевых департаментов».

Главная новация в городском управлении, появившаяся при Сергее Собянине, — это электронные сервисы, такие как «Наш город» и «Активный гражданин». Корчагин напоминает, что работа городских сервисов основана на модели так называемого new public management, ставящего акцент на потребностях жителей и вовлечении их в процесс принятия решений.

«На этом выстраиваются рейтинги политического руководства города, формируется отношение к его команде. Именно поэтому департамент информационных технологий разрабатывает соответствующие сервисы, начиная от «Активного гражданина» и заканчивая talent.mos.ru, обеспечивающие реализацию кадровой политики Москвы», — рассказал МОСЛЕНТЕ Корчагин.

«Активный гражданин» и «Наш город» — очень крутые штуки, — уверен муниципальный депутат Илья Свиридов. — Портал «Наш город» — вообще один большой плюс. Это реально работающая вещь, и я сам, как ни странно, часто прибегаю к этому механизму. Зачастую управы быстрее реагируют на обращение через портал, чем на письма депутатов. Я здесь испытываю некоторую ревность, но надо отдать должное — эта штука реально работает».

Елена Шомина
профессор кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ
Б

Благодаря тому, что делает Анастасия Ракова, у москвичей появилось очень много возможностей выражать свое мнение по поводу тех или иных вещей

Ревность муниципального депутата вполне естественна. Портал «Наш город» фактически дублирует функционал не только местного самоуправления, но и районного уровня государственной исполнительной власти, а работает зачастую гораздо эффективнее. Достаточно сказать, что обычные обращения граждан чиновники могут рассматривать месяц, а вот с проблемой, о которой сообщили на портале, им придется разобраться за восемь дней.

E1d56be61cb8d4cfc5fb5413cf9cca6c1dfecbef

Благодаря работе Анастасии Раковой чиновники стали более открытыми для диалога с москвичами

Фото: Евгений Самарин / РИА Новости

«Благодаря тому, что делает Анастасия Ракова, у москвичей появилось очень много возможностей выражать свое мнение по поводу тех или иных вещей, — сказала МОСЛЕНТЕ профессор кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ Елена Шомина. — Но мы не всегда знаем, как наше мнение реально отразилось на управленческих решениях. Этого не хватает. Есть ли смысл идти на сайт «Активный гражданин», если непонятно, насколько твой голос учтен — не циферкой учтен, а управленческим действием?»

Шомина не отрицает, что «Наш город» — чрезвычайно полезный инструмент, но все-таки сомневается в том, что он сможет заменить муниципальных депутатов, «которые могут услышать живое слово и усилить голос обычного гражданина».