Во что превратят библиотеки

Город
Фото: Александр Уткин / РИА Новости

В Москве запущен новый краудсорсинговый проект «Моя библиотека». МОСЛЕНТА разобралась, какие цели он преследует, как поможет столичным читальням и кто будет решать их судьбу.

Ветер перемен

На сегодняшний день Москва является одним из мировых лидеров по числу библиотек. В общей сложности их в городе до 1,6 тысячи, самых разнообразных — федеральных, ведомственных, городских, начиная от школьных и районных, заканчивая более именитыми и крупными, вроде «Ленинки», библиотеки им. Тургенева или Российской государственной детской. Их общий книжный фонд — более 150 миллионов экземпляров, это шестая позиция в мире. Ежегодно более 240 тысяч экземпляров обновляется.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, несмотря на такой масштаб и охват, в библиотечной системе столицы не все гладко — назрел ряд проблем, которые необходимо решить и понять, как эти учреждения должны работать в XXI веке.

0b503fbc718a4fd0defe72c8cd928c8cbe79dfd2
Скриншот: www.crowd.mos.ru

«Очевидно, что в свете тех изменений, которые прошли за последние 15 лет, суть библиотек изменилась. Если раньше они были центром встречи с печатной информацией в силу того, что многие книги было не достать, сегодня таких проблем нет», — считает руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

По мнению чиновника, поскольку библиотеки утрачивают свою былую популярность, на повестке стоит вопрос об их дальнейшем пути.

«За последние три года мы видим, что все меньше граждан покупают бумажные книги, на 69 процентов сократилось число тех, кто покупает печатные издания, все больше отдают предпочтение электронным версиям. И у нас сегодня в сети легально доступно более 2 миллионов только русскоязычных изданий», — пояснил Кибовский.

В тренде

Краудсорсинговый проект «Моя библиотека» был запущен для того, чтобы понять, какой она должна быть в современных реалиях, как сделать ее максимально интересной и актуальной для жителей города.

По аналогии с уже осуществленными проектами на интернет-площадке crowd.mos.ru («Моя поликлиника», «Мой офис госуслуг», разработка стандарта детского отдыха и другие), москвичи должны сформулировать, какие услуги должны предоставлять библиотеки, в какое время работать, каким должен быть их книжный фонд, каким должен быть современный библиотекарь, как увеличить число читающих москвичей, как повысить ответственность за возврат книг, а также как жители могут контролировать работу этих учреждений.

Проект стартовал 19 октября и продлится до 30 октября. После этого в течение ноября будут обобщены его результаты. Лучшие предложения горожан вынесут на голосование в системе «Активный гражданин». В декабре, по итогам опроса, будет презентована концепция развития столичных библиотек.

«Вопрос поставлен своевременно. Это видно по количеству зарегистрированных участников — их больше 10 тысяч, самому старшему из которых 82 года, а средний возраст составляет 40 лет. По количеству участников мы уступаем только обсуждению вопросов здравоохранения», — отметил Кибовский.

Бюро виртуальной информации

Как показывает практика, за последнее время именно те библиотеки, которые позиционируют себя не только как место для хранения и получения книг, а более широко — проводят лекции, устраивают встречи с писателями — люди посещают чаще.

Ярким примером является библиотека им. Достоевского, в которой после ремонта изменилось не только пространство, но и формат работы — она стала так называемым медиацентром. Там собран огромный книжный фонд как в бумажном, так и в электронном формате. Посетители могут посидеть в интернете, попить кофе, поработать, а также послушать лекции или встретиться с писателями. К тому же по будням она работает до 22:00 и открыта в выходные, что обеспечивает большой приток гостей — до 200 человек в день.

«Несмотря на то, что бесплатный wi-fi притягателен для многих москвичей, люди там повсюду — и у стеллажей с книгами, и на подоконниках сидят. Когда они привыкают к хорошей атмосфере, и библиотека становится востребованной. Было бы здорово, если бы у нас вся сеть была таким «бюро виртуальной информации», а не только выдавала книжки», — считает руководитель Московского библиотечного центра Мария Рогачева.

По ее словам, библиотека должна стать информационным центром, где можно узнать об интересных культурных событиях — концертах, спектаклях, выставках, а также о том, где находятся курсы повышения квалификации или центры соцобслуживания.

Еще одной важной проблемой столичных читален является отсутствие единого времени работы. Так, многие из них в будни открыты с 9:00 до 18:00, в то время когда большинство взрослого населения работает. С другой стороны, многие детские библиотеки бывают закрыты в выходные.

«Их можно было бы перевести на график работы столичных музеев, которые работают по выходным, а по понедельникам у них нерабочий день», — отметил Кибовский.

В необходимости модернизации не сомневается и программный директор «Института книги» Александр Гаврилов. По его мнению, столичные библиотеки нуждаются в общем электронном каталоге, переобучении персонала в вопросах работы с электронным фондом, подключении к мировым журнальным системам, доукомплектовании мультимедийным фондом.

2cd1dd667f9b4c19ab965efdfff35fa0a6291864

Библиотека имени Достоевского

Фото: Александр Корольков / ИДР-ФОРМАТ / ТАСС

Эксперт отметил, что при этом очень важно учитывать и негативный опыт модернизации читален, как, например, у Лондона, который ошибся с вектором преобразования.

«Там система библиотечного обслуживания была в очень сжатые сроки уничтожена и так и не восстановилась. Был взят жесткий курс на медиализацию, отказ от книги, но за короткий срок выяснилось, что работать с новыми носителями неэффективно, так как они стареют гораздо быстрее. Кто сейчас в библиотеке будет брать, например, CD, которые и засовывать некуда? А отказ от книги закрыл доступ к большому количеству старых фондов, которые могли бы оставаться практичными», — заметил Гаврилов.

Вторая попытка

Краудсорсинговый проект — не первая попытка реформирования библиотечной системы города. Работа на этом направлении началась еще в 2013 году. Однако, как говорят представители профессионального сообщества, каких-то серьезных результатов добиться не удалось.

«Так называемая «реформа» была больше на словах. Принципиальных изменений, кроме того, что были введены пять новых медиацентров (как, например, библиотека им. Достоевского), не было. Это при том, что городская сеть насчитывает около 450 библиотек», — считает Рогачева.

По ее словам, никаких системных решений, кроме реорганизации и объединения нескольких юридических лиц, не произошло: концепции или какого-то другого документа с понятными показателями эффективности не появилось.

«Поскольку департамент ставит перед нами задачу как раз такой документ разработать и представить на суд москвичей в декабре, мы решили, что, наверное, было бы неправильно выстраивать стратегию развития без мнения москвичей», — отметила Рогачева.

Профессионалы или дилетанты

Однако некоторые эксперты не соглашаются с тем, что отдавать вопросы реформирования библиотечной системы на откуп обывателям правильно.

«Давайте распространим опыт и будем спрашивать москвичей, как лучше проводить хирургические операции и лечить тяжелые заболевания. В этом смысле «Активный гражданин» значительно лучше специалиста, он ведь давно качественно разбирается в футболе, мировой политике и библиотечном деле заодно. Если применить этот метод для того, что гражданам по-настоящему важно, его абсурдность становится ясна», — считает Гаврилов.

По его мнению, сама постановка вопроса таким образом возмутительна и нелепа и заставляет думать, что в отечественном библиотечном деле нет профессионалов.

8f62f650ffe1b4a77606155468edc8ded9bd9e35

Сотрудница в библиотеке Политехнического музея на территории центра инновационного производства «Технополис Москва»

Фото: Артем Житенев / РИА Новости

«То, что предлагается в качестве реформ — не модернизация, а разрушение библиотечной системы. То, что пытается сделать московское правительство руками «активных граждан», это модернизация в духе «чтобы корова больше доилась и меньше ела, ее надо меньше кормить и больше доить», — добавил эксперт.

Как рассказала Рогачева, не стоит думать, что вопросы, вынесенные на обсуждение в рамках проекта, будут представлены только потребителям услуг. Так, 17 процентов людей, участвующих в обсуждении, являются библиотекарями. Кроме того, многие вопросы обсуждались и были сформулированы заранее в рамках совета московских библиотек, как, например, вопрос графика работы учреждений.

«Вынося вопросы на обсуждение москвичей, мы понимаем, что есть мнение потребителей этих услуг, то есть москвичей, но есть возможность обсудить и с профессиональным сообществом отдельно», — подчеркнула Рогачева.