На сколько подорожает проезд в метро

Транспорт
Фото: Максим Шеметов / Reuters

Руководство московского метрополитена планирует обратиться к столичным властям с просьбой о повышении тарифов на проезд. Как заявил глава метрополитена Дмитрий Пегов, в 2016 году стоимость проезда может вырасти на семь процентов. МОСЛЕНТА выясняет, почему растут тарифы и чего ждать москвичам.

Последнее подорожание проезда в столичном общественном транспорте произошло в феврале 2015 года, когда стоимость единых билетов на метро, наземном транспорте и монорельсе на одну и две поездки выросла до 50 и 100 рублей соответственно. В мае глава департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал, что стоимость проезда в метрополитене будет расти, но ниже уровня инфляции. Тогда он подчеркнул, что «метро должно быть доступно для всех».

Вместе с тем, как заявил 22 октября глава московского метрополитена, новое удорожание связано со значительным увеличением стоимости всевозможных запчастей, материалов и электроэнергии. «Мы сформировали все необходимые потребности на следующий год, в том числе по обновлению инфраструктуры и подвижного состава и по ремонту подвижного состава. Есть некоторые проблемы», — заявил Дмитрий Пегов. По его словам, на семь процентов увеличились траты на электроэнергию в метро, цены на дизельное топливо возросли примерно на 10 процентов, а стоимость рельсов стала больше на 16 процентов. Возросла и стоимость материалов в среднем от 15 до 30 процентов. «У нас есть такая цифра, что средняя стоимость обслуживания инфраструктуры за следующий год возрастет более чем на 17 процентов», — подчеркнул он.

М
Метро никогда не было рентабельным. Во многом из-за некорректного использования средств, которые ему выделяются, однако сейчас у них просто нет выбора

Как рассказал МОСЛЕНТЕ гендиректор оценочной компании «Справедливая стоимость» Вадим Ткаченко, повышение цен на проезд в метро — это необходимая мера. «Действительно, стоимость обслуживания этой огромной транспортной сети в связи с колебаниями рубля и санкциями существенно возросла. Более того, очевидно, что в эти тарифы заложены и все расходы на строительство новых станций, которое теперь также стоит огромных денег. Метро никогда не было рентабельным, во многом из-за некорректного использования средств, которые ему выделяются. Однако сейчас у них просто нет выбора», — отметил эксперт.

Впрочем, по его словам, «повышение на семь процентов едва ли поможет столичной подземке выйти хотя бы на уровень себестоимости». «Кстати, скорее всего стоимость одной и двух поездок увеличится на 10 процентов и больше. Заявленные семь процентов — это, скорее, касается самых выгодных абонементов», — уверен Ткаченко.

D89f4dc1e0c03371dbc433a1075639e7342ffeb8
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

С этим согласен и председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков: «Сейчас очень важно понимать, каков механизм увеличения стоимости. Идет ли речь о билетах на разовую поездку или на абонементы. Потому что если говорить о билете на одну поездку, то в настоящее время он стоит очень дорого, и его стоимость в последнее время слишком стремительно росла. Но если говорить об абонементах, то тут повышение было плавным и несущественным».

В целом он назвал вполне оправданным повышение стоимости билетов в рамках прогнозируемой на конец 2015 года инфляции, которая может достигнуть 12,2 процентов. Хотя, по его словам, окончательное решение должно быть принято только после экспертизы расходов столичного метрополитена специальным органом, занимающимся регулированием тарифов в городе, — Региональной энергетической комиссией города Москвы (РЭК). «Понятно, что руководству метро выгодно поднимать тарифы, но они не могут и не должны делать это самостоятельно, без одобрения экспертов», — подчеркнул он. Дополнительный комментарий от РЭК МОСЛЕНТЕ оперативно получить не удалось.

М
Мы утвердили проект бюджета города на будущий год, и все необходимые средства для метрополитена в нем уже заложены

Вместе с тем, депутат Мосгордумы Инна Святенко заявила, что повышение тарифов существенно ударит по карманам горожан. «Москвичи сегодня уже четко высчитывают, какие билеты им выгоднее купить, а где можно и пешком пройти. И очевидно, что новое повышение стоимости многие воспримут негативно», — сказала она.

По мнению Святенко, поднимать все тарифы на семь процентов нецелесообразно. «Возможны какие-то изменения в рамках гибкой системы тарифов. Но в целом на прошлой неделе мы утвердили проект бюджета города на будущий год, и все необходимые средства для метрополитена в нем уже заложены», — подчеркнула она.