Зачем новым москвичам в выходные Красная площадь

Город
Фото: www.stroi.mos.ru

МОСЛЕНТА встретилась с главой столичного департамента развития новых территорий Владимиром Жидкиным и узнала, что ждет жителей Троицка, Коммунарки и Щербинки.

— Большая часть жителей ТиНАО еще недавно были жителями небольших поселений. На форумах, в социальных сетях часто звучит недовольство, мол, сделают из нашего уютного городка каменные джунгли...

Хочу сказать, что люди везде одинаковые — в том числе и в Новой Москве. Всем хочется, чтобы появилась современная инфраструктура, метро, новые дороги... Но при этом — чтобы непосредственно под их окнами не было ни дорог, ни сетей, ни объектов, ничего. Но чтобы было удобно доехать до Москвы старой: быстро, за десять минут, желательно без пробок... К сожалению или к счастью, мы всегда сталкиваемся с такой реакцией жителей.

Мы стараемся донести до них суть проблем. Объясняем и необходимость развития территории, и очередность, и то, что мы параллельно строим не только какие-то инвестиционные объекты, но и метро, и дороги, развиваем инженерную инфраструктуру. Кроме того, когда мы обсуждали территориальную схему, почти по всем пожеланиям жителей нашли варианты смещения дорог в сторону от населенных пунктов. У нас появляются решения, которые, с одной стороны, дают возможность развивать территорию в целом, но в то же время защищают интересы жителей. Мы уходим от сноса домов, находим свободные земельные участки, с которыми можно работать.

84902cab3bf1321378952c30f84752a0f06867cb

Крупные жилые комплексы — главные объекты строительства в Новой Москве

Фото: <a href="https://stroi.mos.ru" target="_blank"> www.stroi.mos.ru</a>

— В Москве завершается программа по сносу ветхих пятиэтажек. Территории Новой Москвы это пока не касалось?

На территории Новой Москвы такого количества пятиэтажек нет. Их вообще почти нет. Там в основном старые двухэтажные дома. Есть аварийный фонд, есть ветхое жилье, но почти все это включено в инвестиционные проекты, которые еще подписывались правительством Московской области. Там была доля, которая передавалась или должна передаваться от инвестора городу, а город уже должен будет предоставлять это жилье взамен аварийного фонда. Такая методика действует, и количество жилья, предусмотренного в этих инвестиционных контрактах и в договорах застроенных территорий за счет инвесторов, позволяет нам поочередно эту проблему решать.

— Не секрет, что москвичи часто мыслят стереотипами: если за МКАД — значит, деревня... Сколько в Новой Москве осталось по-настоящему деревенского жилья?

Деревня деревне рознь. Если брать Марушкинское поселение, там большое количество индивидуальных жилых домов, но при этом — там современное благоустроенное индивидуальное жилье со всей инженерной инфраструктурой. И дороги есть, и электричество, и газ. Канализация есть, вода, даже интернет.

Мы проводили мониторинг миграции с этих территорий. Выяснили, что 70 процентов населения вообще никуда не выезжают, особенно летом. Это один вариант «замкадья». Там не хуже, чем в многоэтажном жилье в Коммунарке. А если мы говорим про Кленовское поселение, где газа нет в деревнях, где люди живут в деревянных домах, построенных еще в советское время, то таких мизерное количество — всего три-пять процентов от общей территории.

— Ранее вы говорили, что хотите дать жителям Новой Москвы возможность работать рядом с домом.

Да, хотелось бы, чтобы не менее 60 процентов населения имели такую возможность.

— Что это будут за рабочие места?

Во-первых, административно-деловой центр в Коммунарке — мощный кластер. Мы рассчитываем на «Индиго-парк», «Фуд Сити», «Лотос-сити-групп». И завод «Мосрентген» будет развиваться. Все это — примерно четыре-пять миллионов квадратных метров недвижимости, где будут только рабочие места. Дальше по Киевскому направлению — крупный центр «Румянцево», рядом бизнес-центр «Комсити».

Потом мы можем говорить о Внуковском кластере — само Внуково, а вокруг него будут создаваться и жилье, и недвижимость, и рабочие места. Мы рассматриваем сегодня очень активно крупный проект планировки в районе Остафьево. И, конечно, работу найдут врачи и учителя. Мы социальную сферу развиваем с небольшим опережением: строим школы, детские сады, поликлиники.

— Такая концепция отвечает целям, заявленным мэром некоторое время назад: даже в спальном районе человек может найти все, что ему необходимо для жизни. Но не получится ли так, что у части жителей Новой Москвы даже не возникнет желания выезжать в центр?

Как правило, жители редко объединяют в один день работу и посещение объектов культуры. Мы в выходные дни едем в театры, а в будни — забираем детей, кушаем, успеваем каким-то спортом позаниматься. Поэтому когда рабочее место рядом, когда объекты социального назначения близко от жилья, у нас появляется время для того, чтобы заниматься детьми и собой. А в выходные дни — пожалуйста, для этого есть старая Москва.

Конечно, во всех районах Большой театр не построишь. А вот дворцы культуры есть везде, и у нас тоже будут, и объекты спорта и дополнительного образования будут. И кинотеатры, торговля — даже не обсуждается... Выходит, что остаются только Красная площадь, Большой театр и несколько крупных театров, которые могут быть только в старой Москве. Поэтому 90 процентов того, что требуется человеку, есть и будет на территории Новой Москвы.

1259dff4d9dd284401756640eda55d6cdf8fa7ee

В каждом жилом комплексе могут быть и квартиры, и рабочие места

Фото: <a href="https://stroi.mos.ru" target="_blank"> www.stroi.mos.ru</a>

— Как жители оценивают создающуюся инфраструктуру?

Во-первых, мы обсуждали со всеми территориальную схему каждого района. Любой проект планировки проходит публичные слушания, а там все показано — и где жилье, и где рабочие места, и какие рабочие места, объекты культуры, отдыха, парки.

Сейчас мы завершаем строительство жилого комплекса около Бутово, а параллельно с ним — строительство объектов социального значения. В жилом комплексе — парковки, школы, детские сады, поликлиника. А рядом — центр площадью 150 тысяч квадратных метров. Там только кинотеатров пятнадцать штук. И каток, и центры детского творчества, и ателье... Есть все. И у нас везде так будет.

— То есть лет через 15-20 в Новой Москве вырастет поколение, для которого будет не очень нормально тратить на дорогу часы и стоять в пробках?

А что в этом плохого? Да, понятно, что обеспечить всех рабочими местами в этом жилом комплексе невозможно. Но потребуются и банкиры, и слесари, и сварщики, и учителя, и врачи. И я думаю, что люди почти всех профессий могут проживать одновременно в одном комплексе. Часть жителей найдут себе работу здесь, часть жителей приедут из соседнего комплекса. При этом будет небольшой трафик. Но он останется между нами. Тогда и получится, что 60 процентов смогут оставаться на территории Новой Москвы.

— Средняя стоимость квартиры у вас ниже, чем в Москве?

Ниже значительно. Стоимость квадратного метра — примерно 60 тысяч рублей.

— Раньше для многих мечтой была квартира в Москве. Теперь Москва расширяется, а у вас жилье дешевле. Нашествия не боитесь?

Я не думаю, что будет массовое переселение. Но факт — это одна из тенденций. Появление жителей из старой Москвы — это экономические игры: продали квартиру в Москве, купили здесь дешевле, живут, все нормально, метро появилось, можно в старую Москву ездить. А вот в новые жилые комплексы, где есть рабочие места, могут приезжать люди из всех регионов. Экология, опять же, благоприятнее.

— Цены на квартиры ниже, а уровень зарплат сравним со старой Москвой?

Я думаю, что сравним. То есть, в целом, человек может зарабатывать внутри МКАД, а снимать квартиру дешевле здесь. Но, конечно, пока транспортная инфраструктура отличается. В Москве вы можете из любой точки за 10-15 минут до метро доехать. Тут пока не так. Но если есть рядом рабочее место, тогда все отлично.

Тем более, что получается интересная ситуация с трафиком. В выходные из Москвы все жители едут за МКАД — подышать, на дачу, на шашлыки. А жители Новой Москвы в это время поедут в центр без пробок — на культурный досуг, на Красную площадь или в Исторический музей. И, наоборот, вечером, когда все возвращаются туда, мы, соответственно, приезжаем обратно. Противоположные потоки.

2ff077171403f59d048215beb9a9012704c4813f

После открытия новой дороги жители Коммунарки могут доехать до Южного Бутова за четверть часа

Фото: <a href="https://stroi.mos.ru" target="_blank"> www.stroi.mos.ru</a>

— Вы сказали, что люди хотят современную дорогу, но не у себя под окнами. И от расширения Внуковского шоссе вы отказались именно из-за недовольства жителей...

Мы не отказались, мы просто поменяли трассировку. Все остается, дорога есть, и она необходима. Мы соединяем ее и Боровское шоссе, потом с выходом через железную дорогу — на Минское шоссе, и самое главное, что несколько населенных пунктов соединяются с Киевским направлением железной дороги.

— Сейчас самый масштабный проект в ТиНАО: трасса Солнцево — Бутово — Видное, но жители Бутова не совсем довольны.

До Бутова еще далеко, поскольку первый участок этой трассы будет строиться от Киевского до Калужского шоссе. Это ближайшие два-три года. С жителями Бутово мы обсуждали проект планировки, в котором определена трассировка. Найдем вариант, который всех устроит.

— А когда будет завершена вся магистраль?

Пока нет точной даты. Может быть, параллельно начнет строиться второй участок. У нас же есть, кроме этого, другие дороги, которые соединяют между собой поселения. Мы же построили дорогу между Киевским шоссе, Калужским шоссе и Бутово. Центральная автодорога, четырехполосная. Она уже есть, проходит чуть дальше и почти не загружена. То есть мы уже построили внешний дублер МКАД. Это дорога полностью пересекает всю территорию Новой Москвы. А новая магистраль будет более современной.

— Какие планы в развитии общественного транспорта?

Уже разработана концепция первого трамвайного кольца, которое пройдет в районе Коммунарки, недалеко от Бутово. Ждем, что оно поможет развитию административно-делового центра. Сейчас из Коммунарки автобусы ходят примерно раз в пять-семь минут — до метро «Теплый стан» и до Бутово. Людям хватает.

— Из-за реконструкции Калужского шоссе на выезде из Москвы образуются пробки.

Там находится много торговых центров. «Фуд Сити», например, там же. И реконструкция — неизбежный этап, который мы должны пройти. Поэтому пробок не избежать, но мы надеемся, что к концу года их станет значительно меньше.

— Вы говорили, что возле крупных транспортных пересадочных узлов появятся перехватывающие парковки.

Да, в Саларьево будет первый крупный объект. Вначале появится плоскостная парковка, а потом уже рядом с метро «Саларьево» будет построен ТПУ, там будут перехватывающие парковки.

— А как их планируется организовать? По принципу тех, которые внутри МКАД около метро, или это будет платная парковка?

Я думаю, там будут разные виды парковок. Это зависит еще и от того, что решат построить инвесторы.

Bca02dd2576d60c51419f9c588e6aac63b77f312

Крупнейшим поселением Новой Москвы остается Троицк

Фото: Александр Вайнштейн / Коммерсантъ

— Кстати, сейчас вся Москва бурлит из-за введения платных парковок, расширения контура на окраинах. Как обстоят дела в Новой Москве?

Не обсуждалось и обсуждать в ближайшее время не собираемся. Москва бурлит, согласен, но что делать, во всем мире так. Если совсем не ограничивать, люди будут покупать по три машины на семью. Но это уже утопия.

— На территории Новой Москвы много объектов культурного наследия, которые привлекательны для туризма.

И на них никто не посягает. Не только на объекты, но и на охранные зоны, которые существуют рядом с каждым объектом. Так что в этом плане все у нас отрегулировано, и все замечания, которые были у департамента культурного наследия к территориальной схеме, учтены.

Сейчас с нашими китайскими коллегами, например, мы ведем реконструкцию китайского центра в поселении Первомайское, где проходил 6-й съезд компартии Китая в 1928 году. Музей будет открыт в июле. Нам поручено эту работу координировать. Вот, пожалуйста, — мы говорим не только о сохранности действующих объектов, но и о появлении новых. Уже разработали проект реконструкции. Тем более, Китай сейчас — стратегический партнер России.