«Геликон» загудел

Город
Фото: Артур Бондарь для МОСЛЕНТЫ

Мэр Москвы Сергей Собянин открыл после восьмилетней реконструкции историческую сцену «Геликон-Оперы». МОСЛЕНТА побывала на церемонии открытия и посмотрела, как изменился театр, а также разобралась, почему он должен стать одной из главных достопримечательностей столицы.

Юбилей в историческом здании

Вечером в понедельник на торжественную церемонию открытия исторической сцены московского театра «Геликон-Опера» на Большой Никитской улице собрался весь отечественный бомонд от Иосифа Кобзона и Марка Захарова до Николая Цискаридзе и Евгения Князева. Пришли также министр культуры России Владимир Мединский, председатель Госдумы Сергей Нарышкин, множество общественных и политических деятелей, главы диппредставительств зарубежных государств, а также члены московского правительства во главе с Сергеем Собяниным.

0723fea49a9d53689854725f7953da8a24570bc0

Мэр Москвы торжественно открыл театр

Фото: Артур Бондарь для МОСЛЕНТЫ

«Геликон-Опере» сегодня исполняется 25 лет, и было бы неправильно, если бы этот юбилей мы не отметили в здании, где начинали свою историю и творчество знаменитые оперные певцы России, в здании, которое является шедевром архитектуры», — сказал Собянин на церемонии открытия.

По его словам, все москвичи, интересующиеся театральным искусством, ждали этого события, которое является событием не только городского, но и российского масштаба.

«Такого рода музыкальных театров, такой уникальной сцены, наверное, в мире за последние годы не появлялось», — сказал мэр.

Гала-концерт, которым открылся 26-й музыкальный сезон, начался с оперы «Севильский цирюльник» в зале «Стравинский». Художником-постановщиком церемонии и сценографом выступили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и архитектор Агния Стерлигова.

«Театр оборудован по последнему слову техники. Мы задействовали все, чтобы в открытии максимально показать, на что способны и художественный коллектив, и новое помещение», — рассказал Кузнецов.

Стоит отметить, что неофициальное открытие исторической сцены уже прошло в субботу. Оно сопровождалось гала-концертом с участием Дмитрия Хворостовского, спевшего партию графа ди Луна из оперы Джузеппе Верди «Трубадур».

Проблемный объект

Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» располагается в усадьбе Глебовых — Стрешневых — Шаховских на Большой Никитской и свою историю ведет с 1990 года, хотя в XIX веке здесь уже находился театр, где выступали французские и итальянские актеры, а также труппа Венской оперетты. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена.

E352c12e9c3fae110bb44cfa1971bc0e2340a104

Художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман (в центре) и его труппа

Фото: Артур Бондарь для МОСЛЕНТЫ

До недавних пор он был одним из самых известных культурных долгостроев. Решение о реконструкции и реставрации театра было принято еще в 2002 году, но стройка началась только в 2007-м. Из-за неудачного выбора подрядчика работы затянулись.

Реализацию проекта возобновила компания «Мосинжпроект», которая в кратчайшие сроки провела работы. Историческая часть театра была отреставрирована еще в апреле 2015 года. В честь открытия отреставрированного здания на Большой Никитской артисты театра дали концерт для проектировщиков, строителей и реставраторов, которые занимались восстановлением исторического дома.

На время производства работ правительство Москвы передало «Геликон-Опере» во временное пользование театральный зал на 250 мест на Новом Арбате, где ранее размещался театр Et Сetera, переехавший в новое собственное здание.

«Действительно, судьба «Геликон-Оперы» была, наверное, самая сложная, самая проблемная. Здесь разорился не один подрядчик, и судьба этого здания была под вопросом, но только не для меня и моих коллег — мы считали, что реконструкция должна быть сделана», — заявил Собянин.

Не уступает мировым аналогам

За время работ реконструкция неоднократно становилась объектом критики градозащитников. Так, они утверждали, что в ее ходе были разрушены некоторые старинные здания на территории усадьбы ради возведения еще одного здания театра.

Согласно проекту, реставрацию усадьбы совместили с возведением нового здания, площадью 13 тысяч квадратных метров. Внутренний двор стал залом «Стравинский» на 500 мест, который по акустике, комфорту и техническому оснащению не уступает ведущим оперным театрам мира.

Cc7950cf9f5f14e1abb3fca79071cf180c3fc906

Зал находится в бывшем внутреннем дворе здания, поэтому кажется, что все спектакли проходят под открытым небом

Фото: Артур Бондарь для МОСЛЕНТЫ

Сцена зала оборудована по последнему слову техники — 26 подвижных платформ, перемещающийся в двух плоскостях круг, уникальные «танцующие» штанкеты, новейшее световое оборудование. В глубине сцены разместились шесть колоколов (самый тяжелый весит 260 килограмм).

Специалисты восстановили и исторический малый зал театра, рассчитанный на 227 зрителей, сохранив уникальное акустическое звучание. За качественную акустику здесь отвечает навесной потолок над сценой, который одновременно создаст эффект звездного неба. Крыльцо внутреннего двора усадьбы превратилось в ложу для почетных гостей.

Исторические интерьеры усадьбы — кессонированные потолки, карнизы, лепное убранство — восстанавливали по образцам позапрошлого века. Был восстановлен купол малого зала, колонны из искусственного мрамора, люстры, торшеры, бра. Пол в парадных залах и вестибюле украсили художественным паркетом, инкрустированным редкими породами дерева. Был воссоздан интерьер парадной лестницы с мраморными ступенями.

Соседство старины и современности

Строителям пришлось решать непростую задачу при реставрации исторической части театра и реконструкции прилегающих строений, которые необходимо было приспособить под современное использование. Во время реконструкции изменились санитарные нормы и пожарные требования, поэтому изменения в проект вносились на ходу. В частности, были сделаны дополнительные вентиляционные каналы, организованы новые пожарные выходы.

A9454dec95647499385b3ea310c1f9bb9e254abb

В большом зрительном зале театра могут разместиться 500 зрителей

Фото: Артур Бондарь для МОСЛЕНТЫ

«Строители провели колоссальную работу, благодаря которой площадь театра выросла в четыре с лишним раза. При этом они сохранили и воссоздали исторические интерьеры, которые помнят Пушкина и Шаляпина, со всей возможной бережностью», — рассказал МОСЛЕНТЕ художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман.

В том, что это уникальный объект культуры, где историческое здание удалось «насытить» новыми технологиями, убежден и заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«Он уникален. Я убежден, что это один из лучших залов не только в Москве, но и в мире, который станет одной из самых главных достопримечательностей столицы», — подчеркнул чиновник.