Быстрая езда за большие деньги

Город
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

С понедельника планировалось ввести плату за проезд на первом участке трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург», однако вечером в пятницу СМИ со ссылкой на пресс-службу «Северо-Западной концессионной компании» сообщили, что пока плату взимать не будут, тестовый период продолжится. МОСЛЕНТА выяснила, зачем нужна эта дорога и что думают о ней жители Москвы и Зеленограда.

16 ноября в 00.00 часов по московскому времени первый участок трассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр должен был стать платным. Это самый загруженный и самый популярный участок будущей 670-километровой магистрали, позволяющий без пробок доехать от МКАД до аэропорта Шереметьево, Зеленограда, Сходни, Долгопрудного и Солнечногорска. И самый скандальный: в 2010 году строительство было приостановлено из-за протестов против вырубки Химкинского леса.

Ba4d92111ff5f1273670b11178f780b317256305

Трасса М11 должна разгрузить проблемную главную дорогу страны

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Сегодня жители чувствуют себя обманутыми, так как ожидали, что все их неудобства окупятся новой дорогой, которая решит транспортные проблемы. Но резкое повышение тарифов за проезд вызвало резкое недовольство: если ранее было обещано, что дорога до Шереметьево обойдется в 100 рублей, а до Солнечногорска — в 300 рублей, то на сегодняшний день на сайте «Северо-Западной концессионной компании», которая занимается строительством дороги, приведены следующие расценки: «тариф для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 составит от 80 до 250 рублей, а весь участок до Солнечногорска обойдется от 160 до 500 рублей в зависимости от времени движения». То есть на некоторых участках стоимость будет составлять примерно 20 рублей за километр, а это в 3 раза выше заявленных ранее тарифов. Для грузовиков же цена еще выше: 600 рублей ночью и 920 — в светлое время суток .

Больше всего от резкого повышения пострадают жители Зеленограда и Солнечногорска. На сайте www.change.org была создана петиция под заголовком «Требуем «усмирить» аппетит ГК «Автодор» и снизить грабительские тарифы на М11». Ее авторы подсчитали, что «жителю Зеленограда в час пик в рабочий день дорога обойдется в 750 рублей туда-обратно (13 000-16 000 в месяц). Хотелось уточнить, что протяженность участка МКАД — Зеленоград — 25 км».

Люди пишут в комментариях, что в последние годы и без того тяжелая транспортная ситуация в Зеленограде, который является районом Москвы, значительно ухудшилась. «Нет транспортной доступности. Раньше многие добирались на электричках до станций Ховрино, Петровско-Разумовская. А теперь, в связи с запуском «Ласточек» (скоростной электропоезд — прим. МОСЛЕНТЫ), добраться до этих станций нет возможности, потому как электрички ходят 2 раза в час и переполненные. Автобусом дешево, быстро, но очередь на него 1-1,5 часа. А теперь и дорога с такими ценами. И как нам, жителям Зеленограда, добираться до своих рабочих мест?! В Зеленограде нет возможности обеспечить работой такое большое количество людей. А у нас тоже есть дети и их надо обувать, кормить!», — пишет жительница Зеленограда Елена Толкачева.

Елена Толкачева
жительница Зеленограда
И

И как нам, жителям Зеленограда, добираться до своих рабочих мест?! В Зеленограде нет возможности обеспечить работой столь большое количество людей. А у нас тоже есть дети и их надо обувать, кормить!!!

Жители Солнечногорска утверждают, что с открытием платной дороги вся пробка от МКАД переместилась в «бутылочное горлышко» перед городом. «Считаю качество построенной дороги отвратительным даже на бесплатной основе! Эта дорога далека от «автобанов». Люди, построившие ее, не видели «хороших» и безопасных дорог. С ее открытием Солнечногорск каждые предвыходные и выходные дни «встает». Делать ее платной нужно только после открытия участка за Клином. Цена за проезд должна быть снижена до приемлемых 1 рубль за 1 км», — пишет автовладелец из Солнечногорска Юрий Захаров.

Дорога была открыта еще в декабре 2014 года, но движение по ней было бесплатным. С 19 октября был введен тестовый режим эксплуатации оборудования по взиманию платы и установлено шесть пунктов выдачи талонов и шесть пунктов для оплаты.

0f3a6fb249fb87f2d8ed70adfbc892f99464330a

Пункты оплаты заработают в 00.00 часов 16 ноября

Фото: www.stroi.mos.ru

Дело в том, что на трассе М11 будет действовать довольно сложная, так называемая «закрытая» система сбора платы, то есть стоимость проезда будет варьироваться от протяженности маршрута, категории транспортного средства, времени суток, направления движения и способа оплаты проезда.

«Система тарифов такая сложная, что понять точную стоимость проезда невозможно, — говорит Александр Шумский, руководитель экспертного центра проекта «Пробок.нет». — И этот информационный вакуум очень усугубляет нервозные настроения у населения». Однако, по мнению эксперта, стоимость в любом случае устанавливают компании, которые вложили в эту дорогу деньги, чтобы окупить затраты, с учетом сносов, выкупов, курса рубля и так далее, и имеют на это право. Будет ли пользоваться платная дорога по такой цене популярностью, это покажет время. «Но, учитывая, что здесь Шереметьево, а цена опоздания на самолет выше, то, скорее всего, многие предпочтут заплатить».

В любом случае, по мнению Шумского, трасса М11, которая построена «с нуля» и имеет бесплатный дубликат — гораздо более справедливое решение, чем варианты, когда на бесплатной дороге закрывают полосу и берут за нее деньги.

Автомагистраль М11 «Москва — Санкт-Петербург» по плану будет дублировать существующую М10 «Россия» и, как обещают, на протяжении всего пути от Москвы до Петербурга будет возможность поменять платную дорогу на бесплатную и наоборот.

Сергей Канаев
руководитель Федерации автовладельцев России
Н

Но все-таки люди, которые зарабатывают на этом деньги, должны понимать, что цена должна быть соразмерна платежной способности. Сегодня она явно завышена, выше, чем на Западе, а недоработок очень много

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев тоже уверен, что привлечение инвесторов для строительства новых дорог — общемировая практика, без которой у нас уже не обойтись. «Но все-таки люди, которые зарабатывают на этом деньги, должны понимать, что цена должна быть соразмерна платежеспособности. Сегодня плата явно завышена, выше, чем на Западе, а недоработок очень много. Например, как показывает опыт других платных дорог, на пунктах оплаты теряется очень много времени, а въезды и выезды на платную дорогу создают огромные пробки».

Впрочем, эксперт уверен, что наши дети или внуки будут ездить по дорогам бесплатно: «Американцы тоже привлекали инвесторов для строительства дорог, отдавали им их в пользование на 50-100 лет, а сейчас постепенно уходят от платы». Тут надо отметить, что, судя по условиям концессионного соглашения от 2009 года, ООО «Северо-Западная концессионная компания» будет эксплуатировать трассу М11 до 2040 года, после чего дорога вернется государству. То есть через каких-то 25 лет мы сможем ездить по ней бесплатно.