Зеленый район для проверенных москвичей

Город
Фото: Антон Денисов / РИА Новости

Современные москвичи считают район Крылатское элитным, хоть он и застроен панельными домами. Краевед Денис Ромодин рассказал МОСЛЕНТЕ о том, как заселяли 18-этажные дома и почему критиковали архитектора.

Слишком высокие кварталы

Район Крылатское проектировался в 1980-е годы как экспериментальный. Его построили достаточно быстро, при этом обеспечив полную инфраструктуру. Когда люди заселялись, у них уже было все — магазины, даже киоски Союзпечати. И почти сразу открылась станция метро «Крылатское». Таким образом, до центра города жители района могли добраться за двадцать минут, что по тем временам считалось более чем престижным.

Крылатское замышлялось экорайоном, который окружают леса Серебряного бора. И, что интересно, он имеет естественные границы: Рублевское шоссе, Центральная клиническая больница, Крылатские холмы и Серебряноборское лесничество. Административные границы соответствуют ментальным, люди не путаются.

Такой зеленый район с интересным рельефом можно было бы обыграть. Но получился он скучным: застроен сериями 18-этажных панельных домов, причем очень плотно. Из-за этого получается, что даже с верхних этажей не всегда видно зелень.

Дома стоят квадратами, причем все они бело-синего цвета. Это удручает. За это даже архитектора, Евгения Стамо, критиковали. Он начал такую модель строительства на Ленинском проспекте в 1950-х и решил повторить в Крылатском — но с повышенной этажностью. Не получилось. От этого, кстати, предостерегают современных архитекторов.

Надежный и приличный контингент

Район заселили преимущественно госслужащими среднего звена. Там жили военные, сотрудники силовых структур. Открытым для людей извне он стал уже после Перестройки. Тогда начался свободный размен жилья.

Но действительно высоких чинов почти не было.

Здесь могли бы зародиться соседские компании — в отличие от Черемушек, в одном доме запросто могли оказаться сотрудники одной и той же конторы. Были дома, где жили только военные, были дома для КГБ… Но, как говорят очевидцы, этому контингенту просто не свойственно много общаться между собой и устраивать соседские посиделки. Поэтому коллективности там не сложилось.

Однако в наше время существует молодежный форум района Крылатское — его активисты много делают для инфраструктуры, например, выступили против нелегальной парковки у метро, которую устроили жители.

Визит «железной леди»

В 1987 году в Крылатское приехала Маргарет Тэтчер, «железная леди» встречалась с местными жителями. Это был образцовый район — экспериментальный, новый, с продуманным пространством и оборудованными территориями. К тому же, там жил проверенный контингент — Маргарет даже заходила в гости к одному из жителей. Правда, до сих пор никто не знает, к кому. Гостеприимный хозяин молчит и не признается. Скорее всего, его выбирали заранее — проверенного человека из проверенного ведомства, такого, чтобы его семья не устроила «сюрприз», чтобы показала образцовый советский быт.

Так или иначе, сохранились фотографии Маргарет Тэтчер с жителями Крылатского. Тогда же она заходила с Горбачевым в универсам около метро. У этого магазина, кстати, вообще интересная судьба — его потом открывал Ельцин как один из первых супермаркетов в городе, а несколько лет назад туда же зашел Путин и возмутился высокими ценами.

B44ee182f9429d92fb0ff882d418004036f7c73c

1987 год, Москва. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер во время осмотра спортивного комплекса в Крылатском

Фото: Виктор Будан и Валентин Кузьмин / ТАСС

Элитность по принципу смежности

Конечно, в среднем контингент в Крылатском был классом выше, чем в Черемушках, которые считаются классическим спальным районом типовой застройки. У москвичей в сознании есть установка: Крылатское — это дорого, элитно, простому человеку там делать нечего. Но сегодня это неправда. А контингент, пожалуй, можно оценить вечером во дворах. Конечно, есть компании, которые выпивают и развлекаются с музыкой, но откровенных люмпенов здесь вряд ли можно найти.

Репутацию же объяснить несложно. Действительно высокопоставленные люди жили лишь в одном квартале — на Осенней улице, первые два дома по четной стороне. Там же в начале 1990-х жил президент Ельцин. Но большая часть района была заселена простыми госслужащими. Однако именно из-за этого квартала, а также из-за того, что слово «Рублевка» стало нарицательным, москвичи считают живущих в Крылатском элитой. На самом деле, «понтовая» Рублевка — это внешняя ее часть, за МКАД, Рублево-Успенское шоссе.

Больница — через дорогу, а медицина — нет

Некая элитность района выражается в другом. Буквально через дорогу у жителей — Центральная клиническая больница, огромное медучреждение. Но только для избранных. Если лет двадцать назад многие живущие в Крылатском были прикреплены к ЦКБ по месту работы, то сейчас таких меньшинство. Конечно, это вызывает раздражение: казалось бы, медицина рядом, но к тебе, простому москвичу, «скорая» будет ехать за несколько километров, из районной больницы. А родственников запросто могут положить в Хорошево-Мневники.

Ba04cdff3fb55f8d047742e5aac352cc083f32f2

На Живописном мосту в этом году открылся один из самых необычных ЗАГСов Москвы

Фото: Антон Денисов / РИА Новости

А вот со школами такого расслоения, как ни странно, нет. На Крылатских холмах расположена лишь одна школа (№1127), которая считалась престижной и экспериментальной — причем и из-за архитектуры, и из-за образовательных методик. А в остальных школах района все было благополучно. Даже слишком — в 1990-е годы в параллели были даже классы «Е», настолько школы оказывались переполнены.

Но там учились равные по социальному статусу дети, и не было такого, что у одного — жвачки, заграничные авторучки, калькулятор и магнитофон, а другой попал только «по территориальному принципу».

Ожидание хорды

Сегодня Крылатское отчасти сохранило престиж — в первую очередь благодаря хорошей транспортной инфраструктуре, большому количеству зон отдыха. Но есть и обратная сторона: жители жалуются, что из-за передвижения высокопоставленных лиц трудно добраться по Рублевке на работу. Сейчас ситуация улучшилась — есть Звенигородское шоссе. Тем не менее, плотный трафик сильно портит репутацию экорайона. И будущая Северо-Западная хорда тоже внесет здесь свою лепту.