Зима в театрах

Город
Балет «Щелкунчик»
Фото: Дамир Юсупов / ГАБТ

Театральная зима — время детских утренников, обкатки осенних премьер и неспешных репетиций премьер весенних. Фестивали закончились или еще не начались; гастроли притормозили. Тем не менее МОСЛЕНТА нашла спектакли, на которые стоит пойти.

Идиот

Режиссер Максим Диденко, в прошлом сезоне ставший автором двух хитов в Москве («Конармия» у брусникинцев и «Хармс. Мыр» в «Гоголь-центре») и одного в Петербурге («Земля» в Александринке), берет в работу роман Достоевского. Ничего не оставляет от нравов и обстоятельств Петербурга XIX века и сосредотачивается на взаимоотношениях князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина, причем обещает показать их в духе «черной клоунады». Известно, что роль князя Мышкина отведена Ингеборге Дапкунайте; также известно, что кроме нее в спектакле будут участвовать Евгений Ткачук, Павел Чинарев, Роман Шаляпин и Александр Якин (кому из них достанется честь быть Настасьей Филипповной — пока неясно). В «Конармии» бойцы Первой Конной шли в атаку голышом, и сцена эта была дика и яростна, как бабелевский текст; в «Земле» смертельная схватка комсомольцев и кулаков в 30-х была решена как баскетбольный матч — и при всех несовпадениях ритма конгениальна легендарному фильму Довженко. Так что есть все шансы, что «Идиот» не будет похож ни на что — и при этом похож на Достоевского.

Театр Наций, Малая сцена — 16-20 декабря

Репетиции Таганки

В декабре и в январе пройдут две серии проекта «Репетиции», то есть можно будет увидеть восемь эскизов спектаклей, восемь молодых режиссеров будут соревноваться за право выпустить премьеру в Театре на Таганке. Каждый вечер отдан одному режиссеру и одной пьесе (вариант: литературной композиции); за полтора часа постановщик и артисты должны убедить публику в том, что именно их проект заслуживает поддержки. Публика имеет право голоса: после спектакля каждый зритель может высказаться об увиденном и тем, возможно, решить судьбу режиссера. В декабре Андреас Мерц-Райков представит эскиз спектакля «Мать» (Бертольт Брехт в свое время написал пьесу по горьковскому роману), Михаил Егоров даст поплавать на сцене пушкинской Русалке, Павел Артемьев поговорит о Маяковском («Флейта-позвоночник»). И только Елизавета Бондарь выберет сегодняшнего автора — Эрика Дюфо: в его «Гробнице малыша Тутанхамона» одновременно действуют художница комиксов и девятилетний Тутанхамон, которого она рисует. Январская же серия в основном будет отдана классике ХХ века: Денис Бокурадзе займется «Старшим сыном» Александра Вампилова, Александра Толстошеева — «Ужасными детьми» Жана Кокто, а Юлия Ауг — «Женщинами у Рейна» Генриха Белля. И только Алексей Золотовицкий обернется к автору XXI века и поставит «Иллюзии» Ивана Вырыпаева.

Театр на Таганке — 17–20 декабря и 16–19 января

Двенадцатая ночь

Это не премьера, этот английский спектакль появляется на киноэкранах примерно раз в два месяца — но это лучший спектакль для европейского Рождества. Лукавая шекспировская пьеса, в которой каждый влюбляется вроде бы не в того, в кого надо, но в итоге почти все (кроме чванливого дворецкого) находят свое счастье, сыграна блестящей командой британских актеров. Только актеров — потому что, как в шекспировские времена, все роли на сцене исполняют мужчины. Зрители, как правило, идут на эту «Двенадцатую ночь» из-за Стивена Фрая, который в роли Мальволио гомерически смешон — но вообще-то главный герой спектакля — Марк Райленс. То есть — графиня Оливия.

Актер, обожаемый англичанами, почти неизвестен в России (правда, скоро в прокат выйдет фильм «Мост шпионов», где он играет советского разведчика в Британии — тогда ситуация гарантированно изменится). В роли Оливии у него выбелена физиономия, он затянут в корсет (талия, кажется, сантиметров тридцать) и поразительно воспроизводит женские повадки, трогательно акцентируя вздохи. В жизни Райленс менее всего похож на патетическую даму: узкое лицо кентского крестьянина, ни одна из морщин не утянута хирургом (актеру вообще-то за пятьдесят), жесткая мужская ухмылка. Он — не просто многократный лауреат «Оливье» и «Тони»; он — великий актер, и спектакль с ним — правильный рождественский подарок.

Формула кино на Лубянке — 25 декабря

Щелкунчики

Билеты на хороших «классических» «Щелкунчиков» — в Большой и в Музыкальный театры — уже проданы, но теперь, если вы не хотите кормить спекулянтов (что именно на балет об истребителе орехов накручивают от 500 до 3 000 процентов прибыли), у вас есть и другие возможности. Во-первых, спектакль Большого можно посмотреть в кино — и там будет все необходимое: растущая елка, тревожная музыка Чайковского и в алом мундире — один из лучших сегодняшних принцев Большого Денис Родькин. А во-вторых, можно выбраться на гастроль американской труппы Дженнифер Вебер, что привозят в Москву «Щелкунчика в стиле хип-хоп». Старинная история теперь происходит в сегодняшнем Верхнем Манхэттене, Щелкунчик торгует орехами и спасает героиню от нападения банды, чей отличительный знак — прикрепленные к головам мышиные уши. Это не жесткое соревнование парней (как бывает во «взрослом» хип-хопе — или на тех улицах, куда не заглядывают туристы) , а зрелище слегка расслабленное и уютное, «для семейного просмотра» — но некоторое количество виртуозных трюков там безусловно найдется.

Большой в кино:

Формула кино Горизонт, Формула кино Прага — 20 декабря

Формула кино на Лубянке — 26 декабря и 5 января

Кронверк синема Лефортово — 27 декабря

Центр документального кино — 30 декабря, 7 января

Щелкунчик в стиле хип-хоп:

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко —15–16 января

364a0273fb4f0fbc927bbec502942f0b5849095c

Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь»

Фото: «Шекспировский театральный фестиваль»

Коляда-театр

Обитающий в Екатеринбурге частный театр, который возглавляет драматург Николай Коляда, в 2016 году будет отмечать свое пятнадцатилетие и по этому поводу приезжает с большими гастролями — в Москву привезут двадцать спектаклей! Здесь и Шекспир («Гамлет», «Ричард III», «Король Лир»), и русская классика («Вишневый сад», «Мертвые души», «Маскарад»), и потешный «Слуга двух господ», и надрывный Теннесси Уильямс («Кошка на раскаленной крыше» и «Трамвай «Желание»). Но какая бы пьеса ни была взята за основу спектакля, Коляда выстраивает постановку в своем узнаваемом стиле. Составляющие этого стиля — обязательный смех (ну хотя бы кривая улыбка) сквозь слезы, обязательный былинный размах (герои абсолютно всех сочинений приобретают российскую широту — ту, про которую классик сказал «сузить бы»), обязательная узнаваемость быта (все — от Гамлета до Бланш Дюбуа отчетливо живут в Екатеринбурге; многие — с гармошкой в обнимку). Театр Коляды — театр родной, искренний, «душевный» — так душевны соседи, что регулярно приглашают вас на семейные торжества. Для кого-то может оказаться чужим праздником, для кого-то — долгожданным своим. В любом случае — один из самых известных театров страны.

Театральный центр «На Страстном» — 15–31 января

Русский роман

Драматург Марюс Ивашкявичюс взял «Анну Каренину», добавил повесть «Детство», рассказ «Дьявол» и реальные обстоятельства последних лет жизни Льва Толстого; режиссер Миндаугас Карбаускис все это хорошенько перемешал против часовой стрелки и поставил на сильный уверенный огонь театра имени Маяковского. Теперь ожидается премьера, где есть Лев Толстой и нет Льва Толстого: о писателе постоянно говорят его персонажи, но сам он на сцене не появляется. В роли жены писателя обещана Евгения Симонова, в роли его сына — Даниил Спиваковский; остальные актеры играют по три-четыре роли.

Театр им. Маяковского — 23 и 24 января

Дон Жуан

Большинство театров-номинантов «Золотой маски» приедут в Москву в марте и в апреле. Пермская же опера, связанная многочисленными зарубежными контрактами, сумела выкроить денек для визита лишь в феврале. Пермяки привозят моцартовского «Дон Жуана» — в его сюжете аргентинский режиссер Валентина Карраско увидела историю о бунте свободного человека против сковывающих условностей и потому обрядила всех персонажей в пластмассовые бандажи и корсеты, отчего они стали слегка напоминать солдат Империи в «Звездных войнах». Экспертный совет «Золотой маски» не оценил эту идею и режиссера в номинацию не вписал; зато отмечены работа дирижера Теодора Курентзиса (на сегодняшний день — пожалуй, самого интересного интерпретатора Моцарта не только в России, но и в мире) — и две фантастические певицы (Надежда Павлова за роль донны Анны и Наталья Кириллова за роль Эльвиры).

Пермский театр оперы и балета на сцене театра «Новая опера» — 12 февраля

Катерина Измайлова

Оперу Шостаковича, которой в свое время газета «Правда» посвятила разгромную статью «Сумбур вместо музыки», выпускают в Большом театре худрук Вахтанговского театра Римас Туминас и главный дирижер Большого Туган Сохиев. Музыка Шостаковича — откровенная, чуть ли не натуралистичная (в ней прописано все — как изголодавшаяся по мужской ласке купчиха Катерина Измайлова — «леди Макбет Мценского уезда» — тоскливо и жарко смотрит на батрака Сергея, как грохочет пламя ревности, желания и злости в заштатном городке, как подыхает отравленный Катериной досаждающий ей свекр), а Римас Туминас славится слегка отстраненным, сочувствующим, но довольно прохладным отношением к трактовке «русских страстных» сюжетов. Тем интереснее должен получиться спектакль.

Большой театр, Историческая сцена — 18–21 февраля

Анна Гордеева