«Расширение зоны платных парковок — неизбежный путь»

Город
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В воскресенье, 6 декабря, столичный департамент транспорта опубликовал список новых платных парковок, которые появятся в городе до Нового года. Теперь платить по 40 рублей за час придется на 291 участке московских улиц — речь идет о территориях спальных районов, в частности, вблизи конечных станций метро. Горожане продолжают выражать недовольство такими жесткими мерами. МОСЛЕНТА спросила транспортных экспертов о том, насколько целесообразно и эффективно просить с москвичей деньги за парковку на всей территории города.

Новая карта платных парковок станет актуальной 26 декабря – через двадцать дней после подписания соответствующего приказа. Как рассказали МОСЛЕНТЕ представители департамента транспорта, точечное расширение коснется окраинных районов города: плату за парковку введут рядом с 35 станциями метро (Новогиреево, Бабушкинская, Медведково, Багратионовская, Речной вокзал, Коньково, Юго-Западная, Домодедовская и т.д.), 10 железнодорожными платформами (Карачарово, Петровско-Разумовское, Электрозаводская, Вешняки), более чем с 80 крупными торгово-развлекательными и бизнес-центрами («Домодедовский», «Нагатино Ай Лэнд», «Метрополис», «Принц Плаза», «Звездочка», «Кунцево). По словам руководителей дептранса, все списки предполагаемых платных парковок согласовывают с муниципальными депутатами, представителями управ и жителями районов. Полный список точек и карту можно посмотреть на сайте Департамента транспорта города Москвы.

Константин Трофименко, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

Нужно смотреть на каждую отдельную точку. Поскольку Москва имеет радиально-кольцевую структуру, эффект от платной парковки в центре города сразу был заметен. Он сразу дал общий эффект. А вот внедрение платной парковки за пределами ТТК — это локальные случаи. Причем это может быть как очень полезно, так может иметь и отрицательный эффект. Кроме того, один эффект может запросто влиять на другой. Глобально это никак не повлияет на жизнь в городе. На окраинах платная парковка — не такой мощный инструмент, как в центре.

Например, возле торговых центров или пересадочных узлов — это очень успешно. Но иногда получается, что поток машин просто смещается на пару километров, и пробка «переезжает» в другое место. Ведь эти машины не исчезают в никуда. Они перебираются на другие парковки.

Кроме того, можно неправильно выбрать точку. И тогда машины сделают еще хуже — например, вместо того, чтобы оставить парковку возле рынка, машины выстраиваются вдоль ближайшей улицы. Главная цель на окраине — убрать из районов машины приезжих. Например, возле метро «Планерная» нередко вся территория превращается в большую стихийную парковку. С этим, конечно, надо бороться.

В любом случае делать выводы об эффективности платных парковок пока рано. Надо подождать и понаблюдать.

Никита Полянский, специалист экспертного центра Probok.net

Я считаю, что расширение зоны платной парковки — это неизбежный путь, по которому должен идти мегаполис. И я не вижу в этом никакой беды. Другого варианта просто не существует. Проблема — в том, насколько правильно и продуманно выбираются места для дальнейшего расширения. Если где-то нет проблемы с парковкой, то и не стоит думать о деньгах — толку не будет. А если где-то не хватает места даже для жителей района — конечно, это обязательная мера.

Платная парковка имеет именно такой эффект, какой задумывался. Из районов уходят «приезжие» машины, остается больше места для тех, кто там живет.

На мой взгляд, тут нужно говорить не о количестве платных парковок, а об их расположении. Зоны платной парковки могут выйти даже за МКАД. Но это не значит, что внутри ТТК не останется мест, где можно будет парковаться бесплатно.

П
Платная парковка имеет именно такой эффект, какой задумывался. Из районов уходят «приезжие» машины, остается больше места для тех, кто там живет

Здесь более чем необходим выборочный подход. То же касается цены парковки: там, где поток плотнее, можно сделать цену выше, где меньше — дешевле. И это тоже от географии не зависит.

Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»

Я считаю, что проблема эта политическая, а вовсе не урбанистическая. Серьезного отпора проект платных парковок не встретил, поэтому город его продолжает.

Автомобилисты — удобный объект для того, чтобы брать деньги. По-моему, сегодня уже и МКАД не может остановить этот проект — тем более, что Москва разрастается и за пределами кольцевой дороги. И если раньше был аргумент о том, чтобы разгрузить улицы и сократить пробки, то сегодня москвичей просто отпугивают от многих объектов — например, от торговых центров, где люди должны бы оставлять деньги. Когда лишние передвижения по городу становятся накладными, от них просто отказываются. Сейчас копится недовольство автомобилистов, и его очень хорошо видно. Сколько люди будут терпеть — неизвестно, но вряд ли слишком долго.

Максим Воротилкин, заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов

На мой взгляд, расширение зоны платных парковок городской проблемы не решит. Тут необходимо принимать другие меры — скорее всего, строить многоуровневые паркинги в спальных районах. Современные жилые комплексы, как правило, обеспечены подземной парковкой, а вот в старых районах автомобиль оставить негде.

В итоге у нас заставлены все улицы — от этого попытались избавиться, когда ввели платную парковку. Но машины перекочевали во дворы. Там, как обещали представители дептранса, платить за парковку никогда не придется. Но места все равно не хватает! И эту инфраструктуру нужно очень тщательно продумывать — и сохранять существующие плоскостные парковки, и строить многоярусные, и решать, брать ли за пользование ими плату или нет. Очень большой объем работы. И вот если будут места длительного хранения автомобилей — тогда у людей будет мотивация пересесть на общественный транспорт.

К
Как правило, в опросах принимают участие те, у кого нет автомобиля — например, пенсионеры. И они выступают «за», они не хотят, чтобы под их окнами стояли машины

Что же касается общественного мнения, то тут все достаточно просто. Как правило, в опросах принимают участие те, у кого нет автомобиля — например, пенсионеры. И они выступают «за», они не хотят, чтобы под их окнами стояли машины. А настоящим автомобилистам некогда участвовать в опросах, они в это время работают. Поэтому и получается некоторое искажение. Пока что городу выгодно расширять зону платной парковки.

Платная парковка вышла за пределы Третьего транспортного кольца в октябре 2015 года — тогда новые правила ввели на 95 улицах, расположенных на окраинах Москвы. Эксперимент городские власти признали успешным: по словам заместителя главы дептранса Сергея Андрейкина, теперь москвичи получат возможность быстрее найти парковочное место у дома за счет снижения загруженности. Также он отмечал, что уже через несколько недель после октябрьского расширения платной парковки стало понятно, где еще предстоит ввести тариф. Все списки предполагаемых платных парковок согласовывают с муниципальными депутатами, представителями управ и жителями районов.