«Памятники не надо ломать, но и возвращать не стоит»

Город
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

Московским студентам предложили придумать фонтан, который может возникнуть на Лубянской площади вместо памятника Дзержинскому. Лучшими оказались жар-птица и зеленый холм, а первое место занял проект в стиле черного квадрата, придуманный юным архитектором из Сирии.

Идея поставить фонтан на Лубянскую площадь — на то место, где когда-то стоял Дзержинский, оформилась в общественном сознании этой осенью. Как сказал один из инициаторов этого обсуждения, депутат Мосгордумы Степан Орлов, возглавляющий комиссию по городскому хозяйству и жилищной политике, «мы решили восстановить историческую справедливость — на этом месте стоял прекрасный фонтан работы Ивана Витали. И мы предложили студентам московских профильных вузов подумать над тем, каким может быть новый фонтан». По его словам, на конкурс было прислано несколько десятков работ, из них выбрали 10. Задача перед студентами стояла непростая.

42a7b48702344a959aa64f757de4bc0ed71920d7

Автор проекта «Жар-птица», который занял второе место, смотрит на работы конкурентов

Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

«Эта задача непосильная и для большого международного конкурса, — считает архитектор, москвовед Александр Можаев. — Когда-то Лубянка была идеальной, одной из самых гармоничных московских площадей, а потом стала одной из самых безобразных». По мнению историка архитектуры, если отбросить идеологию, памятник работы Вучетича был идеальной архитектурной доминантой. «20 лет назад совершили акт вандализма, и теперь никто не знает, что с этой площадью делать. Даже идей никто не предлагает, может быть студенты как раз придумают что-то необычное».

Идеи были, в том числе и неожиданные: например, фонтан в виде большой птицы Гамаюн, которая символизирует величие и богатство Москвы, или большой коричневый монумент необъяснимой формы под названием «Доброе начало». Судя по тому, что авторы не пришли на конкурс, не очень-то они и старались.

Но были и очень увлеченные студенты, которым было явно интересно подумать над этим непростым местом.

В финале конкурса авторам дали возможность коротко защитить свои проекты, сказать несколько слов. Жюри, состоящее из искусствоведов, архитекторов и чиновников, выбрало тройку лучших и главного победителя.

Все проекты, как обещал депутат Орлов, попадут в Москомархитектуру и послужат направлением для решений уже взрослых архитекторов и проектировщиков. Дадут они импульс или нет — это другой вопрос, но в любом случае очень интересно было узнать, что думает поколение, которое родилось уже без Железного Феликса на площади, как оно чувствует историю этого непростого места, и, главное, каким видит будущее города, в котором всем предстоит жить.

F8b415b2179734ac0ea17d1da75932ed56ea2f7f

Жюри, состоящее из чиновников, архитекторов и искусствоведов, пытается понять, что хотел сказать автор

Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

Выяснилось, что абсолютно все участники конкурса — будущие художники, скульпторы и архитекторы, ничего не думают о личности самого Дзержинского, вся эта история для них бесконечно далека и не вызывает никаких эмоций.

«Мое поколение не испытывает никаких чувств по поводу этого памятника, — говорит студент второго курса Строгановки Георгий Молчановский. — Как скульптору мне очень нравится Вучетич, памятник очень хорошо стоял на этом месте. Но сейчас здесь нужно что-то абстрактное: то, что не вызывает споров и противоречий».

Александр Можаев
краевед
2

20 лет назад совершили акт вандализма, и теперь никто не знает, что с этой площадью делать. Даже идей никто не предлагает, может быть студенты как раз придумают что-то необычное

Вместо Дзержинского он предложил монумент в виде огромного знака бесконечности, который бы символизировал непрерывность исторического процесса.

Большинству же молодых захотелось очеловечить площадь, сделать легкой и комфортной, вернуть москвичам и гостям столицы. Например, Артемий Гусев, студент четвертого курса МАРХИ предложил сделать вместо адской транспортной развязки, которая сейчас на Лубянке, тихую общественную зону в самом центре города со сквозным пешеходным маршрутом через площадь. Для этого он придумал сеть стальных труб, по которым будет течь вода, окруженную системой пандусов, по которой будут гулять люди. «Я хочу очеловечить площадь, сделать ее менее суровой. А памятники сегодня вообще не актуальны». Было среди проектов и радикальное предложение засадить Лубянку лесом.

71e9b7d3706be195685e66e33a3bd14d02f2a815

Победители со своими работами. Второй слева — Сулейман Идрис, чей проект занял первое место

Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

Но шире всех взглянули на идею превратить площадь с нелегким прошлым и сумбурным настоящим в город-сад аспиранты МАРХИ Петр Копылов и Дарья Семенова. Их проект занял третье призовое место. Они решили убрать транспортную развязку под землю, а сверху насыпать холм, засадить бывшую Лубянку травой и пустить бьющие струи от Москвы-реки, которые зимой будут превращаться в каток, устроить фуд-корты и ярмарки.

«Задача архитектуры благоустраивать город и отражать современность, какая бы она ни была, — говорит Дарья. — Сейчас современно развивать пешеходные маршруты, а не одинокий памятник на голой площади». С ней согласен и коллега Петр: «Сам формат памятника сегодня неактуален. Какая бы великая личность ни была, не стоит тратить на нее одну из главных площадей города».

Автор проекта, который занял второе место, тоже не хотел бы возвращения Дзержинского, но по другим причинам: «Памятник хороший и отлично держал доминанту этого места, но хочется и наш век прославлять, надо дать возможность молодым скульпторам оставить свой след в истории», — сказал МОСЛЕНТЕ Александр Маркин студент 1-го курса Суриковской академии. Молодой скульптор изваял 25-метровый фонтан в виде Жар-птицы, которая символизирует Русь, светлое и доброе начало. «Здесь же детей много из-за Детского мира», — пояснил он. Поэтому вместо тяжелой истории он придумал яркую сказку.

3974031c718c51964991fb4f288c5590d86b993b

Молодые люди пытались очеловечить площадь с тяжелым имиджем

Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

Бесспорный победитель конкурса — проект студента 3-го курса архитектурного факультета РУДН Сулеймана Идриса. В основу придуманной им новой Лубянки легла идея «Черного квадрата» Малевича. Площадь, решенную в стиле минимализма, он предложил углубить на пять метров в землю, а в центре поставить 25-метровый квадратный белый столб-фонтан, сложенный из блоков оптического свинцового стекла и светящийся изнутри вертикальным лучом.

П
Памятники не надо ломать, никакие и никому. Но и возвращать тоже не стоит. Эпоха прошла, люди против. Не надо ничего возвращать

Сулейман, которому сейчас 21 год, вдохновлен русским авангардом и больше всего из московской архитектуры любит строения Мельникова. Он приехал в Москву из Сирии три года назад, но свое мнение по поводу бесконечных споров вокруг этого места тоже имеет. «Памятники не надо ломать, никакие и никому. Но и возвращать тоже не стоит. Эпоха прошла, люди против. Не надо ничего возвращать».