Как H&M вытеснил роскошь с Тверской

Город
Фото: Сергей Соболев / Фотобанк Лори

На самой престижной торговой улице города — Тверской — в следующем году откроет свои двери флагманский магазин группы H&M, в котором будут представлены марки, до сих пор не появившиеся в России. МОСЛЕНТА разобралась, какие еще бренды массового сегмента могут появиться на главных торговых площадках Москвы.

«Галерея Актер», в которой планируется открытие универмага H&M, — место продажи как дорогостоящих, так и массовых брендов. Сегодня здесь размещаются Bvlgari и Rolex, Levi's и «Перчаточка». 10 января 2016 года все они закроют свои магазины, и в здании начнется реконструкция, которая продлится около года. «Мы откроемся, скорее всего, только в 2017 году. Однако свободных торговых площадей нет уже сейчас», — сообщили МОСЛЕНТЕ в отделе аренды «Галереи Актер».

После реконструкции, как ранее выяснил РБК, москвичи увидят здесь флагманский магазин холдинга H&M. Шведский ритейлер уже арендовал 5,8 тысячи квадратных метров центра (почти четыре этажа) на 32 года. А пока ведущий магазин бренда находится в ТЦ «Авиапарк» и занимает около четырех с половиной тысяч квадратных метров.

«Аренда большого торгового пространства на центральной улице города для открытия флагманского магазина — абсолютно нормальная история для такого глобального бренда, как H&M. Особенно с учетом агрессивной политики развития в России, которую показывает бренд в последние годы, особенно в кризис: активная реклама, открытие российского интернет-магазина, отдельного магазина H&M Kids в Москве, новые площадки в регионах. Напомним, что из масс-маркета на улицах Москвы также можно найти такие крупные флагманы, как United Colours of Benetton и Reserved», — комментирует коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян.

H&M действительно активно завоевывает столичный рынок. По словам директора по коммуникациям H&M в России Екатерины Просвиркиной, за 2015 год холдинг открыл в столице пять магазинов, остальные 13 — в разных городах России, не закрыв при этом ни одну торговую точку.

Какие марки может привезти в Москву H&M? На этот вопрос представители пресс-службы бренда в России не ответили. Например, сегодня на столичном рынке отсутствуют COS, & Other Stories, Primark — одни из самых популярных линий холдинга. Еще в начале года все они попали в список «недорогих марок, которых не хватает в России», составленный The Village. Больше всего в Москве ждут COS, слухи об открытии которого уже не раз прокатывались по столице.

B4338660fcf749e29557220b171eb546e751007d
Скриншот: www.cosstores.com

«Одежда бренда COS относится к интеллектуальному минималистичному скандинавскому стилю. В связи с тем, что он в первую очередь представляет отличное качество тканей — шерсть, кашемир, шелк и хлопок, он находится в сегменте «средний плюс». Основным конкурентом является Massimo Dutti, в том числе и в ценовом сегменте, а также менее известные в России скандинавские бренды», — комментирует Ануш Гаспарян.

Получается, что около четырех этажей «Галереи Актер» будут занимать недорогие марки. Вспомнить похожую по масштабу сделку аренды для бренда одежды масс-сегмента эксперты затрудняются. Однако открытие флагмана марки средней ценовой категории в самом сердце столицы не первый случай и для этого года. Двери такого магазина в середине 2015-го распахнула Intimissimi прямо напротив ГУМа, на Никольской улице. По данным консалтинговой компании в сфере недвижимости Knight Frank, Никольская, как и Тверская, попадает в список 13 основных торговых улиц Москвы с самыми высокими ставками аренды в пределах Садового кольца. Среди них также: Камергерский переулок, Кузнецкий Мост, Столешников переулок, Новый Арбат, Мясницкая, Большая Дмитровка, Валовая, Земляной Вал, Смоленский бульвар, Петровка и Арбат. Так, за аренду на Тверской, где расположится универмаг H&M, в этом году приходилось отдавать приблизительно от 88 до 140 тысяч рублей за квадратный метр в год. И это при том, что «в среднем по рынку снижение ставок аренды в сегменте street retail за 2015-й составило 20–30 процентов, а в некоторых случаях падение достигло 40 процентов», — рассказала МОСЛЕНТЕ директор направления стрит-ритейл Knight Frank Виктория Камлюк.

На центральных торговых улицах Москвы (сюда же относится и Тверская), где организовано транспортно-пешеходное движение, помещений под торговые точки к концу года оказалось 107,5 тысячи квадратных метров. Из них пустуют 12,6 процента. На самых популярных у арендаторов пешеходных улицах столицы пустует 8,5 процента от 103,5 тысячи квадратных метров торговых помещений. При текущем снижении цен за аренду (в среднем на треть) марки недорогой одежды вполне могут задуматься о размещении магазинов ближе к центру столицы.

Однако специалисты Knight Frank пока не наблюдают такой тенденции, а скорее отмечают, что даже при открывшихся возможностях недорогим маркам одежды проблематично «жить» в сердце Москвы. В частности, это связано с расширением зон платных парковок и частичным запретом паркинга на некоторых центральных улицах. Московские автомобилисты отказываются приобретать товары в магазинах формата street retail, предпочитая экономить время и деньги. Поэтому практически на всех торговых улицах большую площадь занимают предприятия общественного питания, в то время как арендаторы магазинов одежды и обуви сокращают свое присутствие. Это подтверждает и то, что на пешеходных торговых улицах Москвы магазины с одеждой занимают почти 10 процентов от общего количества арендованных помещений, а на центральных с транспортным движением — около шести процентов.

Сложная ситуация складывается и с арендой в московских торговых центрах. По сведениям специалистов консалтингового агентства в сфере недвижимости JLL, в последние два года в торговых центрах, построенных в 2014-2015 годах, пустует около 19,4 процента помещений. В целом по Москве доля вакантных площадей вне зависимости от времени постройки центров составит 8-11 процентов к концу 2015 года, согласно сводным результатам нескольких консалтинговых групп. При этом цены на аренду снизятся на 20-35 процентов, свидетельствуют расчеты Knight Frank.

E1f5de77ec15a0c81dfc29c83c79337a0f8256ce
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Кризис аренды торговых площадей в Москве подталкивает ритейлеров к более аккуратному выбору точек размещения, а арендодателей — к уступкам. «Некоторые арендаторы стремятся договориться с собственником о ставке аренды в национальной валюте», — объясняет директор департамента аналитики Knight Frank Россия&СНГ Ольга Ясько.

Пристальное внимание ритейлеры обращают и на проходимость места. «В первую очередь, марки придерживаются аккуратной политики — рассматривают лучшие площадки в наиболее посещаемых местах. Отмечается повышенная активность со стороны тех, кто продает товары для детей. По географическому распределению среди новых марок преобладают итальянские компании», — отмечает Ольга Ясько.

Эксперт добавила, что, несмотря на текущую ситуацию, количество международных брендов, которые появятся в России до конца 2015-го, будет сопоставимо с прошлогодним: около 60. Это значит, что до 2017 года на рынке еще успеет сформироваться позитивная конъюнктура, и обозначенные H&M планы смогут обернуться появлением в Москве новых марок, а может и точек продаж.

Яна Кремнева