Время отказываться от машин

Город
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Больше штрафов с камер, больше платных парковок, больше эвакуаций, более строгий контроль за нарушениями правил — жизнь автомобилиста в Москве стала гораздо сложней в ушедшем году, и новый точно легче не будет.

В самом начале года, на январских каникулах, закрыли для проезда несколько переулков в центре Москвы. Теперь пешеходы гуляют на всем протяжении Кузнецкого Моста, Столешникова переулка и Тверского проезда, а автомобилисты вынуждены объезжать эти участки. Пешеходные пространства продолжают расширять, и автомобилисты уже даже не говорят ничего против. У них есть проблемы посерьезнее. Например, автоматические камеры, фиксирующие нарушения.

79c9ff60a63efd6e640f8082765371349e2a709b

Количество пешеходных зон в Москве в 2015 году увеличилось

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В апреле ГИБДД стала бороться с любителями ездить по обочинам. Это был довольно популярный способ объехать пробку. Теперь за такое проявление водительской смекалки придется платить штраф до 1 500 рублей. К камерам, фиксирующим езду по выделенным полосам, добавились и такие, которые фотографируют нарушителей, рассекающих по обочине.

2
2015 год стал самым суровым за все время развития московского парковочного пространства

Летом произошла неудачная попытка оспорить стоимость принудительной эвакуации автомобиля. Юрист Виктор Вэскер, известный тем, что сумел добиться отмены пятитысячного штрафа за сокрытие номерного знака на платной парковке, обратился в Верховный суд России. Он требовал признать незаконным привязку стоимости эвакуации автомобиля в Москве к мощности двигателя. Но суд не удовлетворил его иск, признав правомерность существующих тарифов. До этого Виктор безуспешно обращался с этим же вопросом в Федеральную антимонопольную службу и Мосгорсуд.

Больным вопросом для столичных автовладельцев остается платная парковка, и 2015 год стал самым суровым за все время развития московского парковочного пространства. Началось все 10 августа, когда на 75 улицах внутри Бульварного кольца ввели прогрессивный тариф на парковку. Цена первого часа стоянки осталась прежней — 80 рублей, а со второго придется платить уже по 130 рублей. Эти меры ввели для разгрузки центра и повышения оборачиваемости парковочных мест.

«Безусловно, перемещаться по Москве на автомобиле стало очень сложно и со временем мы дойдем до того, что вся парковка внутри МКАД станет платной, — говорит Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки». — Но есть нелогичность в действиях столичной мэрии. С одной стороны, они усложняют жизнь автомобилистам, а с другой, продолжают жилую застройку в бывших промзонах, которые находятся почти в центре. Как эти люди будут ездить домой и на работу? Все это может привести к тому, что рухнет рынок жилья и люди будут отказываться от жизни в центре, переезжая за город».

Александр Шумский
руководитель экспертного центра «Пробок.нет»
М

Московская мэрия имеет четкий план действий по снижению пробок в Москве, а такой план есть даже не у всех регионов, чего уж говорить о городах

Борьба с парковками в центре города продолжилась и в сентябре. На этот раз власти принялись очищать от стоянок Садовое кольцо. Везде, где тротуар уже семи метров, убрали парковочные места. Раньше машины заезжали прямо на тротуар, а теперь ставить автомобиль таким образом не получится. На всем протяжении Садового осталось всего 332 места.

В октябре зона платной парковки вышла за пределы Третьего транспортного кольца. Это расширение производилось точечно, в местах наибольшего скопления автомобилей. То есть там, где москвичам больше всего хочется парковаться: около торговых центров и станций метро. С 10 октября платными стали 133 новых участка на 95 улицах города, расположенных между ТТК и МКАД. Это нововведение вызвало серьезные волнения среди москвичей и несколько митингов за отмену расширения платной парковки.

«Московская мэрия имеет четкий план действий по снижению пробок в Москве, а такой план есть даже не у всех регионов, чего уж говорить о городах, — говорит Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок.нет». — Конечно, не все делается удачно, но основное направление, безусловно, верное. Расширение зоны платной парковки дает больше преимуществ жителям этих районов, чем может показаться на первый взгляд. За символическую плату в 3000 рублей в год они всегда имеют свободные места там, где раньше невозможно было припарковаться».

В октябре также активно обсуждалось возможное снижение допустимой скорости на МКАД. Столичное управление ГИБДД предлагало снизить ее до 80 км/ч с нынешней сотни. Основным доводом для такой меры стала печальная статистика аварий на кольцевой. Пользуясь допустимым превышением в 20 км/ч, водители едут все сто двадцать, что очень опасно. На многих участках МКАД идет ремонт, и дорога в этих местах сужается. На большой скорости водители не успевают сориентироваться и попадают в аварии. Пока это предложение не дошло до реализации, но есть шанс, что скорость уменьшат в будущем году.

3a4e0b28e4e1cf4522ef4aead6c7910914cb28c8

Городские власти размышляют об ограничении скоростного режима на МКАД

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Десятый месяц года сумел опечалить и мотоциклистов. Раньше камеры не могли отследить их скорость, так как фотографировали только передний номер, а у мотоциклов номера стоят только на корме. Теперь камеры научились определять скорость транспортного средства, «стреляя» сзади. Одна такая камера уже заработала на Дмитровском шоссе. Но в связи с окончанием мотосезона много нарушителей зафиксировать не удалось. Мотоциклисты, нарушающие правила, могут готовиться к «письмам счастья» в следующем сезоне.

В ноябре пешеходы отвоевали у автомобилистов еще несколько улиц в центре Москвы. Теперь автомобилям запрещено ездить по Большому и Малому Толмачевским переулкам, Ордынскому тупику, Болотной площади и Кадашевской набережной. Там положили плитку вместо асфальта и сделали уютные пешеходные зоны с лавочками и деревьями в бетонных кадках.

C 15 декабря камеры начнут фиксировать поворот не из своего ряда. В основном это касается заездов и съездов на ТТК и МКАД. Из-за того, что автомобили выстраиваются в два и три ряда на съезд, образуются большие пробки. Теперь тем, кто захочет выиграть время и втиснуться с соседней полосы, будут приходить штрафы в размере пятисот рублей. Сначала установят одну камеру на съезде с ТТК на Варшавское шоссе в область, а если эксперимент будет признан успешным, то таких камер станет больше.

Финал года для столичных автомобилистов выдался особенно тяжелым. Произошло то, чего они давно боялись. Зона платной парковки достигла МКАД. С 26 декабря платная стоянка появилась на 291 новом участке. Это зоны наибольшего притяжения автомобилей, теперь там нужно платить по 40 рублей за каждый час парковки. Оплачивать стоянку нужно около 35 станций метро и 80 торговых центров. Треть всех улиц, попавших под точечное расширение платной парковки, была предложена муниципальными депутатами, но 40 улиц мэрия не утвердила, посчитав, что введение там платы за стоянку пока несвоевременно.

D449cdf889078282ac89e943d0641a387c0f87cd

Камеры будут фиксировать не только превышение скорости и проезд по автобусным полосам, но и повороты из не предназначенной для этого полосы, и отсутствие полиса ОСАГО

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

И немного о том, что ждет автомобилистов в начале будущего года. С января водителям начнут присылать штрафы за езду без полисов ОСАГО. В нескольких российских городах, в числе которых и Москва, будет проходить эксперимент, когда нарушителей будут ловить с помощью автоматических камер. Автомобилистов будут автоматически пробивать по базе Российского союза страховщиков. Штраф в размере 800 рублей за езду без полиса будут отправлять по месту прописки владельца авто. Одна поездка без полиса может оказаться по-настоящему дорогой, так как штраф будет выписан с каждой камеры, даже если между ними всего несколько сот метров.

Этот год показал, что владеть автомобилем в мегаполисе становится все сложнее и дороже. И вряд ли будет легче. Москвичам придется либо отказываться от перемещений по городу на машине и пересаживаться на общественный транспорт, либо готовиться выделять на автомобиль значительную часть семейного бюджета.