«Выставка заканчивается, так что выхода нет»

Город
Фото: Артем Житенев / МОСЛЕНТА

С 7 октября прошлого года в отделении Третьяковской галереи на Крымском валу проходит выставка картин Валентина Серова, посвященная 150-летию художника. В воскресенье она уже закроется, поэтому ажиотаж нарастает, в четверг нетерпеливая публика даже повредила двери. Корреспондент МОСЛЕНТЫ пообщался с посетителями в очереди, которая растянулась на сотни метров.

Интерес к экспозиции рос обратно пропорционально количеству дней, оставшихся до ее закрытия. Работы Валентина Серова выставляются на Крымском Валу четвертый месяц, но пик посещаемости наблюдается сейчас. Люди, пришедшие в последние дни работы экспозиции, увидели огромную очередь, растянувшуюся от входа в галерею до Садового кольца. В ней стояли люди, которые не позаботились заранее о покупке билетов на выставку.

Более предусмотрительные посетители — те, что купили билеты через интернет, — могли пройти без очереди. Во всяком случае, так сообщается на сайте галереи. Предусмотрительных ценителей искусства оказалось тоже немало. Для тех, кто идет без очереди, организовали отдельную очередь в соседний вход Третьяковки. Очередь идущих без очереди раза в три короче обычной, но лица в ней не менее сосредоточены, чем у тех, кто стоит за билетом.

«Два билета!» — отчаянным голосом произносит женщина в короткой норковой шубе. В ее ледяных руках зажаты два листочка с логотипом Третьяковской галереи. Она показывает их всем, кто подходит к концу обычной очереди. Это не перекупщица, как может показаться на первый взгляд. Они с подругой отстояли два часа в очереди на вход и, отчаявшись, решили избавиться от билетов на самую полную экспозицию Валентина Серова. Работы мастера собрали из двадцати пяти отечественных музеев, четырех иностранных, а также из частных коллекций. Но женщин это больше не волновало. Они замерзли, пали духом и просто хотели домой.

«Я уже не первый раз в подобной очереди. До этого как-то в Пушкинский музей стояла тоже долго, — говорит Татьяна, бухгалтер. Она ушла с работы, чтобы попасть на выставку. — Я дилетант, конечно, но Серов мне знаком с детства. Знаю, что «Девочка с персиками» выставляется в обычной экспозиции Третьяковки, но тут будет очень много редких картин».

Александр Константинович
кандидат биологических наук
У

У людей сейчас огромная тяга к фигуративному реализму в его высшем проявлении, которым и является творчество Серова. А все эти поллоки, уорхолы и даже шалости позднего Пикассо — это временно

Кто застал мавзолей Ленина в советские годы, помнит очередь, которая тянулась, порой, до самого Александровского сада. Но она двигалась довольно быстро, а на Крымском валу все сложнее. Люди стоят на морозе и думают о высоком. Больше похоже на ажиотаж в первый день продаж новых «айфонов». Правда, контингент пришедших на выставку Серова — это не хипстеры со стаканчиками кофе, как можно было ожидать, а люди среднего и пожилого возраста. Молодежь есть, но их не больше двадцати процентов.

«Я приехала из Питера специально на эту выставку, — говорит Александра, студентка Санкт-Петербургской Академии художеств. — Стою уже около получаса, и длина очереди меня особо не пугает. Здесь и профессиональный интерес, и повод лишний раз съездить в Москву».

В середине очереди за билетами лица людей становятся еще более одухотворенными. Возможно, действует близость работ великого мастера, а может успокаивает двухчасовое стояние на морозе.

«Я большой любитель искусства, — говорит Александр Константинович, кандидат биологических наук. — Лувр, Уффици, галереи в Вене, Китае, Индии — стараюсь посещать выставки в каждой стране, где бываю. Серов, конечно, уникален. У него великолепный колорит, хотя он не считал себя колористом, утверждал, что основа живописи — это рисунок. Но, в первую очередь, Серов — великолепный психолог, так тонко он отмечал характер людей в своих портретах. Полагаю, что эта выставка имеет такой фантастический успех от того, что у людей сейчас огромная тяга к фигуративному реализму в его высшем проявлении, которым и является творчество Серова. А все эти поллоки, уорхолы и даже шалости позднего Пикассо — это временно».

Вплотную к очереди из тех, кто стоит без очереди на полпути к прекрасному, расположился мобильный пункт с кофе-машиной, разливающей горячие напитки в картонные стаканчики. Что очень кстати, ведь на улице минус двенадцать.

«Мы думали, что стоять вообще не придется, — говорят студенты Митя и Таня. — Неделю назад мы приезжали неподготовленными, встали в общую очередь, но в итоге не выдержали и уехали. Теперь вот специально купили электронные билеты, чтобы не мерзнуть, но стоим здесь уже два часа».

Митя с Таней пришли по совету друзей, которые уже были на выставке и остались в полном восторге. Вообще, большинство опрошенных около ЦДХ пришли, послушав рекомендации друзей и коллег. И многие штурмуют галерею не в первый раз.

Д
Для тех, кто идет без очереди, организовали отдельную очередь

«Мы приезжали в субботу, тоже с билетами, но решили не стоять, — говорят Константин и Елена, финансист и домохозяйка, которые только-только встали в очередь. — Но очередь мы уже видели, и для нас это не сюрприз. Решили, что сегодня пойдем до конца, выставка скоро заканчивается, так что выбора нет. Вряд ли при нашей жизни еще раз соберут столько работ Серова в одном месте».

Выставка, посвященная 150-летию Валентина Александровича Серова закрывается 24 января. После этого картину «Девочка с персиками» можно будет видеть на обычном месте в экспозиции Третьяковской галереи каждый день, кроме понедельника. Правда, уже без очереди.

Владимир Еркович