Что будет с М11

Город
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Президент России Владимир Путин назвал тарифы на проезд по платной трассе М11 Москва — Петербург «вздутыми» и обратил внимание на то, что по трассе никто не ездит. МОСЛЕНТА выяснила, как отразится это заявление на тарифах М11 и какой может стать компромиссная цена.

Стоимость проезда по трассе М11 широко обсуждается еще с лета 2015 года. За это время АВТОДОРу не раз пришлось пересмотреть тарифную сетку и скидки на проезд, а также перенести дату введения платы. Вопрос о тарифах неоднократно задавали и Владимиру Путину, но он до вчерашнего дня отвечал на него уклончиво или не отвечал вовсе.

«Сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит — вздули цены так, что проехать невозможно», — наконец заявил президент 25 января, подчеркнув, что такого «быть не должно, должно все функционировать».

Заявление президента последовало после того, как 20 января Генеральная прокуратура России предложила правительству установить верхние границы тарифов на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург.

Ранее подмосковные власти обратились в министерство транспорта с предложением рассмотреть вопрос об уменьшении тарифа на проезд по платному участку трассы М11 от Москвы до Солнечногорска. В областном правительстве отметили, что плата слишком велика. Как заявил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, «очень много нареканий...».

071a00f2578624628e0158077489367f2c09997d

Платный участок до аэропорта «Шереметьево»

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

«Очередной раз ко мне подходили люди, говорили: «Сделай что-нибудь, потому что мы не знаем, что происходит, но это очень дорого». Одна тысяча рублей в день — это катастрофа», — рассказал глава региона. Губернатор отметил, что размер тарифа устанавливался по модели концессионера, при этом не учитывалась сложившаяся экономическая ситуация. «Модель не работает, когда человек не может себе позволить проезд. Трасса, можно сказать, пустая», — добавил он.

Как заявил МОСЛЕНТЕ координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, «судя по последовательным заявлениям о тарифах на проезд по трассе М11 со стороны Андрея Воробьева, Минтранса, Генпрокуратуры и, наконец, Владимира Путина, договоренность о снижении тарифов в два раза уже согласована».

«По данным Минтранса, сейчас ежедневно по трассе проезжает около 10 тысяч машин. При этом трасса рассчитана на поток в 100 тысяч. То есть для потенциала трассы нынешние показатели ничтожны. Для того чтобы обеспечить нужный поток, им будет необходимо снизить все тарифы в два раза и сохранить при этом ту систему скидок, которая сегодня разработана. Вот тогда количество пользователей может увеличиться в три раза», — считает эксперт.

Он напомнил, что пока трасса была бесплатной, по ней ежедневно проезжали 30-50 тысяч машин. «И это предел. Большего потока добиться не удастся в любом случае. Дело в том, что, во-первых, автомобилисты все равно пользуются ей только тогда, когда М10 полностью загружена, а, во-вторых, потому что эта трасса крайне неудобна. Сейчас на ней не достроена хорда, которая заводит ее в Москву. Предполагается, что она будет готова только через три года», — пояснил Шкуматов.

Согласился с ним и председатель общественного движения «Автомобилисты Подмосковья» Геннадий Богданов. «В настоящий момент трасса загружена всего на 20 процентов: по ней ездят только те, кому это необходимо срочно, либо те, у кого есть деньги. Очень неприятно, что трасса, на которую возлагали большие надежды по разгрузке Ленинградки и Дмитровки, стала «трассой для богатых», — отметил эксперт в беседе с МОСЛЕНТОЙ. Он выразил надежду, что раз о несправедливости тарифов заговорили на самом высшем уровне, то проблема может быть все-таки решена в ближайшее время, а трасса станет спасением для жителей Подмосковья и дачников. «Я считаю, что проезд до Шереметьево должен стоить не более 150 рублей, 100 рублей — оптимальный тариф», — резюмировал Богданов.

Очень неприятно, что трасса, на которую возлагали большие надежды по разгрузке Ленинградки и Дмитровки, стала «трассой для богатых»

Вместе с тем, как рассказал МОСЛЕНТЕ директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин, заявление президента носит политический характер. «А что еще может сказать политик, когда видит, что трасса пустая? Только то, что тарифы завышены. Это понятно. Но ведь тарифы на проезд взяты не с потолка. Они были закреплены в контракте с концессионером чуть ли не в 2008 году и были привязаны то ли к инфляции, то ли к курсу евро. Кто ж тогда мог знать о том, что ситуация так изменится?» — заявил эксперт.

1a7a02ff5f914c7a7a7d71fd7bd93093318051ba

На пункте оплаты

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Он пояснил, что «при составлении бизнес-плана для покрытия всех кредитов и выплат частному инвестору в проект закладывался тариф, скажем, 500 рублей для одного автомобиля при потоке, предположим, 40 тысяч автомобилей в день». «А теперь на трассе оказалось в три раза меньше машин. Что делать? Снижать тариф? Но если снизить тариф до 200 рублей, поток, может, и пойдет, но нужная сумма все равно не наберется. То есть сейчас выход только один — задним числом пересматривать базовые условия контракта. Понятно, что если начальство у нас скажет, то они пересмотрят что угодно. Но ведь и частному инвестору придется тогда из бюджета заплатить. А где в бюджете взять на это деньги?» — отметил Блинкин.

Более того, эксперт обратил внимание на то, что при снижении тарифов на проезд город и Подмосковье столкнутся с новым противоречием. «Весь год людей пытались пересадить на электрички. Составляли тарифы, проводили социальные акции, рекламировали, а тут вдруг бац — и проезд на машине окажется дешевле, чем проезд на электричке. Так что я не знаю, каким образом им удастся снизить тарифы», — резюмировал Блинкин.

Платный режим на участке с 15-го по 58-й километр трассы М11 Москва — Санкт-Петербург (от Бусиновской транспортной развязки на МКАД до города Солнечногорска) был введен 23 ноября 2015 года. Полная стоимость разового проезда от Москвы до аэропорта Шереметьево была установлена в размере 100-250 рублей в зависимости от дня недели и времени суток, от МКАД до Зеленограда — 150-350 рублей, от МКАД до Солнечногорска — 200-500 рублей.