Театр по СМС и античный балет

Город
Иллюстрация: Марина Лаба / МОСЛЕНТА

В Москву приедут не все спектакли, выдвинутые на «Золотую маску», — некоторые из них жюри полетит смотреть в Петербург и Пермь. Но все же конкурсная программа фестиваля и в этом году весьма велика, и к ней добавляются программы внеконкурсные. Сейчас «Золотая маска» открывает продажи билетов на спектакли гастролеров (московские театры традиционно продают билеты на свои спектакли, участвующие в конкурсе, по собственному графику). МОСЛЕНТА выбрала те провинциальные постановки, что будут соревноваться со спектаклями Большого, Ленкома и других столичных театров.

Город-герой

При входе в зал просят не отключать мобильники. Более того — уговаривают сообщить свой номер мобильного телефона. Зрители рассаживаются в темном зале, и выясняется, что никаких артистов нет и не будет. Зрителям просто приходят SMS, и они их по очереди читают. Вот только эти сообщения — из блокадного Ленинграда. От самых первых дней, когда казалось, что вроде все еще ничего, до дней самых жутких. Это документальные, дневниковые записи, и ты точно знаешь, что был на свете человек, сообщавший новости листку бумаги. Ни один самый психологический театр не встряхивает так, не швыряет так публику в «предлагаемые обстоятельства», как этот небольшой спектакль. Питерцы говорят, многие зрители потом сохраняют на телефоне эти пришедшие им SMS.

Внеконкурсная программа «Маска плюс»

Александринский театр (Санкт-Петербург) в Центре имени Мейерхольда

3 марта — 18:00, 20:00

Детский week-end

Это не один спектакль, а целых десять — за два с половиной дня (с вечера пятницы до воскресенья) на нескольких сценах Москвы можно увидеть театры из Саратова, Ижевска, Рязани и многих других городов. Все это офф-программа по одной простой причине: у «Золотой маски» нет «детских» номинаций, а отправлять «взрослое» жюри на спектакль, аудитория которого определена «от 0 до 3 лет», как-то неудобно. Поэтому эти театры ни с кем не соревнуются, а просто рассказывают детям истории: и печальные (как «Король Матиуш» новосибирского театра «Глобус»), и трогательно-смешные (как «Волшебник страны Оз» петербургского Небольшого драматического театра), и совсем простодушные (вроде рязанского «Колобка»), но оттого не менее искусно сделанные.

Центр имени Мейерхольда, Культурный центр ЗИЛ, театр Et Cetera

11–13 марта

Сатьяграха

Опера Филипа Гласса, одного из монстров американского минимализма, широкой публике знакомого по саундтрекам к фильмам «Шоу Трумена», «Иллюзионист», и, между прочим, «Левиафан», на эту самую широкую публику вроде бы не рассчитана. Уже то, что все поют на санскрите, ввергает некоторую часть зрителей в оторопь, хотя, конечно, транслируются русские субтитры. Но бояться не стоит — трудно найти такой же ясный, прозрачный и понятный спектакль, как это повествование о жизни Махатмы Ганди и о том, как он создал свою идеологию «твердости в истине» («сатьяграха»). От истории в ЮАР, где Ганди отказывается регистрироваться как «цветной», до мощного антиколониального движения в Индии и далее — к последователям идеи невооруженного сопротивления, к Мартину Лютеру Кингу. На сцене появляются индийские боги и Лев Толстой (в его честь Ганди называл свою ферму), а уральские певцы безошибочно воспроизводят Гласса. Спектакль — один из главных претендентов на оперные «Золотые маски».

5 номинаций

Екатеринбургский театр оперы и балета на Новой сцене Большого театра

15 марта, 19:00

1343e5ad9ad5c3a9ef513cc7365ec9c83cce4ead

Театр оперы и балета, Екатеринбург

Фото: архив пресс-службы

Тщетная предосторожность

La Fille mal gardee — балет, который в позапрошлом веке в России переводили как «Худо сбереженная дочь», а затем привычным названием стало «Тщетная предосторожность» — считается самым древним сохранившимся балетом в истории: его впервые станцевали в Бордо за две недели до Великой французской революции. Понятно, что он очень менялся со временем, но официальный титул именно таков. «Консерватория» Бурнонвиля появилась в Дании несколько позже, но тоже относится к древним сокровищам. Сергей Вихарев, балетмейстер-реставратор, соединил эти два спектакля, и из копенгагенского балетного класса артисты попадают прямо во французскую деревеньку, где непослушная девчонка морочит голову матушке, чтобы выйти замуж за того, кто любим, а не за того, кто богат. Получилась блестящая фантазия на классические темы, «одетая» неожиданно в цвета Ван Гога.

6 номинаций

Екатеринбургский театр оперы и балета на Новой сцене Большого театра

17 марта, 19:00

Кабаре Брехт

Это не вариации на тему какой-либо одной пьесы Бертольта Брехта и не то чтобы документальная биография великого немецкого поэта. Юрий Бутусов поставил спектакль о том, каково это вообще — жить в военно-государственную эпоху и категорически с этой эпохой не соглашаться. Любовные увлечения и сочинительство, грохочущий барабан войны и сердце человека, в буквальном смысле превращающееся в камень, и — что значит быть актером в такое время? Метафоры Бутусова могут быть совершенно вызывающими, и этот вызов он бросает залу осознанно, как это делал и сам Брехт. И, конечно, надо быть готовым, когда актер вдруг отбросит всякую игру и заговорит со сцены о том, что его волнует в данный момент.

3 номинации

Театр имени Ленсовета (Санкт-Петербург) на сцене Театра имени Пушкина

30, 31 марта, 19:00

Земля

F4985c71b031058804ddc87c34e352d47cfe45c0

Александринский театр, Санкт-Петербург

Фото: Anastasia Blur

В 1930 году Александр Довженко снял фильм «Земля». Речь там шла о смертельном противостоянии комсомольцев и кулаков в отдельно взятом селе. Режиссер Максим Диденко, в Москве поставивший «Хармс.Мыр» в Гоголь-центре, «Конармию» у брусникинцев и «Идиота» в Театре наций, убирает все исторические подробности сюжета. На сцене — баскетбольный матч, «красные» и «синие» перекидывают мячик. Кстати, не садитесь в первый ряд — могут ненароком попасть в зрительный зал. Соперничество — это всего лишь игра, но уже через десять минут понимаешь, что в этой игре убивают, умирают, молча кричат над покойниками и при этом живут с такой интенсивностью, что бывает только на войне. Со сцены шарашит дикая, правдивая, захватывающая и страшная энергия, «большой взрыв» театра, разлетающиеся галактики. Землянаша — да-да, пишется слитно. И вслух читается статья Ленина «О национальной гордости великороссов».

1 номинация («эксперимент»)

Александринский театр на сцене Центра имени Мейерхольда

5, 6 апреля, 19:00

Потерянный рай

Бельгийский хореограф Карин Понтьес, уже работавшая с костромичами (четыре года назад она поставила для них «Мирлифлор», и с этим спектаклем они тогда победили на «Золотой маске») теперь отправила артистов в детство. Вся четверка получила манеры пятилеток, при этом понятно, что и пятилетки все разные. Эгоизм и открытость, наивность и хитрость — время «потерянного рая», когда все еще можно исправить и все обиды легко простить. Виртуозна работа артистов. «Диалог данс» — одна из немногих компаний современного танца в стране, где выдерживается европейский класс танцевальной подготовки. И каким бы простым ни было движение, ни одному зрителю не придет в голову мысль «я тоже так могу».

1 номинация («современный танец»)

«Диалог данс» (Кострома) на Малой сцене Театра наций

9 апреля, 19:00

Элементарные частицы

9f10ca1420f2793f9bafecc686d708130498a952

Театр «Старый дом», Новосибирск

Фото: Frol Podlesnyi

Пьеса Вячеслава Дурненкова основана на рассказах старожилов новосибирского Академгородка — воплощенной утопии шестидесятников, места, будто пришедшего из романов братьев Стругацких. Там люди действительно пользовались невиданной свободой — в институт могли зачислить юного гения даже без школьного аттестата, никто не привязывался к ученым с графиком «с девяти до шести» и на экране можно было увидеть иноземные фильмы, недоступные другим жителям страны. Все для ученых, лишь бы работали на оборону родной страны. Спектакль Семена Александровского — исследование этой утопии: долго ли может существовать «государство в государстве»? От чего погибнет? Бывают ли альтернативы? Никаких причитаний, сделана простая штука — изменены времена глаголов в воспоминаниях. С прошлого — на будущее время.

3 номинации

Театр «Старый дом», Новосибирск на сцене Студии театрального искусства

13 апреля, 19:00