Какой будет Москва через 10 лет

Фото: Иван Гущин / Институт «Стрелка»

В этом году «Стрелка» впервые включила в образовательную программу института модуль стажировок. После четырех месяцев изучения академических исследований на пересечении города и цифровых технологий, студенты командами по трое в течение семи недель применяли на практике полученные знания и проверяли свои идеи и предположения в Пушкинском музее и офисах компаний YouDo, Yota и Rambler.

МОСЛЕНТА расспросила студентов «Стрелки» о тех проектах программ-приложений для смартфонов, которые они подготовили по итогам стажировки, и выяснила, какой они видят жизнь в Москве через десять лет.

Диана Колесникова, Пушкинский музей

Источники вдохновения: museumhack.com Google art project, Capture the museum, Виртуальная коллекция Пушкинского музея, ARtours app голландского музея Stedelijk, Приложение-гид Лувра

87a6c6d56b71f948fc60a32025e98c6997cafa42
Фото: Иван Анисимов / Институт «Стрелка»

Проблема

В результате исследования мы пришли к выводу, что большая часть посетителей музея — это его постоянная аудитория и любители искусства. Новые люди редко сюда приходят, и еще реже возвращаются.

Сейчас музей не дает возможности вовлечься в его деятельность различным группам: как экспертам, так и тем, кто с ним совсем не знаком. Экскурсий мало, их темы и наполнение разработаны специалистами-искусствоведами, и человеку, не знакомому с историей живописи и скульптуры, сложно разобраться в такой информации и специфических терминах. А эксперты, в свою очередь, уже знакомы с этим материалом и он для них интереса не представляет.

Решение

Музею нужна новая адаптивная активность, которая подстраивается под любой уровень знаний: экскурсии и лекции для слушателей разного уровня подготовки, возможность самому проводить экскурсии, если ты — эксперт. В целом должно увеличится количество активностей, которые предлагает музей. И не обязательно их должны придумывать и организовывать сотрудники: надо больше привлекать посетителей, чтобы они сами создавали эти новые возможности внутри музея.

Чтобы «приземлить» нашу идею и сделать ее более наглядной, мы разработали прототип приложения для мобильного телефона, которое строится вокруг такой идеи: пользователь может самостоятельно группировать объекты, которые есть в музее и за его пределами, находя и фиксируя новые связи и смыслы.

Например, понять, как скульптура «Давид» связана с фильмами, которые вы не раз видели, или рассмотреть картины, обращая особое внимание на одежду изображенных персонажей и находя связь с теми же фильмами или книжной иллюстрацией. За счет этого искусство становится ближе, понятнее.

Сервис объединяет коллекцию туров, где собраны работы из музея, а так же другие медиа — текстовые, звуковые и видеофайлы. Есть возможность создавать свои туры. Такое приложение позволит делать следующий шаг — делиться открытиями, наблюдениями с другими пользователями в сети.

Прогноз

Новый вид опыта, который теперь можно получить при помощи новых технологий, не отменяет походов в музей, который постепенно будет становиться местом, где протекает повседневная жизнь горожан. Туда все чаще будут приходить не только, чтобы увидеть новую выставку или постоянную экспозицию, но и просто, чтобы провести время в приятной атмосфере: перекусить в кафе, порисовать любимые картины.

Там будет происходить все больше активностей, к которым можно присоединиться и одному и с друзьями, с семьей. Так что в музей уже в ближайшем будущем начнут ходить, как сегодня ходят в парк или торговый центр, — просто чтобы приятно и беззаботно провести время.

Уже сейчас музеи все чаще начинают выходить за пределы собственных зданий, экспонаты появляются на улицах, например в виде репродукций классических картин, смонтированных на зданиях в центре Москвы. Эта тенденция будет развиваться и граница между музеем и городом продолжит стираться.

Ольга Исаева, Yota

Источники вдохновения:www.instructables.com, проект интернета вещей Redmond с МТС, Google Project Fi

454b1f2ed4d86f5126eb532af9515d629f4fc99d
Фото: Иван Анисимов / Институт «Стрелка»

Проблема

Сейчас интернет вещей работает за счет подключения приборов и электронных девайсов к Wi-Fi сети, у которой есть свои слабые стороны. Если дома у вас есть, например, кофеварка или принтер для печати фотографий, которыми можно управлять при помощи специального приложения, вам нужен роутер и само подключение.

Защищенность у Wi-Fi намного ниже, чем у мобильной связи, как и скорость реакции управляемого прибора, потому что в случае использования телекома, сигнал, команда идут напрямую, а не в два этапа через роутер. У подключений через Bluetooth тоже есть свои недочеты.

Решение

Мы решили сделать платформу, объединяющую людей-мейкеров: по-английски этот феномен называется do it yourself. Начали думать, куда интернет-рынок вещей может развиваться и о роли телекоммуникаций в этой области. Оттого, что мы были очень вдохновлены многочисленными примерами того, как сейчас в разных проектах от Empesa до Googlefee используют телеком-канал, телеком-сигнал, в нашем проекте мы предложили задействовать именно его.

Так как на данный момент много устройств подключаются к сети, онлайн, и по существующим прогнозам их количество в ближайшие годы будет увеличиваться в разы, мы решили предложить вариант их подключения через телеком, если выпускать их с разъемом для SIM-карты, как у ридера Kindle, который благодаря этому может постоянно подгружать вам электронные книжки, исходя из ваших предпочтений. Во многих автомобилях сейчас есть SIM-карта, которая позволяет отслеживать, что происходит с автомобилем и управлять им через приложение.

Мы сделали допущение: а что, если таких подключенных устройств станет больше? Это может быть вообще что угодно: велосипед, свет в доме, духовка, душ, даже ботинки, которые будут показывать, сколько вы прошли. И практически всеми своими девайсами и техникой можно будет управлять при помощи смартфона или компьютера, пользуясь программой-оболочкой.

Исходя из этого, мы предлагаем уже сейчас начать массовое производство техники, вещей, снабженных разъемом под телеком-карту. Это придаст таким вещам дополнительную ценность: производителям позволит получать данные о своей продукции, ее использовании, долговечности, а пользователям — дополнительный опционал в пользовании, возможности настроить вещь под себя.

Перспектива

Уже сейчас можно купить лампочки Philips, управляемые при помощи мобильного приложения. Это позволяет менять режим освещения в зависимости от вашего настроения, синхронизировать лампочки с электронной почтой: они моргают, когда приходит письмо.

Еще более простой доступный сейчас гаджет из сферы интернет-вещей — это управляемый со смартфона переходник на розетку. Все, что угодно — от электрочайника до радио, туда подключенного, уже сейчас можно включать и выключать с телефона. Очень удобно, например, в загородном доме за несколько часов до приезда включать таким образом обогреватели, чтобы приезжать в уже прогретое помещение.

Также сейчас уже можно дистанционно заводить и «греть» зимой автомобиль до того, как вы в него сели. Пока мы можем так дистанционно управлять своей техникой только в редких случаях, но уже через три года, пять лет это будет гораздо более распространенное явление.

Следующий этап развития технологий — это когда уже не нужно будет уделять время такому управлению: квартира, загородный дом, автомобиль, настроенные под вас, отслеживая ваши перемещения, сами будут включать все необходимые режимы. Это позволит настроить окружающий мир под вас, не задумываться о ручном управлении и освободившись таким образом от лишних действий. И это снимет зависимость от управляющего девайса: настройки «под вас» будут работать и в случаях, когда смартфон потерялся, сломался или разрядился.

Кроме того, уже сейчас есть люди, которые вживляют себе NFC-метки, и производят платежи, прикладывая руку к считывающему устройству. Насколько будет популярна такая технология в будущем, понять пока сложно, но ясно, что она тоже раскрывает перед нами интригующие перспективы.

Арсен Петросян, YouDo

Источники вдохновения: Taskrabbit.com, thumbtack.com

31f73f8a87f7e05d3ed8bccc46b20b805bdce481
Фото: Иван Анисимов / Институт «Стрелка»

Проблема

Существует такое наблюдение, вроде анекдота: мужчины делятся на две категории — первые могут затащить холодильник на пятый этаж в подъезде без лифта, вторые могут организовать этот процесс при помощи денег. Вот на сервисе YouDo две эти категории и встречаются: исполнители работ, их на этой платформе сейчас зарегистрировано около 70 тысяч, находят заказы, которых ежедневно бывает от 2000 до 2500.

Попав на практику в YouDo, мы решили предложить проект в рамках такого сервиса, привязав его к актуальным городским проблемам, вопросам. Мы выбрали сферу ЖКХ и продумали несколько версий работы в этом направлении. Одна из них — взять и мотивировать управляющие компании, ТСЖ, чтобы они стали более прибыльными.

Сейчас на YouDo четверть заказов связана с «домашними» сервисами: уборка или мелкий бытовой ремонт. Мы изучили, как в Москве сейчас устроено обслуживание домов и квартир: в сравнении с советскими временами там мало что поменялось. Есть жители, которые платят за коммунальные услуги, и есть ТСЖ, управляющие компании, которые нанимают сотрудников, чтобы все это обслуживать.

В Москве по информации рейтингового агентства «Эксперт» 500 таких компаний, 100 из них владеют тремя четвертями рынка. Большая их часть — государственные и они убыточны по двум причинам: неэффективное управление и жители-неплательщики.

Решение

В качестве решения этой проблемы мы предложили им развивать сервисы, в том числе — платные. Нужно понимать разницу между работами по обслуживанию общего имущества дома в целом — это подъезды, подводка тепла — и работами на территории жильцов, внутри квартир, которые, как правило, не входят в список того, что оплачивается квартплатой.

Управляющие компании обладают специалистами, которые могут выполнять все необходимые работы, чаще всего их труд спланирован не очень эффективно, у них достаточно свободного времени. Из ста опрошенных нами компаний более половины проявили интерес к развитию таких услуг: бытовой ремонт, работа с проводкой, сантехникой.

Мы предложили следующее решение — создать интерфейс для диспетчера ЖКХ, который будет отслеживать, есть ли в расписании пробелы у работников: электриков, сантехников; и будет находить на YouDo задания для них.

При этом может меняться схема мотивации: например, работник будет получать 50 процентов оплаты, остальное будет уходить организации и диспетчеру. Таким образом, управляющие компании становятся более прибыльными.

В этом январе вышла новая стратегия по развитию ЖКХ до 2020 года, в которой обозначена необходимость повышения их прибыльности. Предложенная нами схема как раз описывает такой механизм.

Перспектива

В будущем поменяются паттерны поведения горожанина. Например, сейчас, когда ты переезжаешь в новый район и еще не знаешь, как и что здесь работает, ты пытаешься самостоятельно решить все вопросы по налаживанию быта, косметическому ремонту помещения.

Постепенно такие сервисы, как YouDo, должны стать точкой входа для решения такого рода задач: начиная с перевозки и курьерских функций, заканчивая ремонтом, уборкой помещений. Когда привыкаешь пользоваться такими услугами и начинаешь ценить свое время выше, чем определенную сумму денег, начинаешь мыслить шире, и нанимаешь все больше специалистов: от журналистов для написания текстов рекламных объявлений до специалистов по проведению необходимых тебе исследований. Мы сами, работая над проектом, оценили преимущества такой системы и наняли оператора, которая выполнила основной объем рутинной работы — обзвонила 100 компаний и опросила там нужных нам сотрудников.

Таким же образом в будущем можно будет с легкостью нанимать специалистов для выполнения своих рутинных задач и обязанностей. Количество нелюбимых дел и занятий будет таять, если вы сможете себе позволить оплачивать эту свободу.

Кирилл Ростовский, Rambler недвижимость

Источники вдохновения: airbnb.com, housing.com , rentify.com, Рамблер.Недвижимость

97ab3b06a656ad6b8ff203805ee074043ba054f0
Фото: Иван Анисимов / Институт «Стрелка»

Проблема

Российский рынок аренды недвижимости сейчас в большинстве случаев находится в сером сегменте оттого, что участники сделок не хотят платить налоги. Для того, чтобы повлиять на эту ситуацию, мы предложили создать сервис, построенный на тренде user-centrisity.

В приложениях и сервисах, которые сейчас выходят, идет тренд user-centrisity, приоритетного внимания к пользователю и его потребностям. Делается все для создания удобной инфраструктуры общения пользователей, которые представляют разные стороны. Создаются условия для того, чтобы в дальнейшем, находя друг друга, представители этих двух сторон создавали ценности, values.

Решение

На одной из встреч во время стажировки на Рамблер.Недвижимость прозвучала такая фраза: «У нашей компании есть только один шанс, чтобы произвести на человека, на клиента, хорошее впечатление». Мы решили опровергнуть это утверждение, показав, что сервис может сопровождать человека на протяжении всей жизни и участвовать в установлении его отношений с недвижимостью на разных этапах. Мы полагаем, что возможно создание такого гибкого сервиса со своей формой контракта, который позволит без головной боли перемещаться из одной съемной квартиры в другую.

Сейчас такой переезд связан с большим стрессом: найти квартиру, оформить все бумаги, провести все платежи, заселиться. И это дорого: в первый месяц надо заплатить три суммы: арендную ставку, комиссию риэлтору и страховой депозит. Мы постарались создать систему, в которой человек платит по минимуму, только за то, что использует.

Для этого мы убираем комиссию агента, выключая его из основной сделки. Самого агента мы оставляем на роли консультанта, который будет решать вопросы и проблемы, возникающие у арендатора в процессе общения с арендодателем. Агент сопровождает квартиру на протяжении всего периода ее сдачи.

Перераспределяя таким образом разовый платеж (комиссию сделки), на целый год (платежи за работу консультанта), мы переводим отношения в категорию предоставления новых сервисов. Когда это сообщество пользователей будет на перманентной основе присутствовать онлайн, и там будут все их квартиры, оплата счетов, подключение услуг, тогда возможно станет развитие нового бизнеса, когда компания не ищет клиентов, а приходит в среду, где уже есть множество клиентов с разными запросами.

Делая проекцию в будущее, можно говорить о том, что люди смогут перемещаться и заключать сделки на расстоянии. Сейчас аренда квартиры — сложный процесс, когда вначале нужно договориться с агентом, приехать, посмотреть помещение, познакомиться с владельцем квартиры, принять решение и пройти через множество других промежуточных стадий, которые занимают время, силы и деньги.

У всех эти стадий есть один внутренний корень — отсутствие информации. У арендодателя нет информации об арендаторе, у арендатора нет исчерпывающей информации по помещению, только пара фотографий, приходится приезжать, смотреть квартиру. Но уже сейчас эти вопросы легко решить. Уже сейчас Google делает возможным дистанционное посещение музеев, создавая и выкладывая в сеть панорамные фотографии их залов. Та же технология применима и в отношении организации просмотра квартир.

В структуре, которую мы предлагаем, у каждого пользователя будет своя история, которую можно будет посмотреть, как на ebay.com, например. Это будет репутационный капитал: верифицированный системой набор сведений, которым пользователи будут очень дорожить. Он будет формироваться в том числе из ответов зарегистрированых в системе пользователей на вопросы о регулярности оплаты, вносимой арендатором, сложности вопросов, возникающих в общении с арендодателем и так далее. Это позволит быстро анализировать информацию, эффективно принимать решения, совершать сделки и определять размер страховки для данного лица.

Страховкой мы предлагаем заменить депозит. Только в конце прошлого года появился такой продукт, как страховка жилья, недвижимости, покрывающая форс-мажорные происшествия: затопления, пожары, удары молнии и так далее, и страховку движимого имущества: дивана, стола. Этот новый страховой продукт был создан для людей, которые сдают и снимают квартиры.

Мы считаем атавизмом депозит, изначально придуманный для того, чтобы люди не нарушали условий договора. Однако сейчас депозит все чаще становится причиной конфликта: при работе по серым схемам арендатору никто не гарантирует, что он получит эти деньги обратно. А страховка обезопасит обе стороны и исключит проблемы, связанные с депозитом.

Перспектива

Предлагаемый нами сервис позволит со временем обелить серый рынок недвижимости Москвы, что даст очень позитивный эффект. У серых схем один большой минус — они никак не эволюционируют и не развивают рынок в целом: они больше берут, чем отдают. А прогрессивные, современные алгоритмы и схемы ведут к появлению новых услуг и удешевлению старых.

Люди станут мобильнее. Москва — это постоянно бурлящий мегаполис, куда люди прибывают, где они перемещаются внутри. Те, кто приезжает сейчас в Москву, как правило вначале заселяются к знакомым, в хостел или гостиницу, в зависимости от ситуации, и дальше уже ищут себе постоянное жилье. По нашей схеме, в которой пользователю сразу предоставляется вся необходимая верифицированная информация, долгосрочный вариант сразу можно будет найти издалека.

Увеличится мобильность, в том числе и самих постоянных жителей мегаполиса. К примеру, сейчас многие могут себе позволить находить жилье близко к работе только на этапе, когда друзья снимают квартиру вскладчину до создания собственной семьи. А те, у кого есть семьи, снимают квартиру там, где лучше инфраструктура: школы, больницы, детские сады.

При простых схемах смены арендованного жилья, которые мы предлагаем, переезжать ближе к работе или в микрорайон с удобной инфраструктурой можно будет независимо от вашего возраста и семейного положения.