Как Москва образовалась в лидеры

Что происходит
Фото: Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

«Московские школы работают по лучшим мировым стандартам, а система столичного образования остается лучшей в России», — сказал сегодня мэр Москвы Серегей Собянин, вручая благодарственные письма лауреатам и победителям конкуса «Учитель года Москвы - 2016».

Одним из главных полигонов департамента образования Москвы, где создаются и обкатываются стандарты, программы и новые специальности, еще с 1990-х годов является Первый московский образовательный комплекс. МОСЛЕНТА поговорила с Юрием Мироненко, который возглавляет заведение с 1988 года, когда это еще было ПТУ №159, готовившее швей, и выяснила, зачем в школе нужен 3D зал на 250 мест и когда выпускникам 9 и 11 классов начнут выдавать дипломы о специальном образовании международного образца.

5d6d388e4806a69a5aa239ea3aefdc33a1ee1f57

Директор Первого московского образовательного комплекса Юрий Мироненко

Фото: из личного архива Юрия Мироненко

О 3D технологиях

«Московские школы работают по лучшим мировым стандартам, а система столичного образования остается лучшей в России». На днях я видел новость: на основе применяющейся в одном из московских лицеев технологии, в столичных школах скоро начнут проводить опасные химические опыты в формате трансляции 3D. Здорово, что такая возможность и такое оснащение у этого лицея есть, и они привлекли социального партнера, который помог им оборудовать для этого класс. И другим школам и лицееям тоже предстоит пройти этот путь.

Но как я смотрю на такие новости? Все эти трансляции 3D, они очень простые и, безусловно, это некая игра в опыты. У нас уже пять лет действует 3D лаборатория при факультете рекламы, в составе нашего образовательного комплекса - единственная из московских школ, в которой есть 3D актовый зал на 250 посадочных мест, с 3D очками. И нам это нужно не для развлечения. Нам это необходимо для работы по тем проектам, которые делают студенты факультета рекламы. И в рамках программ дополнительного образования сейчас к этой работе подключены подразделения школы, направления цифровая фотография, цифровой 3D контент в видео.

Наши ребята делают более серьезные вещи: 3D автомобиля в разрезе, по опыту того, что делают ведущие мировые автогиганты. Студенты факультета дизайна создают 3D интерьеров с возможностью менять там обстановку. То есть, все это носит у нас прикладной характер и направлено на создание открытых образовательных проектов. И, похоже, в этом году мы второй раз подряд станем победителями проекта Школа новых технологий.

В области 3D технологий наши ребята одерживали победы на международных конкурсах, часть из которых проводила московская торгово-промышленная палата. Можете посмотреть страничку нашего выпускника, Максима Челядникова: он сделал линейку для Сочи, которую видел весь мир. Сейчас он работает на Первом канале. И ему не нужно было дополнительного образования, достаточно было того, которое он получил по программам колледжа. Прекрасно закончил колледж, прекрасно трудоустроился, шикарно работает. Таких выпускников у нас очень много.

До и после объединения

По крупному счету, рассказывать о нашем образовательном комплексе - дело неблагодарное: одних зданий у нас 17 штук. Чтобы нашу работу себе представить, в это надо погрузиться. Кто бы к нам ни приезжал, и поверьте, я не хвастаюсь: все, начиная с Ольги Юрьевны Голодец и заканчивая Никитой Сергеевичем Михалковым, все нам говорили одно и то же: Как же повезло тем детям, которые у вас учатся.

Fae2e1c32d579519f7f5a0c3e21909fab1eff9b5
Фото: Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Сегодня в Москве можно уже говорить, что завершен процесс реорганизации образовательных учреждений, и наш Первый московский образовательный комплекс прошел через все этапы этой программы. Теперь наш комплекс – многопрофильное учебное заведение, в который входят и дошкольное, и школьное и профессиональное образование: четыре детских сада, две школы и колледж, вокруг которого объединение и происходило.

И да, конечно же, до объединения у меня было хорошее учебное заведение: мы занимали первое место в рейтинге, зарабатывали массу внебюджетных средств и жили себе очень хорошо, мало заботясь о том, что там делается у соседей за забором. Но сменилось руководство города, департамента образования, и я считаю, они приняли правильное решение, начав создание объединенных центров образования.

Понятно, что на управленцев, руководителей, которые взяли на себя эту миссию, возлагается дополнительная работа: когда ты сумел добиться высокого результата для одного учебного заведения, нужно передавать эти методики, чтобы сфера образования в Москве улучшилась и стала равномерной, обеспечивая высокий общий уровень.

Единственный и главный результат, на котором это отразилось — это качество образования. О том, как растет его уровень, можно судить по результатам ЕГЭ, которые в Москве с 2010 года улучшились в два раза. Для меня — это показатель того, что качество образования у нас повысилось. В Москве вообще серьезные успехи в области образования: об этом говорит и статистика по победителям в олимпиадном движении, в международных конкурсах.

582919913bf8072007d79c03ceac12feebad1abd
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Свидетельства о квалификации

У нас отработана практика получения девяти- и одиннадцатиклассниками свидетельств о квалификации по профессии вместе с дипломом, и с этого года такое будет все шире практиковаться в московских учебных заведениях. У нас 23 направления подготовки, и по каждому из них, если у школьников и студентов есть такое желание, мы выдаем свидетельство. Это не носило пока массовый характер: свидетельства оформляли студентам и абитуриентам, которые учились на подготовительных курсах или специальных программах. Как правило, у самих школьников в этом не было необходимости.

Такая сертификация — это сейчас модно, но на этом мы не специализируемся и решили взять сейчас другой приоритет. Две соседние школы, которые вошли в Первый московский образовательный комплекс, изначально имели не лучшие позиции в рейтингах. И сейчас мы усилия направляем в первую очередь на то, чтобы поднялось качество образовательных услуг, которые эти школы дают: чтобы ребята побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ с нормальным баллом. 190 баллов – это нормально, я считаю. И в прошлом, и в текущем году это тяжело дается, но все внимание сейчас уделено этому: проводим переподготовку преподавателей, оснащаем классы.

Кроме того, мы приняли решение вместе с МГТУ имени Баумана создать физико-математическую школу на нашей базе. В качестве социального партнера мы работаем здесь с «Союзмашем». Готовим программу, чтобы в школе дети получали настоящее инженерное образование. Этого не было в российских школах, а теперь появится.

Информационные технологии

Обучение информационным технологиям в московских школах сейчас выходит на новый уровень, ученики уже сами создают мобильные приложения, и это здорово.

У нас есть факультет информационных технологий, который готовит специалистов серьезного уровня, например, наш студент уже второй год добивается призового места по этой специальности в московском этапе WorldSkills – всемирного некоммерческого чемпионата рабочих специальностей.

Своих ребят-программистов мы привлекаем к практической работе, которая нужна завучу: чтобы получить онлайн трансляции того, что у нас происходит на уроках, на мероприятиях, чтобы создавать и размещать электронное расписание. И наши студенты делают приложения, через которые можно смотреть расписание и новости образовательного комплекса, у нас это все тоже есть, и для нас это не в новинку. Для нас новинка – все, что делают бауманцы в области инженерии. И прорывное развитие нашему образовательному комплексу дает высшая математика: «занимательная математика» и дополнительное образование по этому направлению выводит ребят на другой уровень.

Мы одними из первых применили дистанционное обучение, реализовывали интересный проект со слабослышащими детьми, работали со школами-интернатами Москвы, принимая детей оттуда на самые престижные специальности. Эти и другие технологии нам известны, и мы их применяем не играясь, а на профессиональном уровне.

Разработка специальностей

Мы не раз выступали как разрабочики стандартов новых специальностей в системе образования. Это – наша «фишка», мы здесь - законодатели. Например, в классификаторе не было специализации «дизайн». У нас появился факультет дизайна и появилась эта специальность. Мы – ее разработчики, нам помог Зайцев Владислав Михайлович, который, кстати, является бессменным руководителем нашего выпускного дефиле.

Такая же история со специальностью «прикладная эстетика», «специалист по рекламе», которой так же не было в классификаторе и в результате нашей работы она появилась там в 1999 году. По заказу правительства Москвы мы разработали специальность «логист», и теперь она есть в средних профессиональных учебных заведениях по всей России. Совместно с федерацией рестораторов и отельеров, разработавшей профессиональный стандарт в своей области, мы создали стандарт для образовательных учреждений, который приближен к профессиональному.

02c7b09d34d2808d7b3e947a7b529b8fa1eba786
Фото: Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Разрабатывая специальности, создавая факультеты, мы привлекали не просто теоретиков, а практиков, социальных партнеров, создали лабораторную базу. И сегодня у нас все эти направления обеспечены необходимыми ресурсами: можно сделать проект, приготовить любое блюдо, создать коллекцию одежды, снять фильм, который покажут на Первом канале. Это классно, и это - наша гордость.

Что сейчас делается? Сейчас и Россия и Москва в частности, проявляют особое внимание к движению WorldSkills, 2019 году в Казани пройдет мировое первенство рабочих специальностей.

Мы в этом направлении давно работаем и в эту сторону смотрим уже лет десять. Есть специализация - дизайнер, например, и сейчас мы проводим отработку всех уровней, всех компетенций на международном уровне. Мы вошли в это международное сообщество, стали его членами, по многим номинациям у нас есть международные эксперты, и мы получили доступ к тем требованиям, которые в мире предъявляют к профессионалам в этой области. Теперь мы знаем, каким образом в мире учат продвинутых специалистов в области автомобилестроения, дизайна, ресторанного бизнеса, и это позволяет нам подобным образом выстроить обучение и аттестацию.

Мы сейчас являемся опорной площадкой департамента образования в городе. И в этом году мы начинаем проводить квалификационные экзамены по специализациям, по мировым стандартам, отраженные в нормативах WorldSkills. Все профессиональные учебные заведения Москвы в ближайшие годы перейдут на эти стандарты, и их выпускники будут получать на руки дипломы такого образца, который котируется и принимается во всем мире.