Вторая жизнь кинотеатров Москвы

Урбанистика
Изображение: www.stroi.mos.ru

Практически в каждом спальном районе Москвы есть старые советские кинотеатры. Они строились с 1930-х по 1980-е, а сейчас многие из них заброшены или буквально доживают последние дни: публика променяла ностальгические старые залы на современные торговые центры с новейшим оборудованием и мягкими креслами. Но власти решили дать кинотеатрам второй шанс — в прошлом году была принята программа их реновации. МОСЛЕНТА узнала, во что превратятся культурные центры прошлой эпохи.

Суть программы

В июне 2015 года 39 старых кинотеатров Москвы были проданы частному инвестору ADG group за 9,5 млрд рублей. Компания планировала вложить в реконструкцию объектов 40 млрд рублей, однако, как заявлял её представитель в начале года, сумма возрастет на 50-60%.

Концепция развития предполагает, что кинотеатры всё же сохранят свою основную функцию, но будут значительно расширены и превращены в культурно-просветительские и досуговые центры. К кинозалам добавятся выставочные залы, площадки для различных секций и занятий, студии, магазины и кафе, кое-где, возможно, даже спортзалы.

«Многие кинотеатры с годами превратились в узнаваемые городские ориентиры, поэтому важно эту функцию сохранить, — отмечал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Реконструкция позволит улучшить архитектуру данных строений, сформировать новый градостроительный образ районов. Вокруг кинотеатра должно образоваться пространство, которое воспримут как некое досуговое место, причем часть уличной среды, а не часть объекта».

Все работы планируется закончить в 2018 году. Первыми пройдут продедуру обновления четыре кинотеатра — «София», «Ангара», «Мечта» и «Киргизия», над ними работает Британское бюро Аманды Ливит в сотрудничестве с ABD architects.

Каждому своё

Единого решения для всех объектов нет — кинотеатры будут перестраиваться и наполняться в зависимости от особенностей района, самого здания и потребностей жителей. ADG group уже провела на эту тему целое исследование, результаты которого лягут в основу каждого проекта.

Однако некоторые общие принципы есть. Например, все 39 объектов должны сохранить свою культурно-просветительскую функцию — она займет не менее 30% от общего функционала. Таким образом должны получиться не очередные торговые центры, а именно многофункциональные комплексы.

Здания кинотеатров тоже основательно переделают в зависимости от архитектурного облика районов, а некоторые даже придётся сносить и строить заново. Но кое-какие общие дизайнерские решения для них всё же придумали. В концепциях для «Софии», «Ангары», «Мечты» и «Киргизии», которые как раз снесут. характерным элементом облика всех четырех зданий стала консоль с наклонным остеклением — это и лендмарк, и аллюзия на советскую типологию. Внутренняя из структура будет построена вокруг атриума неправильной формы, который обеспечивает хороший обзор и связь всех уровней. Наверху расположится кинотеатр.

«С одной стороны, это сетевой проект, но с другой — каждый такой центр очень локальный, он расположен в характерном месте своего района, — рассказывает глава бюро ABD architects Борис Левянт. — Когда есть подобный грамотно спроектированный, построенный и управляемый общественный центр непосредственно в каждом районе, это не только работает на уменьшение трафика в центр, но и, самое главное, придает этим районам какое-то осознание. То есть наличие такого центра, где люди начинают общаться, формирует и определенное отношение к своей территории».

По мнению эксперта, важно, чтобы эти новые центры были достаточно гибкими, чтобы генерировать определенную среду, уровень инфраструктуры и превратиться в доходный инструмент. Например, стоит предусмотреть в каждом из них помещения для коворкинга.

«Впрочем, оно само произойдет, предложения часто опережают реальность на 20-30 лет, потому что даже сейчас вы видите, насколько начинает меняться ритеил и сам механизм, как колоссально повышаются обороты интернет-компаний. Это приводит к тому, что в таких местах, например, могут размещаться не магазины, а консультанты в небольших помещениях, что повлечет за собой смену таких устоявшихся парадигм, как суть торгового центра», - отмечает Левянт.

«Ангара»: небольшой центр в шаговой доступности

Уже сейчас можно примерно представить, как будут выглядеть новые культурные центры. Застройщики подготовили два из четырех пилотных проектов реновации кинотеатров — разработаны концепции для «Ангары» и «Софии». Во многом они будут похожи друг на друга как по функционалу, так и внешне.

«Ангара» на Чонгарском бульваре давно закрыта. После реконструкции площадь здания увеличится с 2900 в до 12500 кв. метров. К 2018 году там появится районный цeнтр с зоной для общественных мероприятий и выставок, а также многозальный кинотеатр. Здание получит двухэтажное остеклённое фойе, обращенное на сквер площади Вишневского с прудом. За ним разместится трехэтажный атриум со светопрозрачным фонарем. Первый и второй этажи будут отданы под магазины, киоски, кафе и фудкорт. На двух подземных уровнях разместятся супермаркет и небольшая парковка на 57 мест.

485bc32b103965a5f6b57354fbd19e4798b8936e
Изображение: www.archsovet.msk.ru

Новые фасады будут выполнены из керамических панелей, а выступающие на кровле высокие потолки кинотеатра и лестничных клеток будут облицованы панелями из алюминия. По вечерам это всё будет красиво подсвечиваться. Проект был выполнен архитектурным бюро «Форм» на основе концепции, разработанной при участии британского архитектора Аманды Ливит, а также экспертов по урбанистическому дизайну — компании Gross.max.

«София»: центр притяжения для большого района на окраине

«София» на пересечении Сиреневого бульвара и 9-й Парковой улицы будет перестроена в четырёхэтажный районный центр по проекту бюро «СКиП». Её планируется сделать больше «Ангары», так как она будет обслуживать очень много густонаселённых районов, удалённых от центра.

2d38c08efed020c117a5a2fdbd119266c4050fd4
Изображение: www.archsovet.msk.ru

Общая площадь реконструируемого здания составит 57,5 тысяч кв. метров. В обновленной «Софии» будет четыре наземных этажа: на самом верху – кинокомплекс, на 3-м этаже – выставочные пространства, киоски и фудкорт, на 1-м и 2-м – магазины, киоски и кафе. Также там будет два подземных этажа: супермаркет и магазины на минус 1-м и парковка на 286 машин на минус 2-м.

Внешне «София» будет похожа на другие проекты реновации кинотеатров ADG group. Главный вход спроектирован с угла здания и почеркнут полукруглым навесом и остеклением почти во всю высоту фасада, переходящим в витрины полностью прозрачного первого этажа. Фасады будут иметь плавные очертания, а в качестве материала использоваться глазурованные керамические панели, алюминиевые кассеты, гранитные плиты. Также на фасадах будут размещены медиаэкраны и надпись с названием центра.


Информация предоставлена сайтом Архсовета Москвы archsovet.msk.ru.