Цифровые знания

Образование
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Московские школьники постепенно привыкают учиться по цифровым книгам. Переход на такой формат, как оказалось, не проходит для столичных школ безболезненно. МОСЛЕНТА расспросила руководителей учебных заведений, педагогов и представителей издательств, как прошёл первый этап внедрения электронных учебников, какие проблемы это вызвало и есть ли плюсы у такого нововведения.

Согласно расчётам программы «Столичное образование», сделанным в 2014 году, около 5% московских школ уже к концу 2016-го должны перейти на обучение по цифровым книгам, а к 2018 – 10%.

По заявлению министра образования РФ Ольги Васильевой, электронные версии учебников должны уже сейчас использоваться наравне с печатными, это общемировая тенденция. Однако покупка интерактивных книг — пока лишь дополнительная головная боль для московских школ.

Со своим уставом

Учебные заведения сами решают переводить классы на электронное обучение или нет. При этом учитывается мнение и педагогов, и родителей.

Например, в 1347-й школе первыми предложили внедрить электронные учебники учителя начальных классов. Теперь вся «началка» пользуются планшетами. А вот в соседней 1371-й школе внедрение новейших технологий поддержали только педагоги средней и старшей школы.

Aa300560500fe420b33959724bb9d3227ffe9ba5
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

«Обычно ко мне подходит учитель и говорит, что будет работать в этом классе и по этому предмету с электронными учебниками. Затем мы обсуждаем вопрос с родителями. После контрактная служба закупает лицензии, сколько необходимо, — рассказывает руководитель ассоциации молодых директоров и директор школы № 1371 Илья Бронштейн. — Однако мы сегодня не готовы к 100%-му переходу на электронные учебники всей школой. Как минимум — из-за того, что нужные учителям цифровые книги есть не по всем предметам».

Цифровая обманка

Часть школьных электронных учебников представляют собой обычные печатные издания, переведённые в pdf-формат. Педагоги их называют «обманками», так как они не могут обеспечить ребенка необходимыми аудио- и видеоматериалами, интерактивными заданиями, ссылками на энциклопедии, которые можно открыть прямо на уроке. Остается просто картинка на мелькающем экране. Единственный плюс от таких учебников — их легче носить в школу.

«Pdf-версии книг — это просто баловство. Вроде бы они и отвечают нормативным требованиям, но смысла в них нет, то есть они не отвечают требованиям урока. Интерес цифрового учебника — в интеграции технических возможностей и учебных материалов», — объясняет Илья Бронштейн.

Коррекция учебников, которые появились как pdf-версии, сейчас обсуждается руководством некоторых школ и целым рядом издательств. По словам директора школы №1374 Маргариты Бриткевич, их учебное заведение совместно с издательством «Просвещение» работает над исправлением недочётов.

«В pdf-версиях будут поправки, но меняются также и интерактивные версии: у нас в этом году в них увеличилось количество внутренних ссылок на энциклопедии других познавательных ресурсов. Уже изменились книги для начальной школы по русскому, окружающему миру, математике, чтению. Это отмечают сами учителя», — рассказывает Маргарита Бриткевич.

Однако создание интересной электронной формы, прежде всего, задача издательства, которое разрабатывает платформу для учебника. Именно оно может добавлять иллюстрации, задания и мультимедийные вставки.

«В электронной форме учебника есть электронный и печатный слои. Функции слоя электронный учебник — создание заметок, закладок, копирование текста, выполнение заданий, работа с галереей медиаобъектов. Этот слой постранично привязан к печатному», — комментирует руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николай Елисеев.

Никуда без печатных книг

Однако полностью отказываться от печатных учебников, по мнению экспертов, ещё рано. Хотя бы потому, что не у всех семей есть возможность обеспечить ребенка планшетом, на который скачивается цифровая книга.

Ee1efd00b5ef36e0e7fde99744ba2a8a0389c49d
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

«У нас около 60% ребят в классах начальной школы с электронными учебниками, остальные пользуются печатными, — рассказывает Маргарита Бриткевич. — В старшей школе со своими планшетами около 90% ребят, но с ними мы ещё на электронные книги не переходили».

Илья Бронштейн отмечает, что в 1371-й школе ситуация иная. Детей с печатными учебниками в классах больше, чем с электронными. Да и финансовой возможности у школы обеспечить всех учеников планшетами просто нет.

«Ребенку никто планшет не покупает. Книги скачиваются на их собственные гаджеты. Если планшета нет, ученик пользуется бумажной книгой. В классах можно использовать оба варианта», — добавил Бронштейн.

Деньги из бюджета на закупку электронных книг или планшетов школам пока действительно не выделяются. И это при том, что цифровые версии учебников почти в пять раз дешевле печатных!

На изготовление, разработку, комплектацию и доставку учебной литературы и электронных приложений для образовательных учреждений правительство Москвы в 2017-2018 годах предусмотрело траты в размере 1,183 миллиарда рублей в год. А вот отдельной строки в бюджете на закупку электронных учебников нет.