Мировой парковочный тренд

Транспорт
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Власти ранее уже заявляли, что увеличение стоимости парковки в центре Москвы обосновано исследованиями. Наконец, эксперты, в том числе руководство «Администратора московского парковочного пространства», огласили результаты этих исследований. Они снова и снова повторяют, что такая мера позволит разгрузить центр столицы и уменьшить число нарушений. МОСЛЕНТА разбиралась в доводах.

Как посчитали

Правительство Москвы 15 ноября приняло решение об изменении тарифов на платную парковку в центре столицы. Прежде всего повышение коснется 133 улиц на особо напряженных участках, напомнил журналистам генеральный директор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк. Стоимость часа здесь повысится до 200 рублей. На других улицах будет применяться дифференцированный тариф — 50 рублей за первые 30 минут, дальше час будет стоить 150 рублей.

«Если говорить про корректировки дифференцированного тарифа, то здесь у нас не очень большие изменения. Сейчас мы включили в дифференцированный тариф не только Бульварное кольцо. Также у нас есть часть Садового кольца, у нас есть некоторые улицы между Садовым и Третьим транспортным кольцом», — рассказал Гривняк.

По его словам, сейчас АМПП собирает статистику о том, сколько автомобилей паркуются в центре, в каких именно местах, специалисты изучают, как меняется из-за этого дорожная ситуация. «Мы собирали эти данные в течение трёх лет. И сейчас это позволило точечно настроить дифференцированный тариф в особо загруженных местах города», — пояснил он.

Опыт прошлых лет показал, что увеличение зоны платных парковок в Москве ведет к снижению аварийности, подчеркнул Гривняк. «Количество ДТП в местах, где была введена платная парковка, снизилось на 30%. Также у нас увеличилась пропускная способность улично-дорожной сети. В некоторых местах это позволило увеличить скорость движения», — рассказал он.

Показатель загрузки

Масштабное исследование загрузки парковочного пространства в центре Москвы провели специалисты проекта Probok.net. За месяц они прошли пешком 1.498 улиц, попутно отмечая несколько самых важных параметров, рассказал руководитель проекта Александр Шумский.

«Для нас было важно пересчитать количество реально паркующихся машин. Потому что по факту размечено одно количество мест, а фактически стоит больше. Также было важно учесть количество машин-нарушителей на этих улицах. Это требуется для того, чтобы четко обозначить, какова реальная загруженность или перегруженность улиц», — говорит он.

Результаты исследования показали, что критически сложная ситуация с парковками сейчас сложилась внутри Бульварного кольца: загрузка здесь составляет 91,09%. «Как только уезжает одна машина, тут же на её место встаёт другая. Этот тот случай, когда водителям приходится наматывать круги в поисках места. Люди, которые не могут припарковаться, вынуждены бросать машины, потому что спешат. Это неприемлемый уровень парковки», — сообщил Шумский.

1e5ee000b1a321a2262caf13252c79673d0c08ba

Генеральный директор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский (справа).

Фото: Агентство «Москва»

Чем дальше от центра, тем заметнее нагрузка на парковки снижается. От Бульварного до Садового кольца этот показатель ещё в проблемой зоне составил 87,44%. Но вот от Садового до Третьего транспортного кольца ситуация уже спокойнее, нагрузка на парковки здесь составляет 75,45%. За ТТК ситуация еще более приемлемая — 70,49%.

133 улицы, где будет введен тариф на парковку в 200 рублей в час, изучались отдельно. Выяснилось, что загрузка парковок здесь превышает 94%. «Это говорит о том, что места для машин там заняты всегда. Естественно, речь идёт про рабочее время, ночью там ситуация спокойнее», — пояснил он.

Эксперты выделили также две основные зоны, где правила парковки чаще всего нарушаются. Самая тяжелая ситуация складывается внутри ТТК. Здесь каждый четвертый автомобиль (25% от общего числа припаркованных автомобилей) является нарушителем. То есть три автомобиля стоят в установленных местах, а один может быть припаркован на пешеходном переходе, автобусной остановке, вторым рядом или на газоне. Число нарушителей правил парковки резко уменьшается за ТТК, где их всего 12,5%.

Зарубежный опыт

Использование дифференцированного подхода к определению стоимости парковки — чем больше стоишь, тем больше платишь — общемировой тренд. В этом уверен директор Центра исследваний транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Константин Трофименко. Крупные города США пришли к этому несколько лет назад. Москва начинает гораздо позже, но догоняет уверенными темпами.

«С точки зрения мирового опыта мы действуем вполне прогрессивно. Дифференцированный тариф точно нужно было вводить даже раньше. Любой город заинтересован в том, чтобы общественное пространство использовалось полезно. Когда автомобиль десять часов занимает территорию, то это очевидно бесполезное использование», — считает он.

3d360590e870afa4a3b3a38fa70b9cffaeeba25e
Фото: Шарифулин Валерий / ТАСС

Трофименко привёл в пример появление в центре города лотка по продаже сосисок. По его мнению, это могло бы принести городу намного больший доход и пользу, чем стоящий без дела автомобиль. При этом эксперт уверен, что период бесплатной стоянки должен просчитываться отдельно.

«Здесь можно дискутировать — полчаса бесплатно, час или два часа. Что из этого более благоприятно будет влиять на городскую экономику? Возможно, нужно социологическое исследование проводить на эту тему. Потому что есть класс автомобилистов, которые постоянно находятся в движении, на встречах. Но это уже дальнейшие шаги. А пока мы движемся в правильном направлении», — считает Трофименко.

В числе технологий будущего, которые можно было бы использовать при решении проблем парковок, эксперт назвал государственно-частное партнерство. Бизнес, к примеру, можно было бы привлекать к организации механизированных паркингов.

В воспитательных целях

Повышение стоимости парковки — справедливая мера для регулировния и организации жизни в центре Москвы. Так считает член Общественной палаты РФ, глава движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов. Именно это движение было в числе инициаторов введения платных парковок в центре столицы.

«Я считаю, что на данном этапе мера обоснованная. Повышение, которое сейчас будет на ограниченном количестве улиц, должно привести к снижению трафика конкретно в этих местах и высвобождению парковочных мест», — считает он.

A6608e53cb1d305fddbe08733ab1c92aa54ba2d4

Глава движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов.

Фото: Агентство «Москва»

Чугунов уверен, что недовольные платными парковками будут всегда. Но главенствующую роль в этом вопросе должны играть общественные интересы. «Первая реакция обывателей чаще всего негативная, и она в этом смысле очень похожа на детскую реакцию. Мы не соглашаемся, обижаемся и протестуем, когда нам что-то запрещают. Но надо понимать, что интересы одного гражданина всегда будут противоречить интересам города. В центре 2 млн рабочих мест и всего 200 тысяч парковочных. Получается, что спрос превышает предложение», — говорит он.

Глава «СтопХама» подчеркнул, что если бы в центре Москвы всем хватало парковочных мест, то его движения просто не было бы. «Машины бы не парковались вторым и третьим рядом. Но сейчас это не так. И необходимо, чтобы люди наконец уяснили, что наличие автомобиля автоматически не определяет наличия парковочного места ни около дома, ни в центре города. А число желающих приехать в центр всегда будет больше, чем возможности центра этих людей вместить», — считает Чугунов.

Также он добавил, что самым актуальным сегодня является вопрос неотвратимости наказания за нарушение правил парковки. Особенно для тех, кто, паркуясь в неположенном месте, откручивает номера, прячет их, чтобы не получить штраф.

«Это вопрос в том числе к органам исполнительной власти — и федеральным, и городским», — подчеркнул он.