За детей ответят

Скандалы
Фото: Кирилл Зыков / Агентство городских новостей «Москва»

Депутаты Московского городской Думы планируют рассмотреть законопроект об административной ответственности для родителей зацеперов в начале декабря. Документ предусматривает установление штрафов за проезд несовершеннолетних на подножках, сцепных устройствах, крышах железнодорожных вагонов и поездов метро. На самом деле проблема зацепинга существует уже очень давно, и о необходимости ее решить периодически вспоминают после очередных несчастных случаев. МОСЛЕНТА решила напомнить, кто такие зацеперы и чем они опасны для себя и окружающих.

Дети гибнут за экстрим

Зацеперы принципиально катаются на поездах как угодно, только не в вагонах. Они могут ездить снаружи состава, цепляясь за разные поручни, лестницы, подножки и другие элементы конструкции. Некоторые ездят на передней части электровоза, кто-то — сзади, на крыше или на открытых переходных площадках между вагонами.

Такой способ езды известен, пожалуй, с самого возникновения рельсового транспорта. Изначально люди так ездили из-за нехватки мест в вагонах или дороговизны билетов. Но в последнее десятилетие зацепинг превратился в опасную субкультуру, в которую втянуты в основном молодые люди.

По официальным данным, число несовершеннолетних москвичей, пострадавших при занятии зацепингом, увеличивается с каждым годом. В 2012 году травмы получили 17 детей, в 2013 году — 29, в 2014 году уже 48 несовершеннолетних. В 2015 году зафиксировано 25 серьезных травм, из них 13 — со смертельным исходом.

За девять месяцев 2016 года сотрудниками полиции на территории Москвы были задержаны 1167 несовершеннолетних, которые находились на «объектах железнодорожной инфраструктуры, не предназначенных для пребывания пассажиров». При этом к административной ответственности привлечены только 446 несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста, а также 102 законных представителя несовершеннолетних.

Транспорт зацеперов

Количество зацеперов снижается в последне время только в метро. Хотя и здесь полностью проблему решить не удается, несмотря на усиленную охрану станций и практические сплошное покрытие видеонаблюдением. В мае 2016 года из-за зацеперов на Серпуховско-Тимирязевской линии произошел сбой. Сотрудникам полиции пришлось гоняться за нарушителями. В результате три человека были задержаны, одного из них достали из под вагона.

«К сожалению, проблема до конца не решена, но подобные случаи стали происходить крайне редко. Таких любителей покататься на крыше вагонов мы, по возможности, отлавливаем и привлекаем к административной ответственности», — прокомментировал ранее наличие зацеперов в метро замначальника УВД на Московском метрополитене Николай Савченко.

Зато теперь у экстремалов появились новые «вершины», которые они время от времени пытаются покорить. В первый же день работы Московского центрального кольца зацеперы смогли прокатиться на новом поезде «Ласточка». И тут же выложили видеозапись в интернет.

Высочайшим «достижением» у зацеперов сейчас является поездка на сверхскоростном «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург. Таким путешествием прославился Роман Громов, который «катает» уже более 10 лет. Видео подобных поездок в интернете сейчас великое множество.

Свидетелями действий зацеперов чаще всего становятся едва ли не все пассажиры поезда. К примеру, за поездкой подростков по МЦК наблюдали десятки человек. И никто даже не попытался остановить экстремалов или сообщить в полицию. В правоохранительных органах уверены, что именно такое безразличие прохожих косвенно провоцирует трагедии.

Опасная субкультура

В социальных сетях сейчас существует множество различных сообществ зацеперов. Периодически Роскомнадзор закрывает самые популярные из них как противоречащие законодательству РФ. Однако новые группы появляются быстрее, чем принимаются решения о блокировке.

Подростки, считающие себя профессионалами в зацепинге, удивляются, почему их общение в интернете может быть противозаконным. Ведь они обсуждают модели поездов, рассказывают новичкам, как правильно и безопасно зацепиться, информируют о дежурящих на станциях полицейских. Бывалые зацеперы считают это своеобразной просветительской работой. Кроме того, в группах выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы».

«Сегодня появилось много молодых людей, которые не соблюдают элементарных правил безопасности. Я часто вижу, как дети бегают по крыше или стоят спиной по направлению движения, либо цепляют пьяные — поэтому и гибнут. Некоторых мы пытаемся снимать, но вообще я считаю, это естественный отбор, каждый должен думать за себя», — рассказал ранее МОСЛЕНТЕ известный зацепер Роман Громов.

Психиатр-криминалист Михаил Виноградов считает, что стремление подростков самовыражаться необычным способом, а также тяга к риску и адреналину — это нормально. Но, чтобы предотвратить попадание ребенка в сообщество зацеперов или других экстремалов-любителей, родители должны внимательнее наблюдать за увлечениями своих детей и направлять их стремления в нужное русло.

480ab6ba7514cd94b7d9abee5abdcd0353f2e19b
Фото: Агентство городских новостей «Москва»

«Раньше самыми рискованными были прыжки с трамплина на Воробьевых горах, а сегодня экстремальных видов спорта очень много. Спортсмены демонстрируют свою удаль и мастерство, а иногда и безбашенность. Зацеперы — это молодые люди, которым тоже хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда», — сказал он в интервью МОСЛЕНТЕ.

Неплохой альтернативой опасным увлечениям Виноградов считает, например, альпинизм. «Тогда его интерес будет реализован, но под присмотром тренеров и медработников, что очень важно для безопасности», — уверен эксперт.

Ужесточение ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорта в виде штрафа в 100 рублей. Все эксперты единодушно считают, что необходимо законодательно установить более серьезные санкции по отношению к зацеперам. Теоретически организаторов зацеперских рейдов можно было бы привлекать к уголовной ответственности по ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления». Однако сделать это довольно сложно.

Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников сообщил, что ответственность за подобные действия в столице может быть усилена уже в ближайшее время. «В Мосгордуму будет внесен важный законопроект, который подготовлен в целях недопущения нахождения несовершеннолетних на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, территориях столичного метрополитена и Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС). Мы, скорее всего, рассмотрим его в начале декабря», — приводит его слова ТАСС.

Он пояснил, что родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, предлагается штрафовать на сумму 5 тысяч рублей.

Шапошников выразил мнение, что зацепинг стал популярным увлечением среди несовершеннолетних ввиду отсутствия контроля со стороны родителей. «Мода на экстремальный проезд на крыше вагона, открытых переходных и тормозных площадках, с боковых или торцевых сторон на электричке и в метро, набирает обороты, видео зацепинга размещают в соцсетях, ролики пользуются огромной популярностью, пропагандируя тем самым данный вид развлечения. Не стоит забывать, что зацепинг нередко становится причиной транспортного коллапса», — добавил он.