Эквалайзер для Крымской набережной

Урбанистика
Изображение: www.art-eco.moscow

Как взбодрить город гигантскими эквалайзерами, внятной системой навигации и плавучими пристанями? МОСЛЕНТА попыталась найти ответ на этот вопрос у 20-летних победителей конкурса ландшафтных проектов «Арт_Эко».

Молодые львы ландшафтной архитектуры

В конце ноября были объявлены победители конкурса «Арт_Эко», который уже в третий раз прошел среди студентов московских вузов.

Если его организатор — ГПБУ «Мосприрода» — сумеет найти средства на реализацию проектов победителей, то в ближайшие год-два на Крымской набережной может появиться скульптура «Звуки города» — три колонны живого эквалайзера, реагирующего на любые шумы, от сигналов машин и кораблей до детского смеха. Для территории парка «Лосиный остров» готов проект системы навигации: осталось выполнить и установить указатели и стенды с картами маршрутов. А верхний Царицынский пруд вполне может стать лучшим местом для водных прогулок во всей Москве, если там создадут «Галантный причал»: четыре острова-пристани и швартующиеся к ним плавучие капсулы на базе водных велосипедов.

«Работы 2014 года уже реализованы на природоохранных территориях, победители конкурса этого года также будут реализованы в городской среде», — сказал на церемонии награждения руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский.

Действительно, прецедент есть: две из трех работ-победителей первого «Арт_Эко» уже появились этим летом в московских парках. Инсталляцию «Музыка ветра» установили в дендросаду природной территории «Кузьминки-Люблино», а арт-объект «Ломтики солнца» смонтировали на территории эколого-просветительского центра «Конный двор» на улице Металлургов, дом 41.

Победителям конкурса — от 20 до 25 лет. В их портфолио почти нет ни одного реализованного проекта. Тем не менее, они с большим энтузиазмом рассказывают о том, как их работы могут преобразить город и даже составить базу для типовых решений, применимых в разных районах Москвы.

Анна Гусева, 23 года, 1-й курс магистратуры Государственного университета землеустройства

Автор проекта скульптуры «Звуки города» для Крымской набережной, победившего в номинации «Территория: город».

Источники вдохновения: ArchDaily и Pinterest

Когда я прочитала условия конкурса этого года, то задумалась, какой теме посвятить проект. В плеере играла музыка, и на дисплее отображался эквалайзер. И в какой-то момент я подумала, что городу со всеми его звуками тоже нужен свой эквалайзер. Так и родилась отправная идея, а дальше уже оставалось придумать, как именно ее реализовать.

Готовая скульптура будет выдавать световой импульс: чем громче звук, тем выше волна. Что бы ни происходило рядом: засмеялся ребенок, проплыл речной трамвайчик, проехала по мосту машина — все это отобразится в световом импульсе. Расположить свою скульптуру я предлагаю на смонтированной на Крымской набережной сцене, рассчитывая на то, что интерактивная световая скульптура станет хорошим фоном для уличных концертов.

И вообще, я считаю, это хорошая идея — оформить именно таким образом городские площадки для выступления уличных музыкантов. А то, что скульптура — модульная, позволит устанавливать не три, как у меня в проекте, а целый ряд таких светящихся колонн в тех местах, где свободное пространство позволяет это сделать. Если размещать их в оживленных местах — на площадях, на центральных улицах с большим количеством пешеходов, я думаю, мои скульптуры будут обращать на себя внимание, заряжать людей.

Андрей Левинский, 20 лет, 4-й курс Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Автор проекта айдентики и навигации Музея леса на территории парка «Лосиный остров», победившего в номинации «Территория: лес».

Источник вдохновения: сервис Behance

К техническому заданию конкурса прилагалась карта «Лосиного острова», на которой был обозначен периметр территории площадью в два с половиной гектара с указанием места, где будет находиться здание музея леса.

Стояла задача составить навигацию, предложить схему, как на общественном транспорте добраться до музея. Когда я приехал на место, то увидел густой лес с парой тропинок и все. Больше там сейчас ничего нет. Из этого я сделал вывод, что проектировать нужно на свое усмотрение. Начал не с графики, а со структурирования местности: исходил территорию вдоль и поперек и в итоге создал простую схему маршрутов, объединяющих природные памятники, которые могут быть интересны посетителям.

И только после этого я выполнил всю графическую работу. Логотип Музея леса построил вокруг изображения елки, так как на этой территории преобладает хвойный лес. Затем в этой же стилистике разработал трехуровневую систему пиктограмм: животные, растения, места общественного пользования. После этого продумал стилистику карты всего комплекса и проработал малые архитектурные формы: указатели, таблички, стенды.

Мне очень нравится навигация, айдентика Парка Горького, Парка Победы, Парка Сокольники. А для особо охраняемых природных территорий в черте города систему навигации еще предстоит разрабатывать.

Антон Подобулкин, 22 года и Валерия Барышева, 21 год, 5-й курс Московского архитектурного института

Вместе с однокурсницей Валерией Барышевой разработал проект «Галантный причал» для парка «Царицыно». Победитель в номинации «Территория: вода».

Источник вдохновения: Pinterest, Lindman Photography, SuperArchitects.world, Alphabet City, ландшафтная студия LAND Design.

Мы постарались придумать уникальную концепцию, и с этой задачей справились: изучая аналогичные примеры, мы не нашли ни подобных пристаней, ни капсул. Форму причалов в виде полукруглых выемок и на берегу, и на плавучих островах мы разработали, исходя из природного рисунка береговой линии озер. Эти выемки задают ограничение по количеству пришвартовавшихся капсул-катамаранов, благодаря чему плавучие острова не будут перегружаться, не будет опасности их затопления.

Для украшения островов мы выбрали башню, руины арки, беседку и веранду — четыре архаичные формы, которые есть в парке «Царицыно» и таким образом связывают наш проект с его территорией. Кроме того, все они имеют модульную форму. При необходимости можно объединять как несколько плавучих островов, так и расставленные на них архитектурные формы.

Разрабатывая плавательные капсулы, мы с одной стороны думали о том, чтобы они смотрелись максимально индивидуально, а с другой — чтобы по удобству они были ближе не к лодкам, а к беседкам. Как и в обычном парковом катамаране, там есть место управляющего, и кроме того, еще места для двух-трех пассажиров. Сверху конструкция покрыта прозрачным куполом с тремя прорезями-входами. Когда выходишь из катамарана на пристань, можно стоять в полный рост, что делает посадку безопасной. Каждый купол имеет ночную подсветку, отчего в темное время пруд будет выглядеть очень живописно. Система сцепки катамаранов позволяет не только удобно швартовать, но и объединять их вместе, по 2-3, что позволит дружеским компаниям отдыхать вместе.

Предложенное нами решение можно воплощать и на других московских водоемах: в проекте есть виды пристани под любые очертания береговой линии. Система наших пристаней и плавучих модулей адаптируется под любой вид отдыха: например, плот с натяжным экраном может превратить любой пруд в плавучий кинотеатр.