«Художественный» переворот

Культура
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Один из старейших российских кинотеатров — «Художественный» — наконец передали на реставрацию частному инвестору. Теперь им займется компания «Пионер», принадлежащая бизнесмену Александру Мамуту. На счету компании уже есть подобный успешный опыт: она не только возродила кинотеатр «Пионер» на Кутузовском, но и сделала его одной из лучших площадок столицы, где регулярно проводятся кинофестивали.

«Художественный» уже пытались реконструировать в 2014 году, и крайне неудачно — здание находится теперь в аварийном состоянии. «Нам очень интересно, во сколько это обойдется, потому что сейчас там руины. Мы примерно оцениваем стоимость в один миллиард плюс», — сказал накануне Мамут. Вернуть кинотеатру исторический облик и оснастить его самой современной техникой планируется всего за 18 месяцев. А после инвестор возьмет на себя все расходы по содержанию и поддержанию площадки — зал будет у него в аренде на 20 лет.

МОСЛЕНТА побывала на церемонии передачи легендарного кинотеатра «в добрые руки», узнала, как сейчас выглядит здание изнутри, как инвестор будет его спасать и почему «Художественный» так важен для столицы.

История «Художественного»

Кинотеатр на Арбатской площади в Москве был открыт 10 ноября 1909 года, тогда заведение называлось «Художественный электротеатр». И уже на следующий день состоялся первый сеанс. Историки подчеркивают, что изначально здание было спроектировано и построено именно для показа кинолент. Зрительный зал вмещал 400 человек. А в фойе для красоты был установлен фонтан. Показывали в кинотеатре немые фильмы — зрители смогли здесь увидеть драму «Жоржетта», мелодрамы «Ангел примирения», «Посмертное желание матери» и другие.

Бурное развитие отечественного кинопроизводства подтолкнуло нового владельца кинотеатра продюсера и режиссера Александра Ханжонкова в 1912-1913 годах перестроить «Художественный». Проект архитектора Федора Шехтеля предусматривал расширение зрительного зала до 900 мест, в здании появилось паровое отопление, вентиляция, балкон и ложи. Кинотеатр стал одним из самых фешенебельных в стране, здесь собиралась преимущественно московская интеллигенция. В течение дня демонстрировалось несколько фильмов по 10-15 минут каждый.

«Здание, в первую очередь, связано с крупнейшим мастером эпохи модерна – Федором Шехтелем, — рассказала МОСЛЕНТЕ историк архитектуры и специалист по охране культурного наследия Наталья Душкина. — Его фасады несу на себе и черты классической архитектуры. Однако сейчас вряд ли возможно воссоздать внутри шехтелевский интерьер. Надо представлять, что в советское время он много раз переделывался».

8 января 1926 года в «Художественном» состоялась театрализованная премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Специально по этому случаю фасад здания завесили огромным макетом легендарного корабля Черноморского флота, билетеров у входа в кинотеатр одели в черные бушлаты и бескозырки. Весной 1931 года в «Художественном» показали один из первых звуковых фильмов — «Путевка в жизнь» режиссера Николая Экка. А уже в июне 1936 года состоялась премьера первого отечественного полнометражного цветного фильма «Груня Корнакова».

В 1955 году было принято решение модернизировать экран кинотеатра — он стал почти в три раза больше. При этом, полотно, из которого экран был сделан, заменили на специальную пластмассу, усиливающую яркость изображения. Таким образом «Художественный» стал широкоэкранным кинотеатром. К тому времени зал мог принять уже почти 950 зрителей.

Неудачная попытка

Капитальный ремонт «Художественного» последний раз проводили почти 30 лет назад. D 2014 году его впервые в истории закрыли на реставрацию: за нее взялась компания «СианСтрой», выигравшая тендер на 315 миллионов рублей. Предполагалось, что она организует ремонт и востановление кирпичной кладки, кровли, фасада здания, входной группы, фойе, зрительного зала, лестниц и лепнины.Также обсуждались работы по благоустройству прилегающей к кинотеатру территории, а еще замена инженерных сетей и установка новой системы кондиционирования.

Большой кинозал рассчитывали обновить так, чтобы его можно было использовать и как концертную площадку. Чердак здания хотели оборудовать под два небольших кинозала — до 50 и 100 мест.

Однако в 2015 году стало понятно, что подрядчик не просто не справляется, а буквально разрушает здание. Корреспондент МОСЛЕНТЫ побывал внутри и увидел только строительный мусор, балки и голый кирпич. Пока специалисты, начавшие работы, сохранили только балконы и колонны с лепниной.

«Я видела фотографии полностью разгромленного здания внутри. Это просто вандализм, — рассказала МОСЛЕНТЕ Наталья Душкина. — Надо очень тщательно разбираться с тем инвестором, который был с этим связан. Несколько лет назад шли бесконечные разговоры, а том, что сделают с этим ценнейшим местом, а сейчас нам показывают руины. Внутри сохранилась одна коробка».

Подрядчик, разумеется, не получил деньги за «работу», но кинотеатр уже в любом случае практически разрушен.

Дубль два

Пока компания «Пионер» не определилась с командой архитекторов, которой будет поручено спасти памятник архитектуры. Однако уже ясно одно — исторический облик «Художественного» воссоздадут максимально детально, вплоть до мест под афиши на стенах. При этом его оборудуют самой современной системой 3D.

«Фасад кинотеатра снова вернется: белые проемы, надпись «Художественный» – все это в проекте существует», — отметил глава департамента культуры города Александр Кибовский.

66d6397137d6be4580e43e0cb01a714a3d8f7c84

Александр Кибовский и Александр Мамут (справа).

Фото: Сергей Киселев / Агентство Москва

Инвестор уже точно определился с программой кинотеатра и с целевой аудиторией. «Должны быть представлены фильмы со всего мира, — сказал вчера Александр Мамут корреспонденту МОСЛЕНТЫ. — Я попытаюсь какие-то действия предпринять, чтобы русское кино было на высоте. Более взрослая публика вернулась в кинотеатры, сейчас, к сожалению, они не часто ходят. В этом смысле «Художественный» кажется таким местом, где можно показать хорошее кино».

«Нам очень хотелось бы, чтобы Художественный оставался бастионом качественного кинопоказа. Изменения, которые произошли с Пионером в последние годы — это гарантия того, что город приобретает надежного партнера, заинтересованного в создании в этом месте центра культуры соответствующего уровня», — добавил накануне Кибовский.