На страже Сити

Город
Фото: Михаил Почуев / ТАСС

В Москве действует уникальное для России пожарно-спасательное подразделение, являющееся также самым большим отрядом не только в стране, но и в Европе – 207-й отряд городского Пожарно-спасательного центра. В зону его ответственности входит множество объектов повышенного риска, главным из которых является деловой центр «Москва-Сити». О том, как защищают от огня столичные небоскребы, МОСЛЕНТЕ рассказал начальник отряда Фидаи Гаскаров.

Самый большой отряд в Европе

207-й Пожарно-спасательный отряд ПСЦ столичного Департамента ГОЧС и ПБ был создан в 2008 году. Он располагается в одном из зданий комплекса «Москва-Сити». Под защитой отряда находятся не только столичные небоскребы, но и ряд объектов с круглосуточным пребыванием людей – детские больницы, роддом, жилые дома, а также часть акватории Москвы-реки и Третьего транспортного кольца.

«По штату у нас 189 человек. На смене постоянно находятся более 30 человек, включая диспетчера, – рассказывает командир отряда Фидаи Гаскаров. – Это в два раза больше, чем в других частях. Это самый большой отряд в Москве, а может, и в России. Да, наверное, и в Европе тоже».

При этом узких специалистов, несмотря на самую сложную и современную технику, в отряде нет – все взаимозаменяемы и хорошо обучены.

Как подать воду на 100-й этаж

Самое сложное в тушении пожаров в высотных зданиях – поднять личный состав и воду на нужный этаж к очагу возгорания, отмечает Гаскаров. Метод, которым тушат небоскребы в Москве, называется каскадным. На вооружении отряда есть специальные контейнеры, укомплектованные мотопомпами, поднимающими воду наверх, и пожарными рукавами.

«У нас 10 таких контейнеров. Работает это так: основная машина, автоцистерна, останавливается возле подъезда, автонасос ставится на гидрант, мотопомпа поднимается на десятый этаж, следующая – еще через десять этажей, и так далее. Все они соединяются рукавами. Так мы можем подать воду хоть на сотый этаж», – отметил Гаскаров.

По его словам, эти компактные мотопомпы не такие мощные, как те, которыми оборудованы автоцистерны, но их достаточно, чтобы обеспечивать работу минимум трех пожарных стволов.

Экономичные бензиновые двигатели позволяют мотопомпе работать до пяти часов на одной заправке, непрерывно качая воду наверх. Весит такой набор немало, одна только мотопомпа – 96 килограммов. На верхние этажи их поднимают с помощью специальных лифтов, которыми оборудованы высотки. В отличие от обычных, ими можно пользоваться во время пожара.

«Там создается подпор воздуха, избыточное давление, и дым туда не попадает. Лифт останавливается за 1-2 этажа до очага пожара, и оттуда уже прокладываются рукава», – объясняет наш собеседник.

Техника против дыма

Другая проблема, с которой сталкиваются пожарные – сильное задымление, сопровождающее любое возгорание в зданиях, полных пластика, проводов и прочих горючих материалов. Для удаления дыма в 207-м отряде есть машина со специальным вентилятором, выдувающим его из помещений. С его помощью можно за несколько минут полностью очистить тоннели или целые этажи, обеспечив безопасную работу бойцов отряда.

«Надо умело применять такого рода технику, и тогда все будет безопасно. Для тактической вентиляции создаются специальные условия. Закрываются пути поступления воздуха, создается изолированный коридор, из которого убирается дым», – поясняет он.

Самые высокие лестницы и спасатели-байкеры

Всего на суточное дежурство в отряде заступает 9 единиц техники. В летний период их число увеличивается до 11. Есть среди машин и обычные автоцистерны, но большая часть – это техника, приспособленная для работы на высоте.

Среди них – установка для подачи пеновоздушной смеси на базе КАМАЗа. Это настоящее оружие дальнего боя, способное бить с земли на сотни метров. «На учениях в комплексе «Город Столиц» нам удалось подать с земли смесь на 55 этаж», – рассказывает командир отряда.

Еще одна мощная машина – 30-метровый коленчатый подъемник на базе автоцистерны. Он может как поднимать бойцов отряда вверх, так и опускать их вниз, к примеру, чтобы проникнуть с крутой набережной на горящее судно или спасать из воды тонущих людей.

Автолестница, стоящая на страже Москвы-Сити, еще выше – 52 метра, но рекордсмен в вопросах высоты – телескопический коленчатый подъемник, способный подниматься на 90 метров вверх. Это почти самый высокий подъемник в России, выше только 101-метровая лестница, стоящая на вооружении 208-го отряда Пожарно-спасательного центра.

Наконец, еще один уникальный расчет – мотоподразделение. Это те самые дополнительные единицы техники, заступающие в летний период. Спасатели-байкеры есть только здесь, на территории Троицкого и Новомосковского округов столицы. В расчет входят два спасателя, один из которых является медиком. На их вооружении – огнетушитель, складные носилки, медукладка и гидравлический инструмент.

Их задачей является реагирование на ДТП в условиях высокой загруженности дорог. Чаще всего помощь этого подразделения требуется на Третьем транспортном кольце. Кроме того, бойцы-мотоциклисты проводят разведку на месте происшествия и стабилизируют пострадавших до прибытия основных подразделений.

Первые в мире

Москва – едва ли не единственный в мире мегаполис, где научились тушить крупные пожары в небоскребах. «По крайней мере, мы видели только то, как они сгорают. Никто, пока не выгорят, их не тушит. А у нас впервые в мире, на 67 этаже потушили», – отмечает Гаскаров.

Он вспоминает эти события, произошедшие 2 апреля 2012 года. Тогда огонь охватил почти весь 67-й этаж строящейся башни «Восток».

«Мы получили сигнал о том, что произошло загорание в башне «Восток» комплекса «Федерация», выехали всем отрядом, взяли высотный контейнер и начали боевое развертывание. Пока авиация не отработала, нас, конечно, не пустили. Боевое развертывание заняло около часа, и приблизительно в 23:00 мы подали три ствола. К 2:00 уже была передана локализация. Началась проливка, которая продолжалась и на второй день», — рассказывает собеседник МОСЛЕНТЫ.

Потом Москва-Сити горела еще раз. 25 января 2013 года огонь возник в башне «Око», на 25 этаже. С пожаром справились быстро. К счастью, он возник намного ниже, чем в 2012 году, и работать пожарным пришлось в дневное время.