Опубликовано 26 января 2016, 00:01

«Нас разденут и выкинут на мороз»

Как валютные ипотечники штурмуют банки
В понедельник несколько десятков валютных ипотечников пришли в отделение «Абсолют Банка» в Малом Сухаревском переулке. Собравшиеся потребовали реструктуризации долга, который стал неподъемным из-за обесценивания рубля, и встречи с председателем правления. Корреспондент МОСЛЕНТЫ наблюдал за акцией протеста.
Представитель банка рассказал собравшимся, что в 2008 году сам оформил валютную ипотеку
Представитель банка рассказал собравшимся, что в 2008 году сам оформил валютную ипотеку
Артем Житенев / МОСЛЕНТА

В понедельник несколько десятков валютных ипотечников пришли в отделение «Абсолют Банка» в Малом Сухаревском переулке. Собравшиеся потребовали реструктуризации долга, который стал неподъемным из-за обесценивания рубля, и встречи с председателем правления. Корреспондент МОСЛЕНТЫ наблюдал за акцией протеста.

Ситуация с валютными заемщиками обострилась после подорожания доллара. На прошлой неделе акции протеста прошли у отделений «ДельтаКредита» на Моховой улице и ВТБ24 на Чистых прудах, похожие мероприятия планируются в банке «Открытие» и «Райффайзенбанке».

В понедельник утром в отделении «Абсолют банка» собралось около 50 человек. Проходу других клиентов они не мешали, но громко скандировали «Информацию!», «Реструктуризацию!», а также гремели специально заготовленными трещотками и горстями монет в банках. С собой участники принесли термосы с чаем, бутерброды, пледы и даже большой пирог с мясом. Оставаться в помещении они были намерены до встречи с председателем правления банка.

Все истории валютных ипотечников примерно похожи. Квартиры куплены, как правило, в отдаленных районах Москвы, ипотеку оформляли в 2007-2008 годах, до последнего времени исправно платили взносы. После обесценивания рубля суммы стали неподъемными, а банки навстречу не идут.

«У меня ипотека была оформлена на 5,4 миллиона рублей. Я восемь лет без задержек каждый месяц вносила необходимую сумму, но сейчас оказалась должна больше 13 миллионов! Сейчас по ипотеке мы должны платить в полтора раза больше, чем составляет семейный доход. Кроме меня в квартире в Филях живет еще пять человек — мой муж, его мать и двое наших детей. В банке нам сказали, что в случае невыплаты бабушку — ветерана войны — выселят в неликвидное жилье в Балашихе. Про остальных членов семьи вообще ничего не сказали. Видимо, разденут и выкинут на мороз», — рассказывает москвичка Наталья Таран.

Самая пожилая участница приехала на акцию на инвалидной коляске. «Я две войны прошла. Фашистов видела, японцев видела, Гитлера пережила, а теперь сижу тут как дура», — возмущалась 90-летняя Татьяна Самойлова. По ее словам, протестует она не первый раз. «8 мая — перед великим праздником Победы — я сидела у входа в отделение. Ко мне не вышел ни один представитель банка, только начальник охраны сказал, что я мешаю. Какой-то мальчик-дошкольник мимо проходил и дал мне яблоко. У меня от обиды тогда просто сердце разрывалось!», — вспоминает пенсионерка.

Многие ипотечники в текущих условиях отказываются выплачивать деньги банку, кто-то наоборот влезает в новые долги. Менеджер по продажам Ирина Ости взяла валютную ипотеку, чтобы приобрести квартиру в Переделкино:

— В 2007 году я оформляла шесть миллионов рублей. С того времени я выплатила 200 тысяч долларов, но теперь банк прислал мне требование на 17 миллионов рублей. В месяц я сейчас должна платить около 200 тысяч рублей. Я живу вдвоем с сыном, такая сумма для нас неподъемна!

— И что же вы делаете?

— А я перестала платить. Последний взнос сделала в июне. Я тогда просто убилась — сэкономила на всем, заняла у друзей. Я выплатила нужную сумму, а в конце месяца увидела, что банку должна на миллион больше — рубль снова подешевел. При этом я готова платить, но банк ведет себя с максимальным цинизмом и алчностью.

Я две войны прошла. Фашистов видела, японцев видела, Гитлера пережила, а теперь сижу тут как дура

Татьяна Самойлова

пенсионерка

Работник одного из крупных продуктовых ритейлеров Михаил в 2007 году приобрел «двушку» в Котельниках: «В месяц я должен платить 917 долларов. При старом курсе это было около 25 тысяч рублей. Теперь я, получается, должен платить 60 тысяч, что нереально. В итоге весь 2015 год я произвольно платил по 30 тысяч». Квартира Михаила на момент покупки стоила 4,5 миллиона рублей, в ипотеку он взял половину этой суммы, но теперь после многолетних выплат оказался должен больше, чем стоит сама квартира — почти 5 миллионов.

По словам активистов, их часто спрашивают, почему они вообще взяли валютную ипотеку. Причин, как правило, две. Меньшая часть уверовала в будущее российской экономики и укрепление рубля. «Мы часто говорим, что валютные ипотечники — главные патриоты», — шутит Ирина Ости. Большая часть — примерно 70 процентов — другую ипотеку взять и не могла. «Считается, что человек не может отдавать за ипотеку больше половины зарплаты. Такое правило действует в отношении рублевого займа. Банки в такой ситуации денег не дают. Но в случае валютной ипотеки требования проще, многим просто пришлось ее оформить», — говорит Ости.

Через час после ожидания к протестующим вышел начальник территориального управления сетью и продажами московского региона «Абсолют Банка» Николай Большаков.

— Почему мне по ночам какие-то коллекторы звонят? — своих эмоций люди не сдерживали.

— Почему вы в суд подаете, хотя мы по семь-восемь лет исправно вам все платили?

— А двух моих детей вы тоже на улицу выселите?

— Мы до Генпрокуратуры и СКР дойдем!

Представитель банка рассказал собравшимся, что сам в 2008 году оформил валютную ипотеку. «Но в другом банке», — уточнил Большаков. По его словам, выплатить он все успел до кризиса. «Давайте в какое-то другое русло наше общение переведем… Давайте перейдем в переговорки по одному, по два человека и пообщаемся. У каждого своя ситуация, давайте не будем переходить на крик. Сейчас у меня нет конкретных предложений. Мы готовы всем пойти навстречу», — сказал Большаков.

Ипотечники, однако, на индивидуальный подход не согласились, а решили разбираться с общей проблемой вместе. В итоге договорились о встрече 28 февраля с председателем правления банка Андреем Дегтяревым. Заемщиков будут представлять четыре активиста, ход встречи они смогут фиксировать с помощью диктофонов и камер. В пятницу ипотечники снова соберутся в отделении в Малом Сухаревском переулке для обсуждения результатов и выработки дальнейшей коллективной стратегии.