Когда из Москвы исчезнут маршрутки?

  • 1

    Что случилось?

    Власти Москвы объявили, что в мае в активную фазу вступит реформа наземного общественного транспорта. Мэрия собирается упорядочить работу городских маршруток. Так, 9 мая на еще двух маршрутах начали ходить микроавтобусы частных компаний – «Таксомоторный парк №20» и «Гепарт». Они будут возить пассажиров по новым стандартам, прописанным в специальных контрактах, которые компании заключают с московской мэрией на пять лет.

  • 2

    В чем суть реформы?

    Саму реформу наземного общественного транспорта столичные власти анонсировали еще в 2014 году. Наверняка вы заметили, что вместо привычных желтых маршруток, которые «до отвала» забивались пассажирами, на улицах стали появляться синие микроавтобусы, оформленные в едином стиле с логотипом «Московский транспорт» на борту?

    Это и есть результат заявленной мэрией реформы. С лета 2015 года ГКУ «Организатор перевозок» заключает с частными компаниями контракты, в которых прописаны строгие правила перевозки пассажиров.

    Первые «частники» начали работать еще в сентябре 2015 года. Так, компания «Автокарз» с 30 сентября перевозит москвичей в районе станции метро «Сходненская», по маршрутам №368 и №199к, а компания «Трансвей» - с декабря 2015 года – по маршруту №320 у метро «Киевская».

  • 3

    Что изменится?

    В мэрии обещают, что после реформы из города исчезнут знаменитые желтые микроавтобусы с хаотичным расписанием, водителями-лихачами, фразами «ждем, пока заполнится» и «передайте за проезд». В новых контрактах, которые «частники» заключают с ГКУ «Организатор перевозок», прописаны требования, как и на чем нужно перевозить пассажиров.

    Все коммерческие микроавтобусы, которые компании закупают для перевозки москвичей, должны быть не старше двух лет. Их перекрасят в синий цвет и оформят в едином стиле, а на борту появится логотип «Московский транспорт». На бортах и передней части также установят светодиодные маршрутные указатели.

    В салоне появится электронное табло с бегущей строкой, где будет написано время, температура в салоне и следующая остановка. А остановки будут объявлять по громкой связи. «У метро кто выходит?», - вы больше не услышите.

    Водителям также запретят останавливаться «по требованию». В салонах микроавтобусов разместят систему климат-контроля, которая осенью и зимой будет поддерживать температуру не менее 12 градусов тепла, весной и летом – не более 25. В новых маршрутках также появится современная система безопасности и автоматическая система пожаротушения.

    В кабине водителя предусмотрена «тревожная кнопка», с помощью которой он сможет подать сигнал в диспетчерский центр департамента транспорта. Возможно, самое главное нововведение – в маршрутках можно будет платить картой «Тройка» и билетами «ТАТ», «Единый» и «90 минут».

    Ключевое и главное требование новых государственных контрактов – наличие в салонах валидаторов для оплаты проезда. Устанавливать турникеты частным перевозчикам не обязательно. Это остается на усмотрение компании.

  • 4

    Кто и как за этим будет следить?

    В автобусах установят систему видеонаблюдения и навигации ГЛОНАСС. С их помощью контролеры ГКУ «Организатор перевозок» будут следить за соблюдением расписания, маршрута и за скоростью движения автобусов.

    Данные с камер будут также передавать в ГИБДД в случае аварии. Это поможет найти виновных при ДТП и отвечать на жалобы со стороны пассажиров на некультурное обращение водителя, отказ от предоставления льгот и разрешить другие конфликтные ситуации.

    У контролеров ГКУ «Организатор перевозок» есть специальное приложение, куда они вносят результаты проверок коммерческих маршруток. Каждый день сотрудники ведомства осматривают микроавтобусы и следят за тем, чтобы в салонах было чисто, не было рекламы или объявлений. Контролеры проверяют также температуру воздуха в салоне, исправно ли работают валидаторы, видеокамеры, бегущая строка и так далее.

    Если были обнаружены какие-либо недочеты, контролер с помощью приложения начисляет компании-перевозчику штрафные баллы, которые влияют на его месячных доход от проданных билетов. За особо грубое нарушение, как например ДТП с пострадавшим, с предприятием разорвут контракт.

  • 5

    Сколько будет стоить проезд?

    Как и в любом другом московском общественном транспорте. Билет на одну поездку будет стоить 50 рублей. Если пользоваться картой «Тройка» и другими проездными, то дорога обойдется значительно дешевле.

  • 6

    Новые маршрутки полностью будут дублировать старые?

    Нет, маршруток станет почти в два раза меньше. По данным департамента транспорта, сейчас в городе около 400 маршрутов, где работают частные перевозчики. После реформы маршруток останется чуть больше 200, но власти обещают, что пассажиров они будут перевозить даже больше, чем старые.

    3d4eb9dd3f221e0254edf11ae8d4ffcb4b151c99
    Фото: Евгений Самарин / РИА Новости

    Дело в том, что по новым контрактам перевозчики будут работать на автобусах трех разных видов: большой вместимости (на 85 пассажиров), средней (на 40 пассажиров) и малой (на 19 пассажиров). За счет этого, как говорят в мэрии, пассажиропоток на этих маршрутах не уменьшится, а увеличится.

  • 7

    Так когда же из Москвы навсегда исчезнут маршрутки?

    Глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов пообещал, что все маршрутки в прежнем виде исчезнут с московских улиц к сентябрю 2016 года, когда все «частники» приступят к работе по новым контрактам.

    В некоторых районах города уже начали курсировать новые синие автобусы и микроавтобусы. Официально частные перевозчики работают пока только на девяти маршрутах, с учетом тех, что запустились 9 мая. С 16 мая новые автобусы начнут ходить еще на 36 маршрутах, а со 2 июня – еще на 24.

  • 8

    Есть места, где ходят новые маршрутки, но там все «по-старому». В чем дело?

    Да, действительно, иногда синие микроавтобусы можно встретить и на «старых» маршрутах, где еще не действуют новые правила перевозок. В департаменте транспорта объясняют это тем, что «частникам» и их водителям «дают привыкнуть» к новым автобусам.

    В ведомстве подчеркивают, что в таких маршрутках, несмотря на фирменный логотип «Московский транспорт» на борту, пока не действуют новые правила перевозок: расплатиться можно только наличными, выйти в любом месте и так далее. Правила начнут соблюдать после того, как все контракты вступят в силу.

    Отличить маршрутку, которая уже работает по новой модели, легко. Нужно посмотреть, есть ли ее номер в расписании, установленном на остановке. Номера маршруток, работающих по государственному контракту, нанесены на все указатели на остановках вместе с другими маршрутами наземного городского транспорта.

  • 9

    Собираются ли менять номера маршруток?

    Да, многие маршрутки поменяют свои номера. Узнать о том, когда в вашем районе начнут ходить новые маршрутки, уточнить расписание и номер можно на едином транспортном портале transport.mos.ru или на сайтах районных управ. Кроме того, на остановках появятся специальные плакаты и информационные щиты. Благодаря системе навигации ГЛОНАСС, установленной в каждом автобусе, новые маршрутки должны также появиться в приложении Яндекс.Транспорт.