Опубликовано 03 марта 2022, 00:01
5 мин.

«Безопасное движение для всех!» Как изменилась жизнь московских автомобилистов и пешеходов в минувшем году

Руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Михаил Кизлык подвел и опубликовал итоги работы своего ведомства за 2021 год. Благодаря этому стало известно: в Москве добавилось более 5 тысяч парковочных мест, построены 154 островка безопасности, оборудованы 314 новых пешеходных переходов, построены и реконструированы 273 «светофорных объекта». Много это или мало? И что конкретно делается для «успокоения» трафика и борьбы за безопасность пешеходов в столице? Об этом «Мослента» поговорила с урбанистами и экспертами по транспортному планированию.
«Безопасное движение для всех!» Как изменилась жизнь московских автомобилистов и пешеходов в минувшем году
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

«Переразметка за счет сокращения ширины полос»

На протяжении всего предыдущего года Центр организации дорожного движения занимался переразметкой дорог.

«Москва — очень автомобилизированный город, — говорит руководитель Центра организации дорожного движения правительства Москвы Михаил Кизлык. — За 11 лет зарегистрированных в Москве и области машин стало больше почти на 3 миллиона.

27
квадратных метров асфальта

приходится в Москве на одну машину

В других городах места больше: в Париже — 140 квадратных метров, а в Нью-Йорке — 203. Уже доказано, что строительство новых дорог не решает проблему нехватки места, поэтому нужно работать с тем, что есть: проводить переразметку за счет сокращения избыточной ширины дороги. Это помогает сделать движение безопаснее и эффективнее».

За 2021 год в Москве переразметили 39 таких «проблемных» участков. В частности, на съезде с Киевского шоссе на МКАД (из области) вместо двух широких сделали три стандартные полосы.

«Безопасное движение для всех!» Как изменилась жизнь московских автомобилистов и пешеходов в минувшем году

© Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

«С советских нормативов до сих пор у нас в проектах заложены очень широкие автомобильные полосы, — комментирует такую практику «Мосленте» урбанист, автор проекта «Карта ДТП» Алексей Радченко. — Для городских улиц использовался тот же норматив, что и для загородных шоссе: на полосу выделяли 3, а иногда даже 4 и 4,5 метра. При том что ширина легкового автомобиля обычно не больше 2 метров.

Широкая полоса провоцирует езду между рядами, а также высокие скорости и аварийность — это подтверждено статистикой.

Соответственно, с учетом дефицита полос и городской земли очень правильное и очень обоснованное решение — доводить полосы до нормативных. До того, чего будет достаточно в городе. В Европе это вообще 2,5 метра, в России — три. Избыточную ширину изымают, сокращают».

Благодаря пересмотру схем движения в Москве за минувший год освободилось место для 5012 новых парковок. Новые места появляются после ввода одностороннего движения, переразметки или обустройства парковочных карманов. Например, в ЗАО появилось больше 1000 парковочных мест.

«Безопасное движение для всех!» Как изменилась жизнь московских автомобилистов и пешеходов в минувшем году

© Фото: АГН «Москва»

«Изменили скоростной режим у школ и в спальных районах»

Так как во всем мире главная причина ДТП с жертвами — высокая скорость, ЦОДД в 2021 году активно «успокаивал» трафик в зонах пешеходного движения. На части улиц в центре Москвы скорость снизили до 30 и 50 километров в час.

Скоростной режим меняли у школ, социальных объектов и в спальных районах. Причем делали это часто по просьбе местных жителей. Там же, где можно было смягчить рваный ритм скоростных ограничений 60-90-60 и где нет пешеходных потоков, допустимую скорость, наоборот, увеличили.

Например, на участке Ленинградского шоссе ее повысили до 70, на проспекте Генерала Дорохова и участке Новорязанского шоссе — до 80, а на Северо-Восточной хорде – до 90 километров в час. В этих местах движение стало более равномерным, их пропускная способность увеличилась. Водителям больше не нужно притормаживать перед камерами.

«Есть положительная тенденция в том, что в ЦОДДе поняли: нужно «успокаивать» траффик, заниматься пешеходной инфраструктурой, —рассказал «Мосленте» урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман. — Потому что к этой мысли в Москве долго не могли прийти. Всем казалось: там еще полос добавить, там переход убрать, и все нормализуется... А люди гибли. Сейчас же все движется к тому, что в мире давно уже принято за норму. То, что стали делать зоны 30-50 километров в час, — несомненно, достижение. Специалисты осознали: скоростной режим не должен гулять. На улицах местного значения скорость должна быть 30 километров в час, а на магистральных — 50, не 60, потому что именно это общемировая норма. Поверьте: разница в 10 километров в час очень сильно влияет на безопасность всех участников движения».

«Безопасное движение для всех!» Как изменилась жизнь московских автомобилистов и пешеходов в минувшем году

© Фото: АГН «Москва»

«154 островка безопасности»

«Островки безопасности — это уже давно признанный способ снижения числа наездов на пешеходов, — объясняет Алексей Радченко. — В Москве в целом с ДТП все в порядке: относительно других регионов России у нас невысокий уровень аварийности. Есть такое понятие — «социальный риск»: это число людей, которые гибнут на 100 тысяч населения. В Москве он составляет 2,8 — это на уровне европейских стран. Но если водителей за последние годы гибнет сильно меньше, то доля погибших пешеходов не снижается. Поэтому в Москве, как и во всех городах мира, идет тенденция на то, чтобы защищать пешеходов».

Островки безопасности в этом деле очень важны: они позволяют разбить переход на несколько этапов.

«В идеале, по общемировой практике и концепции нулевой смертности, человек не должен переходить без светофора больше чем одну полосу, — объясняет «Мосленте» Радченко. — Везде, где нерегулируемый пешеходный переход больше полосы, необходима установка островка безопасности. В Москве таких переходов сотни. Очень здорово, что Москва делает островки. Эту работу надо продолжать!»

По словам Радченко, теперь важно объяснять, как островки спасают жизни. Что они не создают пробок и не забирают полосу, не влияют на интенсивность движения. Островок только улучшает видимость пешехода, не дает его сбить.

«Установка новых светофоров»

Одно из предложений, с которым в ЦОДД чаще всего обращаются горожане, — организовать пешеходный переход.

В 2021 году в столице добавили 314 новых пешеходных переходов, в том числе у важных социальных объектов и транспортных узлов. Например, в районе станций метро и МЦД «Текстильщики». Неудобный надземный переход через торговую галерею заменили «зеброй».

Кроме того, москвичи часто обращаются в ЦОДД с просьбами об установке новых светофоров.

273
светофорных объекта

запущены в Москве в 2021 году

Из них 83 новые, 190 — реконструированные.

Один светофорный объект включает в себя в среднем 12 транспортных, пешеходных и трамвайных светофоров. Например, на Таганской площади в одном объекте их больше ста.

Так что суммарно за 2021 год в Москве установили порядка 1300 транспортных, пешеходных, трамвайных и велосипедных светофоров.

Кроме того, чтобы пешеходы могли меньше ждать зеленый, а транспорт ехал быстрее, за 2021 год столичные светофоры перенастраивали более шести тысяч раз.

Вот что рассказал об этом «Мосленте» начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения ЦОДД Андрей Мухортиков: «За последние годы мы значительно нарастили количество светофоров по городу: строим, реконструируем и дооборудуем. В среднем можно говорить о 150-200 объектах в год: около сотни новых, и часть еще реконструируется. Допустим, есть нерегулируемый пешеходный переход, и в ста метрах — светофор. Мы от него подтягиваем провода и ставим еще один, работающий синхронно».