Опубликовано 07 марта 2022, 12:01
4 мин.

«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома

Созданный в 2008 году на фасаде одного из домов на Саввинской набережной огромный портрет нобелевского лауреата по литературе Германа Гессе внезапно оказался под угрозой уничтожения. Выяснилось, что здание, не стене которого расположен знаменитый мурал, подлежит сносу. На днях, однако, стало известно: созданная португальским художником Алешандре Фарту работа будет сохранена. Часть фасада сохранят и установят на новом месте в стеклянном коробе. «Мослента» вспомнила историю знаменитого мурала и узнала у экспертов, зачем спасать произведения искусства, не являющиеся объектами охраны.
«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Кто и как сделал мурал?

Портрет знаменитого немецкого писателя Германа Гессе появился на фасаде дома №27 на Саввинской набережной в 2008 году. Его выбил и процарапал на штукатурке общежития фабрики «Московский шелк» португальский стрит-арт-художник Алешандре Фарту, известный как Vhils. Это одна из его ранних работ, однако москвичам она пришлась по душе. Десять лет спустя, в 2018-м, Фарту создал в Москве вторую работу — портрет Маяковского на одном из корпусов Хлебозавода.

Сегодня работы Vhils можно найти более чем в 30 странах. Это крупные портреты, которые он по два-три дня вырубает на фасаде зданий молотком, сбивая штукатурку до кирпича. После этого Фарту тонирует участки стены красками: обычно кирпичной, кремовой и белой.

Другими словами, работы Фарту — это уже классика. Однако у мурала на Саввинской набережной, 27 оказалась непростая судьба.

«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома

© Фото: АГН «Москва»

Почему он оказался нелегалом?

Первые пять лет своего существования портрет Гессе был нелегалом, из-за чего его завесили сеткой, так как Vhils не согласовал работу с городскими властями. Сетку сняли в 2013-м, когда работу фактически легализовали, включив ее в граффити-программу московского фестиваля «Лучший город земли». Тогда на фасадах по всему городу появилось много качественных изображений. Большинство из них со временем закрасили, но Гессе от Vhils жив до сих пор.

В 2018-м, однако, выяснилось: все жильцы из дома №27 по Саввинской набережной выселены, а здание с уникальным муралом ожидает снос. Причина была очевидна: корпус общежития 1907 года постройки не является памятником архитектуры, а портрет Германа Гессе не числится в списках охраняемых культурных объектов.

Как будут спасать изображение?

Казалось, что судьба Гессе от Vhils решена: в скором времени москвичи его больше не увидят. Однако новый девелопер проекта в сотрудничестве с Москомархитектурой сумели разработать технологию сохранения мурала, который будет выставляться на том же месте после завершения строительных работ на Саввинской набережной.

Это значит, что портрет Гессе останется частью района Хамовники и всей Москвы.

Чтобы его сохранить, штукатурку с частью кирпичного фасада поместят в стеклянный короб, в котором мурал будет размещен среди новых зданий, строящихся на Саввинской набережной.

«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома

© Изображение: Москомархитектура

«Благодаря диалогу, налаженному между Москомархитектурой и застройщиком, в проекте на Саввинской набережной сохранится мурал с изображением писателя Германа Гессе, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Для этого была разработана уникальная технология по сохранению и переносу на новое место фрагмента стены. Затем его поместят в светопрозрачный короб и сделают архитектурно-художественную подсветку. Это отличный пример того, как можно бережно работать с тканью города, с историей».

Что еще удалось сохранить?

«Мы видим попытки сохранить дух места, когда в новой застройке сохраняются прежние элементы, — объясняет историк архитектуры и градостроительства Александр Змеул. — Таким элементом может быть и топоним, и название жилого комплекса, офисного центра, и мурал или мозаика. Особенность таких объектов стрит-арта в том, что, как правило, они не обладают охранным статусом. Бывает, что это, с одной стороны, самая примечательная часть здания, а с другой — наиболее уязвимая».

История со спасением изображения Гессе, кстати, — не первая попытка сохранения подобных работ.

Например, летом 2021 года на территории творческого квартала «Графит» на шоссе Энтузиастов открыли восстановленную на краудфандинговые деньги мозаику площадью 32 квадратных метра. С 1970-х она украшала территорию Московского электронного завода и теперь вернулась туда снова. С этим проектом связана почти детективная история: мозаику сначала демонтировали и украли, затем она была обнаружена в баре «Сюр» в Большом Трехсвятительском переулке. Хозяева сказали, что купили ее на «Авито», и согласились вернуть, а активисты трудовой коммуны «Вспомнить все», восстанавливающие старинные вывески, вернули и отреставрировали мозаику на шоссе Энтузиастов.

«Речь идет о памяти места». Как и почему было решено спасти знаменитый портрет на стене московского дома

© Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Где окажется спасенный мурал?

Работы по сохранению мурала с портретом Гессе будут гораздо сложнее. Их проведут в несколько этапов, каждый из которых займет около месяца.

Реставраторы укрепят художественный слой штукатурки, устранят дефекты времени в сохраняемой кирпичной кладке. На стройплощадке вокруг участка стены с портретом смонтируют металлическую ферму. Чтобы защитить штукатурку, в местах контакта с металлом проложат защитный слой из специального материала.

Для работы Vhils подготовят крепеж и проложат к нему рельсы. После этого фрагмент стены с портретом Гессе поднимут на гидравлических домкратах на платформу и перевезут на новое место.

«Портрет Гессе — редкий образец стрит-арта в технике барельефной резьбы, — говорит совладелец Level Group Кирилл Игнахин. — Мурал не является объектом охраны, и я не исключаю, что далеко не все горожане знают его историю. Но при этом уверен, что портрет запомнился многим и стал неотъемлемой частью Хамовников. Мы и Москомархитектура были едины в желании сохранить память места, но основной вопрос был в поиске технологии. Поверьте, не так просто сохранить целостность произведения, не повредить штукатурный слой, тем более что нет накопленной практики проведения таких работ. Например, я могу вспомнить только перемещение водонапорной башни конца XIX века и ценных фасадных элементов при застройке завода «Борец». Новое местоположение портрета и сроки, когда произведение будет выставлено на обозрение, мы совместно с Москомархитектурой анонсируем в самое ближайшее время».