Коммунальный сюр

Дом
Александр Ковалев
эксперт в сфере ЖКХ

В нашем ЖКХ, где управляющие компании призваны обеспечить населению комфортное проживание, наблюдается парадоксальная картина: собственники презирают управляющих, управляющие презирают собственников. Государство пытается примирить этих взаимных антагонистов. Где уговорами, где просвещением, где санкционной дубиной. Но дружбы все равно не получается.

Люди у нас не сахар, требуют особого к себе отношения. Особенно во время коммунальных неприятностей. Тем не менее, мне кажется, что первый шаг к примирению позиций надо сделать управляющим компаниям. Как-никак не они нам, а мы им платим.

Только вот история, которая накрыла меня этим летом и закончилась на днях, убеждает в том, что компромиссам в связке «житель-управляющая компания» места нет. И едва ли найдется в обозримом будущем.

Началось все с записки в дверь: «Срочно позвоните. Вы заливаете соседей снизу». Предварительно — мало ли — обследовал все места, где теоретически возможна течь: ванну, унитаз, раковину, всю запорную арматуру, водомеры, кухню, стиральную машину. Нигде ни луж, ни конденсата. Сухо, как в пустыне.

Позвонил. Оказалось, что это телефон инженера моей управляющей компании. На поздний звонок женщина отреагировала адекватно. Рассказала, что у соседей снизу периодически стены покрываются влагой. Сами чинить не хотят, потому обратились в управляющую компанию. Договорились на следующее утро организовать поиски течи. Всякое бывает, а вдруг...

Утром пришли два техника. Повторили ровно то, что я сам сделал вечером. Убедились, что в квартире сушь, да гладь — божья благодать. Для проформы порекомендовали покрыть герметиком и без того покрытые герметиком места стыка ванны со стенами. Эта процедура, кстати, была выполнена на следующий день силами специалиста.

С
Сухо, как в пустыне

Казалось, что инцидент исчерпан, ищите течь в другом месте. Но через две недели в двери я обнаружил записку ровно того же содержания. Опять звонок, опять сетования, мол, соседи жалуются. Утром новый десант. Тщательный осмотр — все сухо, все нормально. Следом, через минут двадцать (что уже сопровождалось истеричной улыбкой), еще один десант, немало удивленный тем, что кто-то только что уже приходил. Новый осмотр, новое подтверждение тому, что все сухо.

Инцидент, наконец, исчерпан? Как бы ни так. Через два дня в почтовом ящике предписание, датированное числом, следующим за высадкой двойного десанта техников. В письме за подписью генерального директора управляющей компании много ссылок на законодательные и нормативные акты, фразы «вы несете ответственность», «вы обязаны соблюдать законные права и интересы соседей». А далее прямая угроза обратиться в суд о принудительном обеспечении доступа в квартиру. В конце устрашающего документа контактный телефон главного инженера, выученный мною наизусть.

Сколько еще нужно обеспечивать допуск в квартиру? Этот вопрос я задал при очередном телефонном общении с инженером. Оказалось, что заключения техников недостаточно, потому что есть коммуникации, спрятанные за стену. И вот эту стену теперь необходимо ломать. Всякое бывает, традиционно вежливо подумал я, а вдруг. Только уточнил: а если вы не обнаружите течи после операции «показать все, что скрыто», вы компенсируете мне восстановительные работы? Конечно, нет, вы что — это ваша обязанность.

К слову, живем мы в XXI веке, и есть такой вид диагностики сетей, как видеоинспекция труб. Управляющие компании этот зонд активно используют, в частности, для точечной блокировки канализации злостных неплательщиков. Неужели здесь нельзя призвать на помощь технологии?

Видимо, нельзя. Как и нельзя подойти к решению конкретной проблемы по-человечески. В итоге последовала еще одна ходка. Опять сухо. Ломать ничего не надо. «Будем искать в другом месте». Другое место — соседняя квартира, в двери которой вечером того же дня я подглядел знакомую записку. А еще спустя пару дней оттуда выгребли напрочь проржавевшие трубы. Нашли-таки источник проблем соседа снизу и моих проблем. И в суд идти не пришлось.

Как после такого вставать на сторону управляющих компаний в спорах о том, кто виноват в том, что наше ЖКХ такое, какое есть. Может вылезти уже вам, уважаемые инженеры и гендиректоры, из своих уютных офисов, где вы обложились бумагами и начать работать (разговаривать) с людьми, которые вас кормят? Слушать и воспринимать критику. Менять свои подходы. Тогда и относиться к вам станут гораздо лучше.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта MОСЛЕНТЫ и информационно-аналитического портала «ЖКХ Контроль»