Опубликовано 21 января 2016, 18:17

Девочка с персиками для всех

Как выставка Серова оказалась народным блокбастером
Выставка картин Серова в Москве заканчивается. В кассу приходится стоять до пяти часов, люди прогуливают работу или берут отгулы и больничные. Искусствовед Андрей Ковалев восхищается работой коллег из Третьяковской галереи: выставкой одинаково восторгаются и профессионалы, и морозоустойчивые любители русского искусства.

Выставка картин Серова в Москве заканчивается 31 января. В кассу приходится стоять до пяти часов, люди прогуливают работу или берут отгулы и больничные. Новость недели: Владимир Путин посетил выставку. Можно даже предположить, что он в минимальной степени пользовался услугами референтов, когда демонстрировал неподдельный интерес к выставке и информированность — упомянув даже интернет-мем «Девочка за новогодним столом».

Президент оказался тем самым массовым зрителем, который попал, как и сотни тысяч благодарных сограждан, в ловко расставленные сети самого отъявленного пиара.

Непонятно, зачем людям, в самом деле, мерзнуть на морозе возле скучного чемодана на Крымском Валу, мечтая посмотреть «Девочку с персиками», которую и так можно без всяких экстремальных приключений посмотреть в уютном здании в Лаврушинском переулке?

Но смотрите — ловкость рук и никакого мошенничества. Всего лишь — выпустить «тизер» с ожившей и заговорившей девочкой.

Меня, искусствоведа, хоть и очень прогрессивного, вся эта попса покоробила. На этом мои снобистские ворчалки и бурчалки закончились. Тизер («дразнилка и завлекалка», если верить словарям) отлично сработал. Сотни тысяч просмотров; огромное количество публикаций в информационных изданиях, бесконечно далеких от какой-либо культуры как таковой; множество перепостов и лайков. И в результате после открытия выставки — бесчисленные восторженные комментарии и селфи на фоне картин в экспозиции.

При этом пришедшие на выставку коллеги-искусствоведы, которые пошли на выставку без всяких завлекалок-дразнилок, обнаружили там отлично сделанную экспозицию, отметили колоссальную работу по сбору материала, которую произвела кураторская команда. В большинстве случаев это музейное подвижничество, погоня за мельчайшими деталями приводит к тому, что зрителю в этих завалах становится немного скучно. Но тут все срослось — произошло поразительное единение широких зрительских масс и страшно далеких от них профессионалов.

Достаточно было всего лишь пойти навстречу людям и сделать музей user friendly. У кого не хватает денег на дорогой каталог (уверяю, нужный только специалистам), тот может приобрести недорогие альбомчики, в крайнем случае скачать приложение для смартофонов. Удобно — есть Wi-Fi. Для тех, кто и полстранички прочесть не в состоянии и в тонкостях живописи не готов разбираться, выпущен бесплатный аудиогид с рассказами о персонажах картин Серова. И далее — вообще вещь необычайная — директор галереи Зельфира Трегулова извиняется перед замерзшими зрителями в фейсбуке: сотрудники галереи не подумали, что их окажется так много. От себя добавлю, что новооткрытое музейное кафе оказалось немного неудобным и тесным для такого наплыва посетителей.

Вообще говоря, филиал ГТГ на Крымском Валу — здание довольно пустынное. По долгу службы я довольно часто там бываю — провожу лекции. И, надо сказать, чаще всего абсолютно никому своим громким голосом не мешаю наслаждаться шедеврами отечественного искусства ХХ века. У меня к экспозиции искусства ХХ века множество претензий, но все же как-то обидно, что люди туда совсем не ходят. Может, теперь узнают, что в здании на Крымском Валу располагается не только ЦДХ.

Достаточно было всего лишь пойти навстречу людям и сделать музей user friendly

В общем, даже непривычно писать о столь отрадных явлениях. Впрочем, сам Валентин Серов не до конца выполнил заявленный еще в самом начале творческого пути лозунг «писать отрадное», хотя и точно попал в современные требования «позитива». Честно признаюсь, эта самая отрадность меня как-то оставляет равнодушным, зато очень привлекают заказные портреты Серова, написанные безжалостной кистью несгибаемого мизантропа. И думаю, что жизнь такова, что настала пора вводить моду на критический реализм. Но только ведь денег на такую чернуху никто и не даст.