Опубликовано 09 марта 2024, 00:01
6 мин.

«Без грусти не взглянешь, без слез не наденешь». Какой была мода раннего СССР, и кто отстаивал права советской груди

Нынешним модницам выбирающим вещи из обилия моделей, расцветок, фасонов трудно представить мучения женщин далекого советского и очень дефицитного прошлого. Не будем залезать в далекие послереволюционные дебри, когда они забыли о косметике, облачались в куртки и юбки из простой материи, на голову водружали косынку, часто красную, под цвет времени и представлялись коротко, сухо: «Товарищ Петрова, товарищ Иванова…» Сегодня «Мослента» переносит читателей во время, когда женщины уже вспомнили о макияже, прическах, духах и прочих атрибутах прекрасного пола.
«Без грусти не взглянешь, без слез не наденешь». Какой была мода раннего СССР, и кто отстаивал права советской груди
Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Пластичная певучесть

В 30-е годы на московской парфюмерной фабрике «Новая заря» — бывшем предприятии Генриха Брокара — начали выпускать лосьоны, румяна, кремы, помады. И ставшие знаменитыми духи «Красная Москва» в алой коробочке с кисточкой. Их аромат, как было написано в книге «Парфюмерия», вышедшей в середине 50-х годов, «ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью…»

Умри, лучше не скажешь.

Кроме «Красной Москвы», были в продаже другие женские духи: «Вечер», «Рапсодия», «Нега», «Ночной аромат», «Жди меня». Названия овевают романтикой, предвкушением интима. И вдруг — «XXIII годовщина Октября». Интересно, какое амбрэ было у этого благовония?

Импортная парфюмерия? Ни в коем случае! Тогда девизом жизни был лозунг Маяковского: «У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока»…

Большой выбор парфюмерных подарков на международный женский день.

Большой выбор парфюмерных подарков на международный женский день.

© Фото: Владимир Акимов / РИА Новости

Даже суровые партийцы дали женщинам вольницу. В 1934 году по случаю 8 марта в Кремле был устроен прием, на который виновницам торжества было велено явиться «не нигилистками в строгих английских костюмах, с кофточкой и галстуком, с короткой стрижкой, а выглядеть женщинами, и чтобы наряд был соответствующий».

Все правильно. Ведь сказал же товарищ Сталин: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Так что, соответствуйте, товарищи женщины.

Однако, было трудно. Потому что от туфель, юбок, жакетов, которые были в магазинах, брала тоска. Женской душе хотелось совсем других вещей — воздушных, элегантных. Как у актрис Любови Орловой и Валентины Серовой. Или — у Ревекки Ясной.

Кто она такая, спросите вы. Известная на всю довоенную Москву портниха, работавшая в Доме моделей «Мосторга» на Пушкинской улице, ныне — Большой Дмитровке. Но шила она не всем, а только представительницам советской элиты.

Впрочем, и в обычных ателье работали неплохие мастерицы. Кроили-шили все, что даже самая капризная женщина пожелает. Хоть верхнюю одежду, хоть нижнюю: ночные рубашки, панталоны, трусики. И, между нами, бюстгальтеры — порой даже по лекалам чудом раздобытого зарубежного образца.

Два платка и лента

Продолжу разговор о бюстгальтерах. Тем более, в нынешнем году этому интимному облачению исполнилось 110 лет. Его созданием женщины обязаны американке Мэри Фелпс Якоб, которая в 1914 году смастерила вещицу под названием Caresse Crosby, что означает «бесспинный лифчик». Для дебютного экземпляра она использовала два платка и ленту.

Изобретение помчалось по миру. За рубежом его сначала называли мягким корсетом, в СССР оно именовалось более значительно, почти по-большевистски — «бюстодержателем». И были они, согласно советскому ГОСТу только одного размера. Потом их стало три, еще позже — шесть. Это означало, что женщинам в Стране Советов, наконец, разрешили дышать полной грудью.

Центральный Дом художника. Выставка "Память тела", на которой демонстрировалось нижнее белье советской эпохи.

Центральный Дом художника. Выставка "Память тела", на которой демонстрировалось нижнее белье советской эпохи.

© Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Если с размерами вопрос решили, то с качеством дело долго не ладилось. В магазинах бюстгальтеры были такие, что без грусти не взглянешь. И без слез не наденешь…

Они были некрасивы, неудобны, а некоторые — ситцевые и атласные, так называемые «грации» — вообще напоминали бронежилет. Он был на вид такой мощный, что, наверное, и впрямь мог защитить от пуль. Но в женщин стреляли только мужские взгляды…

Облегчением тяжелой доли представительниц слабого пола занималась лично министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Однажды на заседании Политбюро ЦК КПСС она в присутствии притихших и покрасневших коллег-мужчин выступила с пламенной речью, основной мыслью которой стал девиз: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер». Ее призыв был услышан — вскоре в Черемушках была построена первая в СССР фабрика женского белья, где стали выпускать и эти интимные предметы женского туалета.

После выхода на экран фильмов с Бриджит Бардо, в которых француженка представала не совсем одетой, советские швеи начали копировать — и не без успеха! — изящество форм и линий бюстгальтера французской звезды. Эта модель пошла в народ под названием «бардотка».

Но, конечно, многие женщины жаждали приобрести импортные изделия. Особенно, те, что в народе нарекли по названию нашумевшей эротической картины «Анжеликой» — с кружевным покрытием и пластмассовой застежкой спереди.

Но подобные изделия можно было купить, только отстояв в огромной, нервной очереди в ГУМе или ЦУМе. Иногда в этом сплоченном женском обществе, обычно накануне 8-го марта, появлялись безмолвные силуэты мужчин. Весь долгий путь до прилавка они мужественно преодолевали смущение. Дойдя до цели и густо краснея, они указывали на размеры бюстов продавщиц или рисовали в воздухе предполагаемый объем искомой груди.

В доме бытовых услуг производственно-торгового кожгалантерейного объединения пошивщица одежды Надежда Самосеева на приеме у косметолога.

В доме бытовых услуг производственно-торгового кожгалантерейного объединения пошивщица одежды Надежда Самосеева на приеме у косметолога.

© Фото: Жигайлов Алексей, Зотин Игорь / Фотохроника ТАСС

Длиннохвостые блондинки

И снова о дефиците, на сей раз — косметики. Женщины и в этом случае проявляли чудеса изобретательности. Некоторые использовали театральный грим, который продавался в магазине ВТО на улице Горького — нынешней Тверской, рядом с «Елисеевским». Ну а тушь для ресниц покупали у цыганок. Они развернули широкую торговлю косметикой и одеждой в… женских туалетах. Но надо было держать ухо востро, чтобы не нарваться на обман.

Для мытья головы женщины за неимением шампуня использовали глицериновое и дегтярное мыло, а также воду, настоянную на ржаном хлебе. А для фиксации прически порой отнимали у мужчин дефицитное пиво. Можно представить, сколько драматических семейных сцен вспыхивало по этой причине!

После мытья — сушка волос, нередко без фена по причине его отсутствия и водружение на голову огромных железных бигудей, в которых женщины напоминали инопланетянок. Особо нервные мужчины при виде такой красоты закрывались газетами или утыкались в телевизор.

Прически были разными. Начес на коротких волосах в простонародье назывался «Я у мамы дурочка». После показа фильма «Колдунья» с будущей женой Высоцкого Мариной Влади женщины стали носить длинные прямые волосы, распущенные по плечам.

Помнится, была еще одна популярная прическа — «бабетта» появившаяся после фильма «Бабетта идет на войну» с участием все той же Бардо. Это было высокое конусообразное сооружение из полудлинных и длинных волос.

Прическу густо поливали лаком и не расчесывали несколько дней, пока ее владелица не придумывала для себя новый облик. Например, «конский хвост» — длинные распущенные волосы, перехваченные на затылке ленточкой. Этот фасон запечатлел поэт Евгений Рейн в стихотворении «Шестидесятые»: «И остроносые ботинки. И длиннохвостые блондинки…»

Московское производственное чулочно-носочное объединение

Московское производственное чулочно-носочное объединение

© Фото: Станислав Панов / Фотохроника ТАСС

Узоры на ногах

Женщинам было мало своей территории. Они вторглись на мужскую и завладели кепками, пиджаками, а потом с удовольствием облачились в брюки. Считается, что первой певицей, вышедшей на сцену в брючном костюме, была Эдита Пьеха. Но в ресторан в таком наряде ее однажды не пустили…

Было время, когда и на женщин без чулок блюстители нравственности смотрели подозрительно. Перед ними закрывали и двери в общественные места — даже в жаркую погоду. Но дамы опять же находили выход из положения — рисовали швы на ногах. Известная актриса Ольга Аросева вспоминала, что она и ее подруги покупали красный стрептоцид, разводили его и мазали им ноги, которые становились оранжево-бежевыми. Затем гримом рисовали черные швы и стрелки. И в таких «чулках» щеголяли до холодов.

Колготки поначалу наделали невиданный фурор. Первые «чулочные штанишки» привезли из Чехословакии. Разумеется, они быстро стали дефицитом, хотя стоили довольно дорого — от 5-7 до полутора десятка рублей. И это, не забудьте, при средней советской зарплате — 130-160 целковых. Дороговато…

Потом стали выпускать советские колготки, более дешевые, чем импортные, но и более непритязательные. Они быстро теряли товарный вид и бледнели. Однако женщины снова не сплоховали. Они реанимировали изделия, «настаивая» их на анилиновых красителях или крепком чае. А некоторые женщины прознали, что холод укрепляет прочность нейлоновых колготок, и держали их в холодильнике, рядом с колбасой и молоком.

Вот такое было нелегкое время. Но женщины не ныли, не сетовали, а мужественно переживали все бытовые испытания и добивались всего, чего хотели. Или почти всего... И когда в праздничный весенний день они, причесанные, разодетые, благоухая ароматами, плыли по московским улицам, мужчины ахали и восторгались. Это было похоже на сказку.