Опубликовано 22 сентября 2017, 00:00
4 мин.

Заоблачная Бьорк

Самые громкие выставки 7-го Московского биеннале современного искусства
В Москве стартовала 7-я Московская биеннале современного искусства. Длиться она будет четыре месяца — до 18 января 2018 года. А, значит, времени на то, чтобы посетить все проходящие в ее рамках выставки, будет предостаточно. МОСЛЕНТА, однако, выбрала те из них, которые пропустить по любому нельзя.
Tryptich Google Red, Google Yellow, Google Blue. Hommage à Alexandre Rodtchenko, 2015
Tryptich Google Red, Google Yellow, Google Blue. Hommage à Alexandre Rodtchenko, 2015
Изображение: Матьё Мерле-Бриан

На этой неделе в Москве стартовала 7-я Московская биеннале современного искусства. Длиться она будет четыре месяца — до 18 января 2018 года. А, значит, времени на то, чтобы посетить все проходящие в ее рамках выставки, будет предостаточно. МОСЛЕНТА, однако, выбрала те из них, которые пропустить по любому нельзя.

«Заоблачные леса»

Где: Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10)

Проект «Заоблачные леса», созданный при участии исландской певицы, актрисы и художницы Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни - основной на Московском биеннале. Барни, к слову - один из самых дорогостоящих американских мастеров. В Москву он привез четыре своих новых произведения, которые оцениваются в 1 миллион долларов. Всего же в проекте принимают участие 52 художника из 25 стран. Будут среди них и представители России - знаменитый дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, а так же ряд молодых авторов. Все они попытаются представить наш мир как цельную экосистему.

Космический сад, 2013.

Космический сад, 2013.

© Изображение: Михаэль Наджар / оргкомитет Московской биеннале

«Бумажная память»

Где: Центр творческих индустрий «Фабрика» (Переведеновский переулок, 18)

Вообще-то, «Фабрика» представляет сразу четырнадцать проектов. Здесь и «Большие данные» - инсталляция из давно ушедших в прошлое носителей информации, и политические арт-исследования, рефлексирующие на тему катастрофических событий истории нынешнего и прошлого веков, и веселая утопическая фантазия, и многое другое. Но самый громкий проект, безусловно, «Бумажная память» Хаима Сокола - исследование пространства заброшенной фабрики технических бумаг, которое, как считает художник, сохранило память о своем промышленном прошлом.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Хаим Сокол / оргкомитет Московской биеннале

«Наши березы, ваши березы»

Где: Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева (Малая Грузинская улица, 15с1)

Четырех художников из России и Швеции объединяет интерес к природе. У них разный взгляд и разный метод работы, что не помешало создать проект, главной идеей которого стала простая мысль о том, что природа не имеет политических границ, как не имеет их и искусство. В этом смысле отсылка к березам неслучайна: это дерево, символическое для России, можно найти на территории обеих стран.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Ульрика Кристелл

«Александр Лабас. Октябрь»

Где: Институт русского реалистического искусства (Дербеневская набережная, 7с31)

В 1917 году Александру Лабасу было 17 лет. Так что нет ничего удивительного в том, что революционные образы преследовали художника всю жизнь. Впрочем, серия «Октябрь» занимает особое место не только в творчестве Лабаса, но и вообще в истории советского искусства. Нынче, на выставке в Институте русского реалистического искусства, представлены лучшие графические и живописные работы цикла.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Александр Лабас

«Порядок»

Где: галерея «RuArts» (1-й Зачатьевский переулок, 10)

«Порядок» - двойной проект фотографа Михаила Розанова и художника (по образованию - архитектора) Алексея Гинтовта, посвященный логике, красоте и понятию порядка в целом. На выставке представлены черно-белые трехметровые фотографии дорических ордеров храмов Пестума (VI в. до н.э.) и не менее масштабные портреты Аполлона. Первые Михаил Розанов снимает как продолжение своих знаменитых многометровых отпечатков 2010-х, а Аполлон для Алексея Гинтовта выступает как солнечный бог света, покровитель искусств и воплощение гармонии.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Михаил Розанов и Алексей Гинтовт

Выставка Константина Бранкузи

Где: Мультимедиа Арт Музей (улица Остоженка, 16)

Мультимедиа Арт Музей в прошлом году отпраздновал десятилетний юбилей, так что нынешняя выставка, можно сказать, тоже проходит в рамках затянувшегося торжества. Что важно знать: Бранкузи - французский скульптор румынского происхождения, поработавший ассистентом у Родена, друживший с Эриком Сати, но, главное, заслуживший репутацию основателя абстрактной скульптуры.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Константин Бранкузи / Центр Помпиду / Национальный музей современного искусства / Центр Промышленного творчества / Адам Жепка

«Дэниел Аршам. Архитектура в движении»

Где: ВДНХ, павильон №67 «Карелия» (проспект Мира, владение 119)

Основатель архитектурного бюро Snarkitecture и компании Films of the Future Дэниел Аршам работает на стыке архитектуры, дизайна, скульптуры, кино, театра и моды. Его главная тема – работа с пространством, которое художник меняет с помощью своих скульптур. Для своей первой выставки в России он привез масштабную инсталляцию «Пробитые стены». А, кроме того, специально для павильона «Карелия» художник создал восемь объектов с использованием яркого белого света.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Дэниел Аршам / vdnh.ru

Выставка Кеичи Танаами

Где: галерея Гари Татинцяна (Серебряническая набережная, 19,)

Знаменитый американский галерист и куратор Гари Татинцян привозит в свое московское пространство западных звезд уже больше десяти лет: здесь уже показывали работы Дэмиена Херста, Фрэнсиса Бэкона, Рона Арада, Чака Клоуза и многих других. Теперь к этому солидному списку добавляются масштабные объекты и картины Кeичи Танаами – лидера японского поп-арта и одного из самых важных художников послевоенного поколения.

На выставке представлена ретроспектива работ - от ранней живописи и рисунков до новых принтов, скульптур и видео-арта.

«Страна зеркал»

«Страна зеркал»

© Изображение: Кеичи Танаами

«Позади Москва. Московский городской пейзаж»

Где: IN ARTIBUS foundation (Пречистенская набережная, 17)

На выставке представлены пятьдесят произведений московских художников прошедшего и нынешнего века: Аристарха Лентулова и Петра Кончаловского, Константина Истомина и Александра Лабаса, Дмитрия Краснопевцева и Натальи Нестеровой и многих других.

В центре сюжета произведений художников-москвичей - их родной город. Выставка демонстрирует образ уходящей Москвы - ее быт, персонажей, архитектуру.

«Печатный переулок», 1985 г.

«Печатный переулок», 1985 г.

© Изображение: Наталья Нестерова

«Джозетта Фиорони. 60-е в Риме»

Где: Московский музей современного искусства (улица Петровка, 25)

Это первая в России ретроспектива важного итальянского художника середины ХХ века, чьи работы оказали влияние не только на Энди Уорхола и Микеланджело Антониони, но и на наших современников. Из последних примеров можно вспомнить осенне-зимнюю коллекцию дома Valentino, вдохновленную женственными образами Фиорони. Выставка в ММОМА представит около 50 работ в стиле поп-арта 60-х и 70-х – того времени, когда Фиорони сформировала свой узнаваемый стиль из ярких образов, ставших символами эпохи, - сердец, губ, слов и цифр на металлическом фоне.

Заоблачная Бьорк

© Изображение: Джозетта Фиорони / ММОМА