Опубликовано 09 марта 2022, 00:01
12 мин.

«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр

Анастасия Киреева провела детство в Магадане, окончила театральный институт в Ярославле, работала в одном из театров Нижнего Новгорода и даже не планировала переезжать в Москву. Но в 2017 году она оказалась в столице, где открыла свой собственный иммерсивный Театр Живого Действия. А виной всему — увлечение, которое стало делом ее жизни. Ролевые игры. Как зарождалось ролевое движение в России? Много ли ролевиков в Москве? И чем игра может помочь жителям огромного города? Об этом и многом другом Анастасия рассказала в беседе с «Мослентой». Ниже — ее монолог.
«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр
Фото: страница Анастасии Киреевой во «ВКонтакте»

«Все, что угодно»

Получив актерское образование, я несколько лет выходила на сцену театра в Нижнем Новгороде, но параллельно занималась ролевыми играми живого действия. Конечно, в начале я была простым игроком, но со временем стала гейм-дизайнером — человеком, который прорабатывает не только сюжетную канву игр, но и саму их механику.

Ролевые игры живого действия — хобби тысяч людей в России. Первые попытки создать и организовать что-то подобное были еще в середине 80-х. Тогда ролевое движение только зарождалось в нашей стране.

Но сейчас ежегодно проводится огромное количество игр. Можно зайти, например, на сайт «Когда игра?» и посмотреть, сколько проектов стартует в ближайшее время, оценить их масштаб и, конечно, подать заявку на участие. Таких интернет-ресурсов сейчас довольно много. Сегодня любой заинтересованный человек без проблем может узнать всю информацию об играх — сюжеты и правила, требования к игрокам, локации и даты. В сети есть все, что угодно.

Если поначалу ролевые игры были довольно маргинальным увлечением, где основным источником для сюжетов были произведения Джона Рональда Роуэла Толкина, за последние годы все изменилось. Теперь многие гейм-дизайнеры объединяются друг с другом, создают лаборатории по разработке ролевых игр и оттачивают свои навыки в проектировании пользовательского опыта.

Ролевая игра — это погружение человека в определенные обстоятельства, в роль, которая отличается от его собственной личности. Можно сказать, что в игровом пространстве у человека появляется некое алиби, позволяющее ему действовать в ситуациях, в которых он не может оказаться в реальной жизни. Таким образом каждый может попробовать вжиться в кого-то, кем не является, и получить личный опыт в выдуманной истории.

«Кабинетки, полигоны и классика жанра»

Есть несколько основных форматов ролевых игр. Самые маленькие — так называемые кабинетки или квартирники. В них обычно участвуют от двух до 20 человек. Этот формат отличается единством места и действия — игра идет в некоем пространстве, где по тем или иным причинам оказались все участники.

Камерный формат игр предполагает больше участников и, конечно, требует совсем другого пространства. Такие мероприятия проводят либо на так называемых полигонах, то есть на большом участке, расположенном, как правило, в лесу, либо на турбазах. Последние сейчас приобрели довольно большую популярность. Наше ролевое движение повзрослело и уже не с таким энтузиазмом ездит с палатками в лес.

В камерных играх обычно участвуют 100 — 150 человек, а их сюжет подразумевает скорее некую социальную проблематику и межчеловеческое взаимодействие, нежели военные конфликты или большие движения.

«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр

© Фото: страница Анастасии Киреевой во «ВКонтакте»

Классика жанра — игры, в которых участвует до 250 человек. Здесь уже достаточно участников, чтобы разыгрывать в том числе и военные, и другие массовые столкновения.

Самые крупные — так называемые «тысячники». Название говорит о среднем количестве участников ролевой игры. При этом в России бывали случаи, когда число игроков переваливало за три тысячи человек. Настолько масштабные игры происходят на большой лесной территории, и они позволяют отыгрывать и крупные сражения, и штурмы условных городов и бастионов. Это очень зрелищно. К тому же тысячники, как правило, рассчитаны на продолжительное время. Такая игра идет в среднем неделю и подразумевает глубокое погружение в свою реальность, ведь каждый лавочник, торговец рыбой или даже встреченный тобой ребенок, который собирает ягоды, находится внутри этого игрового мира и живет в нем.

«Нужно просто купить билет»

В какой-то момент мы с другими гейм-дизайнерами пришли к выводу, что ролевые игры очень близки к формату интерактивного театра. Так появился Театр Живого Действия, построенный изначально именно на интерактивных постановках. От игр мы берем очень и очень многое. Пожалуй, разница заключается лишь в том, что наши постановки проходят при участии профессиональных актеров, и мы используем театральные инструменты фокусировки зрительского внимания, управления эмоциональным состоянием, мыслями пришедших к нам людей и атмосферой на площадке. Эти инструменты — свет, звук и сценография.

Также разница есть в так называемом входе в игровой процесс. Ролевая игра требует некоторой подготовки. Потенциальным участникам нужно не только выяснить, когда и где она будет проводиться, но и почитать ее правила, понять, как будет происходить взаимодействие между участниками, изучить материалы, относящиеся к тому миру или историческим обстоятельствам, в которые предлагают окунуться создатели игры.

Например, если мы планируем играть по вселенной Гарри Поттера, нужно понимать: в нашем мире нет магии. Мастера игры в правилах как бы договариваются с игроками, как будет отыгрываться подобного рода воздействие. Допустим, если я взмахну палкой и скажу: «Вингардиум Левиоса», — это должно дать определенный результат, о котором должны знать остальные участники игры. Все подобные моменты четко прописываются.

Также на обычных играх, помимо изучения правил, игроку необходимо подать заявку, пообщаться с мастерами и организаторами о том, что именно он хочет отыграть, самостоятельно найти для себя сюжетные завязки, например, «родственников» в предлагаемом мире, получить некие вводные с целями и задачами своего персонажа, сшить костюм и доехать до игры.

Но если мы говорим об иммерсивном театре, человеку нужно просто купить билет и прийти в нужное место и в нужное время. Вся остальная подготовка органично встроена в самое начало спектакля и неотделима от него. При этом она занимает всего 15-20 минут.

«Дать реальный опыт»

Нельзя сказать, что это какое-то серьезного упрощения по сравнению с обычными играми. Наши постановки — более короткий формат, более сконцентрированное поле и пространство, в котором очень многое сделано, чтобы создать определенный эмоциональный настрой участников. И у нас нет задачи создать принципиально новый живой мир на неделю и по-настоящему развлечь игроков. Для нас важно поговорить на некую глубокую тему, погрузив участников в выдуманные условия, и дать им при этом реальный опыт.

Самые актуальные вопросы для нас — человеческие взаимоотношения. Сам наш театр — отшельник в мире театров. Он не занимается развлечением и досугом, скорее мы стараемся растормошить людей, устроить им некую эмоциональную встряску, пробудить эмпатию, чувственное и художественное восприятие.

Взаимоотношения между двумя людьми, сообществами, народами, ситуации мира и войны, социальные условия и границы, за которыми они теряют изначальный смысл, наши страхи и то, что делает нас уязвимыми, — вот пространство для наших исследований.

Прийти к нам на спектакль и не участвовать в нем невозможно, а это значит, что приходится делать над собой некое усилие. Пожалуй, это многих останавливает. Но люди, которым нравится активное участие в любом процессе, находят подобные спектакли увлекательными. Их мы и видим постоянно.

«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр

© Фото: страница Анастасии Киреевой во «ВКонтакте»

«Многие возвращаются»

За все время существования театра к нам приходили самые разные люди в возрасте от 20 до 62 лет. Но наша основная аудитория — москвичи от 25 до 35 лет. При этом многие из них возвращаются — приходят на один спектакль, потом на следующий, а затем мы встречаемся с ними на организованных нашей командой актерских курсах.

Наши зрители и участники — люди, которым не хватает творчества, возможности переключиться и сменить обстановку, отключиться от серых будней и забыть о том, кто они есть. Им нравится исследовать новое. К нам приходят участники квизов и квесторий, путешественники и авантюристы, люди, которые любят настольные игры или игры в «крокодила» в компании. И всем им нравится активное участие в жизни вокруг них.

По началу среди них было много ролевиков и людей, которые в той или иной степени имели отношение к ролевому сообществу. Но сейчас ситуация изменилась, и они остались в меньшинстве. По нашим прикидкам, в постановках театра участвуют не более пяти процентов ролевиков.

«Влиться очень просто»

Я приехала в Москву в 2017 году. В столицу меня пригласили друзья из Ассоциации «Игры будущего», чтобы вместе создавать проекты как раз на основе нашего ролевого опыта, заниматься гейм-дизайном. Чуть позже сюда перебрались и мой младший брат, и моя мама.

Для людей, которым нравится активно проводить время, в том числе играть в ролевые игры или заниматься чем-то, что их напоминает, Москва дает очень много возможностей. Фактически это первый город в России, где подобные занятия перестали быть и восприниматься, как маргинальное увлечение. Здесь огромное ролевое сообщество, и влиться в него очень просто. Если ты новичок, который в ужасе собирается на свою первую в жизни игру, не составляет большого труда найти и поддержку, и компанию. Это можно сделать в том числе и через наш театр, через наши актерские курсы, поискать на сайте «Когда игра?» или, например, подписаться на профильные каналы в том же Telegram.

«Пространство, где можно проораться»

Наше увлечение так долго живет и настолько экспрессивно развивается, потому что мир становится все более закрытым, все более требовательным к нам, к нашему эмоциональному состоянию, потому что стресса так много, что приходится учиться подавлять многие естественные психологические реакции и проявления, сдерживаться.

Гиперконтроль и бешеный ритм жизни — данность современной реальности. Хорошо, что в Москве такой быстрый вход в ролевое пространство. Это дает возможность переключиться, абстрагироваться от всего, с чем мы сталкиваемся, и сбросить с себя эмоциональное напряжение, чтобы потом вернуться со свежим взглядом, с новыми силами.

Ролевая игра — безопасное пространство, где мы можем выпустить свои эмоции, грубо говоря, проораться, чтобы потом уже спокойными и максимально осознанными обратиться к своим повседневным задачам. Мы фактически отыгрываем то, что по тем или иным причинам не можем прожить.

«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр

© Фото: страница Анастасии Киреевой во «ВКонтакте»

«Я принимаю ритм места, в котором живу»

Москва — город, наполненный ролевой историей. Например, Нескучный сад — легендарное место для нашего движения. Фактически именно там все и зарождалось. Я помню, когда еще жила в Магадане, видела передачу в 1995, кажется, году. Там как раз показывали ребят из Нескучного сада. И мне очень хотелось к ним. Когда я переехала в Ярославль, нашла ролевиков. И это было очень круто.

Я жила в стольких городах, что само понятие «мой город» перестало для меня существовать. Скорее это я каждый раз подстраиваюсь под место, в котором живу, принимаю его ритм и атмосферу.

Не могу сказать, что в Москве мне спокойно. Но, с другой стороны, кому может быть спокойно в таком городе? Разве что человеку с большой квартирой в центре и крупной государственной пенсией. И то здесь будут свои нюансы. В Москве все постоянно меняется, но я стала той, кем являюсь, именно благодаря этому городу. Если бы пять лет назад, когда я выходила на сцену театра в Нижнем Новгороде, мне бы сказали, что очень скоро я стану директором театра, гейм-дизайнером, буду создавать сайты, монтировать ролики, писать партитуры для спектаклей, организовывать и проводить конференции для независимых театров России, добиваться грантов и отчитываться по ним, я бы ответила: боже, никогда! А ведь это далеко не полный список того, что пришлось освоить, чтобы позволить себе независимость.

«Самое сложное — не бросить»

Для того, чтобы сейчас справляться со всеми этими задачами, пришлось пройти через множество сложностей, усвоить ряд жизненный уроков. И спасибо им за то, что они не были ко мне жестоки.

Я очень многому выучилась в Москве. Я стала уверенной в себе, довольно независимой, перестала испытывать панику при необходимости принять на себя большую ответственность, прекратила бояться сложных, а иногда и непопулярных решений. И я очень благодарна городу за эти изменения.

Самое сложное всегда — не бросить. Работа над собственным проектом постоянно испытывает тебя на прочность. Кажется, жизнь иногда спрашивает тебя: может, ты вернешься в обычный театр? Там же ничего не надо решать, все понятно, стабильно и предсказуемо. И мне довольно часто кажется: все, больше не могу, хватит. Но каждый раз при этом я собираюсь с силами и тяну это дальше, потому что на самом деле не представляю, как можно иначе. В каждый кризисный момент что-то придает мне сил, чтобы двигаться дальше.

«Обнимают друг друга, плачут и молчат»

В Театре Живого Действия есть спектакль Perfect Sense. Он существует почти пять лет. Мы теперь шутим, что он пророческий. Эта история разворачивается в маленьком английском городке, где начинается эпидемия, при которой люди помимо прочего теряют свои вкусовые ощущения. Когда пришла пандемия коронавируса, мы, если честно, немного нервно себя чувствовали.

В спектакле мы сделали акцент на вопросах, которые в обычных условиях у многих люде остаются в некой «слепой зоне». Например, как выйти из будничной серости и сконцентрироваться на том, что в твоей жизни действительно важно? Ведь ты не знаешь, что будет завтра и наступит ли оно.

И самым впечатляющим моментом в этой постановке было утро последнего дня в этом воображаемом городе. Свет подсвечивал столики, за которыми сидел участники нашей постановки. И мы увидели, как они все обнимают друг друга, плачут и молчат.

Потом они начали вставать, ходить между столами и обнимать других участников. И настает минута, когда, по сценарию, должна звучать финальная музыка. Мы запустили запись, а наши участники начали просто приглашать друг друга на танец. И все это — молча.

Еще минут 40 после спектакля эти люди не расходились. Они познакомились, обменялись телефонами, и часть из них потом еще долго постоянно приходила к нам на постановки. С некоторыми из этих зрителей мы потом встретились на актерских курсах.

«Мы отыгрываем то, что не можем прожить». История актрисы и гейм-дизайнера, создавшей свой театр ролевых игр

© Фото: страница Анастасии Киреевой во «ВКонтакте»

«Внутренний бунт против ограничений»

Сейчас у меня три основных направления — театр, актерские курсы, где мы отрабатываем не только театральные методики, но и соприкасаемся с игровыми форматами, а также благотворительный просветительский проект для тех, кто организует независимые театры в России. И все это объединяет моя любовь к раскрытию человеческого творческого потенциала. Например, во время постановки в Театре Живого Действия некоторые участники настолько раскрываются, с таким упоением и так органично включаются в процесс, что по окончании спектакля другие остаются в уверенности, что это профессиональные актеры.

То же самое происходит на курсах и на наших конференциях. Приходят люди, уверенные, что достигли своего потолка и их никогда не хватит на нечто большее, а потом они полностью меняются и через некоторое время выходят на совершенно новый уровень. Вот для этого я и работаю.

Это некий внутренний бунт против ограничений, который каким-то образом возникли в сознании человека. Ведь каждый из нас ярок, уникален, у каждого есть невероятный потенциал, и наша задача — открыть у нему дверь.

«Фрейлина королевы»

Посредством ролевых игр человек может изучать самого себя, находить ответы на важные вопросы. Однажды я отыгрывала многодетную мать, чтобы понять, как вести себя со своей собственной дочерью. Я изучала свои реакции и их последствия, как бы тренировалась для реальной жизни. Это очень помогло мне в тот раз разобраться в себе.

Но самое главное мое открытие случилось в другой раз. Для меня не было секретом, что я довольно сильный и упорный человек, не испытывающий проблем в общении с другими. Но я была поражена, когда во время одной из игр мне удалось поставить на ноги и подчинить своей воле «армию» из двухсот мужчин. Это было, кажется, в 2015 году. Я отыгрывала придворную даму, фрейлину королевы. Увы, мы довольно быстро ее лишились, и в этот момент начался хаос. Было непонятно, что делать, куда идти и как играть дальше.

В этот момент я поняла, что мы сейчас либо просто проиграем, провалив мораль, либо надо найти хоть какую-то цель, чтобы выйти из ступора. И я вышла вперед и обратилась к двум сотням человек, приказав разделиться на отряды и искать тех, кто лишил нас королевы. Когда все ушли, я села, налила себе вина и долго думала. Почему они так быстро меня послушали? Это роль такая, что все сочли за лучшее подчиниться? Или я сама такая молодец? Честно говоря, я после игры постеснялась задать этот вопрос самим игрокам.