Мастерские, лекции и прогулки "Гаража"

Виктор Пивоваров. Из цикла «Сады Монаха Рабиновича».
Фото: garagemca.org

Музей современного искусства «Гараж» запланировал на майские праздники цикл образовательных мероприятий для детей и взрослых. Дети будут сами делать себе книжки, а взрослых позовут обсуждать городскую архитектуру и слушать про нью-йоркских художников 1960-х годов. МОСЛЕНТА изучила программу и подготовила анонс для любителей интеллектуальных развлечений.

Книжная мастерская (30 апреля и 1 мая)

Этот цикл занятий рассчитан на детей от 9 лет и войдет в публичную программу к выставке Виктора Пивоварова «След Улитки».

По мнению Пивоварова, детская книга «в идеале должна быть такой, чтобы хотелось на ночь ее класть под подушку. Она должна и снаружи и изнутри как-то быть соразмерной тебе, должна быть и по руке и по душе. Она должна быть такой, чтобы в нее можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдешь, должно быть хорошо».

Участники мастерской поговорят об устройстве книги, обсудят и опробуют разные техники книжной иллюстрации, а также придумают и воплотят художественное решение своей собственной книги.

В качестве литературного материала можно выбрать один из текстов, предложенных преподавателем, использовать любимую сказку или даже придумать собственную историю.

О преподавателе:

Анастасия Головина — архитектор, реставратор, педагог, художник, а также специалист по довузовскому архитектурному образованию. В 2002 году окончила МАРХИ. C 2003 года является архитектором Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, принимала активное участие в реставрации усадьбы Кузьминки в Москве. В 2008/2009 году преподавала в Школе архитектурного развития при МАРХИ.

О выставке «След улитки»:

Впервые за 12 лет Музей «Гараж» совместно с художником предпринял попытку исчерпывающего представления искусства Виктора Пивоварова в Москве, объединив самые ранние произведения середины 1970-х годов с последними живописными циклами. Она делится на одиннадцать глав и демонстрирует весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя.

Лекция Андрея Великанова «Культура как возделывание. Модели эволюции и редукции. Культура как субъект творчества» (1 мая).

Мероприятие из цикла лекций и практических занятий «Языки культуры» (4 октября 2015 – 29 мая 2016), в рамках которого философ и художник Андрей Великанов обсуждает связь философских идей и культуры, которая создавалась и создается как семиотическая структура. Искусство он рассматривает как один из инструментов познания культуры.

Все лекции можно посещать по отдельности. Расширенная программа и более детальное погружение в проблематику курса возможно в закрытой группе. Там ученикам предстоит самостоятельно изучать историю философских и художественных направлений, анализировать тексты, участвовать в дискуссиях и семинарах, вырабатывая собственный творческий метод.

«Школа Андрея Великанова предлагает стать собой: пройдя сложный путь знакомства с чужими идеями, а также самостоятельных размышлений и упражнений, вы неминуемо столкнетесь с задачей самоидентификации» - говорится на сайте Музея «Гараж».

О лекторе:

Андрей Великанов — философ, теоретик искусства, художник. Автор статей и книг по теории культуры и искусства, в том числе философского исследования «Симулякр ли я дрожащий или право имею» (издательство «НЛО», 2007). Автор учебных курсов в НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте УНИК, Академии коммуникаций Wordshop, Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, Открытой школе MediaArtLab, Центре авангарда в Еврейском музее и центре толерантности, Школе современного искусства «Свободные мастерские». Лауреат и призер международных конкурсов медиаарта.

Лекция Ирины Кулик «Роберт Моррис — Клас Олденбург» (4 мая)

Герои лекции — нью-йоркские художники 1960-х, заложившие основы послевоенной культуры и того, что сегодня принято называть современным периодом в искусстве.

Роберт Моррис (родился в 1931 году) прежде всего известен скульптурными работами, которые сам он звал объектами. В 1960–1970-е годы он использовал нехудожественные материалы — металл, пластик, промышленные краски, но его самые узнаваемые работы выполнены из окрашенного войлока. Он активно экспериментировал в других направлениях — ленд- и паблик-арт, перформанс, концептуализм, а также прославился одним из первых громких произведений на тему гендера, сфотографировавшись для журнала Artforum в гипертрофированно маскулинном, но очевидно гомосексуальном образе. Живет и работает в Нью-Йорке.

Клас Олденбург (родился в 1929 году) — звезда американской поп-арт-скульптуры. Его работы, представляющие собой увеличенные копии обыденных предметов, «живут» на фасадах зданий, площадях и в других общественных местах по всему миру. Кроме того, Олденбург придумал так называемую мягкую скульптуру — объекты из папье-маше, ткани, пластика, также изображающие простые вещи: кусок пиццы, автомобиль, ботинок или телефон. Как и Роберт Моррис, Олденбург живет и работает в Нью-Йорке.

О лекторе:

Ирина Кулик — арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель Института проблем современного искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке.

Архитектурные прогулки (1-9 мая по записи)

Каждый сезон экскурсоводы «Гаража» разрабатывают тематические архитектурные маршруты по городу. В этот раз они придумали захватывающий квест по зданиям Музея на территории Парка Горького - памятника советского модернизма, обновленного архитектором Ремом Колхасом. Также на прогулках можно заглянуть в офис «Гаража», который был построен в 1893 году и реконструирован самим Алексеем Щусевым двадцать лет спустя.

Участники Архитектурных прогулок по понедельникам, пятницам и воскресеньям теперь получают скидку 50% на входной билет в Музей. Сезон прогулок начался 18 апреля и продлится до 29 мая.

Об экскурсоводах:

Мила Яковенко — экскурсовод Музея «Гараж» с 2014 года. Оканчивает РГГУ по специальности «искусствовед, куратор художественных проектов». Была в составе кураторов двух выставок: спецпроекта 4-й Московской международной биеннале молодого искусства — выставки «Я МЫ» и «Ночи искусств в РГГУ».

Мария Носова — экскурсовод Музея «Гараж» с 2015 года. Окончила факультет международного частного права, проходила стажировку в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее, посещала занятия Клуба юных искусствоведов.

Дарья Остратенко — экскурсовод Музея «Гараж» с 2013 года. Закончила РГСУ по специальности «культурология». Получив специальное образование в области культуры и искусства, Дарья сфокусировалась на современном искусстве, а точнее на его истоках и предпосылках возникновения.