Опубликовано 08 мая 2016, 12:30

Что будет с Москвой-рекой через 20 лет

О рыбалке у стен Кремля, домике у воды и песчаных пляжах
У города практически готов проект развития реки на 20 лет вперед. Когда в Москве-реке можно будет купаться и ловить рыбу, какие построят мосты и набережные, выяснила МОСЛЕНТА.
Что будет с Москвой-рекой через 20 лет
Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

У города практически готов проект развития реки на 20 лет вперед. Когда в Москве-реке можно будет купаться и ловить рыбу, какие построят мосты и набережные, выяснила МОСЛЕНТА.

Прокатиться на лодках и послушать джаз, пройти квест по сбору мусора на берегу и посмотреть выступления спортсменов на воде можно 19 июля в Серебряном бору. А через год в столице может появиться официальный День Москвы-реки, который будет отмечаться с большим размахом: парадом кораблей, велопробегом по набережным и другими развлечениями, например, театром на воде.

Все это не случайность, а отголоски большой идеи по развитию реки в городе как общественного пространства, туристической достопримечательности, транспортной артерии и отчасти даже пляжа. Ну, и приятного пейзажа для жителей прибрежных домов, в том числе — будущих. Это сейчас на реке живет всего 2 процента москвичей, а перспективы строительства исчисляются в десятках миллионов квадратных метров недвижимости. В общем, река, до сих бывшая на периферии городской жизни, должна стать красивой и обжитой частью Москвы. Или, как говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, «парадной улицей».

Если в 2013 году идея перекрыть Крымскую набережную для машин и запустить туда публику могла показаться странной, то теперь это место с дизайнерскими скамьями, велодорожками и фонтаном, бьющим прямо из мостовой, уже сложно представить пустым. И москвичи не прочь приспособить для общения еще пару сотен километров всех московских набережных, 44% которых сейчас не благоустроены, а на 16% в принципе отсутствует доступ к реке. За их развитие высказался почти 91% участников опроса на сайте «Активный гражданин».

Совершенно не важно, северный это город или южный, можно купаться в водоеме или нет, — вода притягивает.

По мнению архитектора Ольги Хохловой из бюро Wowhaus, перестроившего Крымскую набережную, если Москва продолжит по кусочку облагораживать набережные, лет через 20-30 они станут главным общественным пространством. «Как только у людей появляется доступ к воде, они сразу выходят на набережные, — считает Хохлова. — Это видно на примере городов, которые в последние годы благоустроили свои набережные: Сиэтла, Ванкувера, Осло, Копенгагена. Совершенно не важно, северный это город или южный, можно купаться в водоеме или нет, — вода притягивает».

Правительство Москвы должно до конца лета подготовить проект развития реки на 20 лет вперед — до 2035 года. Но уже сейчас понятно, как меняются набережные и что нового появится на реке в ближайшие годы.

Длина пешеходной набережной в районе «Москва-Сити» составит более 12 километров

Длина пешеходной набережной в районе «Москва-Сити» составит более 12 километров

© Виктор Борисов / ТАСС

Дворы-затоны и спортивные берега

Тот же Wowhaus спроектировал в этом году три совершенно разные набережные. Одна из них — Лужнецкая — из полупустой автомобильной должна стать действующей частью спорткомлекса «Лужники» (он реконструируется к Чемпионату мира по футболу в 2018 году). Перестраивать эту набережную нельзя, архитекторы даже решили оставить нынешние скамейки, но она принципиально поменяется.

Вместо двух автомобильных дорог останется одна. На месте второй для спортсменов появятся целых шесть дорожек с яркой разметкой. А главное — здесь будут созданы удобные «точки входа», где можно оставить вещи в камере хранения, помыться в душевой после пробежки, купить еду или напитки в автоматах (все конструкции легко убираются).

На части Шелепихинской набережной, ближе к Звенигордскому шоссе, сейчас промзона с песчаными горами и грузовым причалом. Когда рядом будет достроен жилой комплекс «Сердце столицы», набережная откроется для горожан. Архитекторы Wowhaus предлагают создать песчаный пляж и сохранить причал до лучших времен, когда тут будут ходить пассажирские суда. «Жилой квартал будет отделен от набережной автомобильной дорогой, — рассказывает Хохлова, — а значит, выйдя из дома, человек не сможет сразу попасть к воде. К реке люди будут выходить специально — на пробежки, для выгула собак».

Все набережные разные, но при всей уникальности каждой, существует около десяти типов, которые повторяются по реке.

На дикие берега Нагатинского затона, наоборот, наступает строящийся жилой комплекс «Ривер парк». Они станут фактически двориком для местных с небольшим маяком. «Когда мы впервые приехали туда, поразились загородной атмосфере в пяти минутах от проспекта Андропова, — говорит Ольга. — Там старый лесной массив, люди выходят на берег жарить шашлыки, рядом камыши и утки. Мы решили сохранить дух места, где жители будут общаться друг с другом».

Чем дальше, тем больше разных набережных у нас будет. Сейчас Москомархитектуры разрабатывает их типологию. «Все набережные разные, но при всей уникальности каждой, существует около десяти типов, которые повторяются по реке», — объясняет Юрий Григорян, руководитель бюро «Проект Меганом». Концепция этого архбюро, победившая в конкурсе 2014 года, легла в основу разрабатываемого городом проекта развития Москвы-реки.

«Один тип — это городской парк, выходящий на реку, как парк Горького, — говорит Григорян, — второй — что-то вроде экопарка, как Серебряный Бор, где нет гранита, а есть природный ландшафт. Третий тип — автомобильные набережные с пешеходным движением, как Фрунзенская». Согласно концепции «Проекта Меганом», в Строгинской пойме может появиться спортивный парк, а в Мневниках — сады.

Еще один тип — это «порты будущего», ключевое понятие концепции развития набережных «Проекта Меганом». «Это общественные центры у воды, куда несложно доехать на машине или общественном транспорте и провести вечер», — поясняет Григорян. Такие «порты», большие городские площади, связывающие город и реку, появятся в Зарядье, на Пресненской и Симоновской набережных, на территории ЗИЛа и в Мневниках, где собираются строить парламентский центр. Всего их будет около 40.

Почистить и связать

Для того, чтобы набережные стали местом общения, недостаточно их благоустроить. «Параллельно необходимо организовать очистку реки, — считает Ольга Хохлова, — ведь никому не хочется сидеть у воды, которая плохо выглядит и пахнет».

Как пообещал в июле Сергей Кузнецов, на Москве-реке появится более 50 очистных сооружений, и часть из них — уже к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Когда же все они заработают, в реке «можно будет и ловить рыбу, и купаться без опаски», считает главный архитектор.

В концепции «Проекта Меганом» есть предложение создать в центре города экоострова, которые будут фильтровать верхний слой воды и освежать уже сформированные гранитные берега. Есть даже картинка с видом на Кремль с такого острова, поросшего зеленью, с деревянной лодкой и рыбаком на камне.

Это предложение, правда, не всем нравится. «В мире делают такие острова, это не очень дорогая технология, — говорит Григорян, — но в целом они не решают вопрос очистки воды. Его решают очистные сооружения и приведение в порядок инфраструктуры вокруг реки, чтобы предотвратить поверхностный сток».

Всего город планирует построить девять пешеходных и девять автомобильных мостов над Москвой-рекой.

По его словам, в Москве много неорганизованных берегов, где в дождь в реку стекает все, что есть на поверхности. Кроме того, в некоторых местах — особенно после прохождения через центр — пробы воды показывают подозрительно высокий уровень загрязнения. «Надо понять, откуда берется загрязнение, где-то заменить старые трубы, где-то сделать поверхностный дренаж, — перечисляет Григорян. — Вот это первоочередная работа. А острова, можно сказать, художественный проект, который можно обсудить в будущем».

Еще одна важная вещь — транспортная доступность берегов и их связь с соседними районами. В проектах их застройки предусматриваются транспортно-пересадочные узлы (например, при реконструкции ЗИЛа) и новые мосты. Всего, по словам заммэра Марата Хуснуллина, город планирует построить девять пешеходных и девять автомобильных мостов над Москвой-рекой.

Один автомобильный, например, появится вместе со строительством развлекательного парка в Нагатинской пойме. Один пешеходный должен быть сооружен в 2016 году между Крымской набережной и «Красным Октябрем», в районе памятника Петру I. Целых четыре моста запланировано при застройке Нижних Мневников. Два пешеходных свяжут микрорайон с парком «Фили», причем, возможно, один будет утеплен и украшен вьюнами на гидропонике. Два автомобильных продублируют существующие мосты, связывающие Нижние Мневники с Крылатским и улицей Народного Ополчения.

Выход в воду

К Чемпионату мира по футболу будут готовы новые туристические маршруты по реке — как по берегам, где откроются новые спортивные и культурные объекты, так и собственно на воде. «И в Лужниках, и в Тушино (на стадионах в этих районах пройдут игры ЧМ — прим. МОСЛЕНТЫ) будет возможность швартоваться, транспорт может циркулировать между этими точками, — сообщил Сергей Кузнецов 10 июля журналистам. — Однако есть осложнение, так как на реке их разделяет шлюз, а это разный уровень воды. На сегодня специальный «челнок» между стадионами не рассматривается».

В первую очередь будет развиваться пассажирское движение на прогулочных катерах и водных такси. Но никуда не деться и от грузового движения, которое, казалось бы, могло иссякнуть при замене нынешних прибрежных промзон парками, жилыми районами и другими публичными пространствами.

В планах градостроителей — сохранить несколько грузовых причалов, не смешивая их с открытыми для москвичей набережными. «Не надо путать интересы общественного пространства и инфраструктурные проекты, необходимые для жизни мегаполиса, — объясняет Григорян. — Если закрыть реку для транспортировки и выгрузки инертных материалов, используемых в строительстве, — щебня, песка, то вырастет нагрузка на дорожно-уличную сеть. Тогда от пробок не спасут никакие новые дороги и развязки».

Надо понимать, что река не только для удовольствия, но и для работы.

По его словам, грузовое движение по реке — часть современного городского ландшафта. «Если вы сидите где-нибудь на Гудзоне, то вы можете увидеть баржи с горами песка, такие же, как на Москве-реке, — говорит архитектор. — Это красиво и оправдано. Не нужно закрывать железную дорогу и реку. Надо понимать, что река не только для удовольствия, но и для работы».

Но и пассажирские кораблики становятся на воде все активнее. Так, «Столичная судоходная компания» не только провела в этом году ребрендинг, но и запустила пару новых предложений для москвичей и туристов.

Главный ее проект в этом году — «Речной факультет», ориентированный на исследователей и любителей архитектуры. Первые экскурсии «Речного факультета», подготовленные вместе с проектом «Москва глазами инженера», проходят по центру Москвы и посвящены мостам и фабрикам на воде. Все экскурсоводы имеют архитектурное и инженерное образование.

10 июля компания запустила первый детский теплоход, программу для которого разработали вместе с «Мастерславлем» (центром, где дети в развлекательной форме знакомятся с профессиями). Во время рейса пассажиры изучают морские профессии, пытаются различать речных рыб, осваивают флажковую азбуку и делают открытки на морские темы.

Как считает Софья Троценко, основатель проекта «Территория дизайна» (он осуществляет конкурсную деятельность в рамках реализации стратегии развития Москвы-реки и прилегающих территорий), «Москва-река становится главным рекреационным пространством города на природе».