Опубликовано 17 июля 2020, 17:39

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

17 июля в Музее Москвы открылась персональная фотовыставка одного из самых известных российских фотографов, лауреата Пулитцеровской премии Сергея Пономарева «Москва. Великая пустота». МОСЛЕНТА узнала у Сергея, обычно снимающего за границей, чем его вдохновил вид безлюдных столичных улиц. Ниже его монолог.
«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии
Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Сергей Пономарев:

Тяжело принять, что драматичное событие происходит у тебя дома. Обычно, я еду на край земли, чтобы снимать истории такого масштаба.

А Москва - это дом, это отдых, спокойствие, родные и друзья. И вот все изменилось - центр события в моем родном городе. Естественно, я понимал всю значимость и историчность момента. По крайней мере, пытался это сделать. С каждым кадром я осознавал, насколько мне важно, чтобы максимальное количество москвичей смогли увидеть то, что видел я. Москву без москвичей.

Вот тогда возникла идея сделать не просто публикацию, а выставку. Сделать так, чтобы снимки этого исторического момента остались в запасниках музея, чтобы они остались в истории города и страны.

Москворецкая Набережная у парка «Зарядье» под Парящим мостом

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

В этом кадре я использовал отражение и фотография получилась очень графичная, на кадре хорошо играют прямые и плавные линии, трафаретные шпили Кремля, башенки, высотки и округлые очертания куполов.

На снимке можно увидеть парочку, которая сидит на скамейке. Вот так можно было уединиться среди бела дня в самом центре города. Я не стал дожидаться, когда они уйдут.

На некоторых фотографиях серии можно увидеть кого-то. Мне кажется, присутствие одного или двух людей там, где обычно ходят сотни и тысячи, усиливает эффект пустого города.

Улица Новый Арбат

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Этот снимок как бы выбивается из серии - на нем нет домов. Я снимал с крыши здания на Новом Арбате 15. На самом деле полез я туда ради другого плана. Но пока дожидался подходящего света, увидел этот кадр, и мне он понравился. Фотография очень ритмична - разметка на пустой парковке, на дороге, круги клумб, деревья - черточки, точки, черточки, точки. В пустоте этот ритм практически слышно.

Улица Новый Арбат, Высотки, Сити, Дом на Кудринской площади

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Знаменитые книжки на Новом Арбате, Москва Сити, утопающая в грозовых облаках, Дом на Кудринской площади. На этом кадре архитектурные стили, знаковые памятники истории будто нанизаны на пустую дорогу, как на шампур. Это такая своеобразная квинтэссенция московской эклектики, - высотки разных эпох - сталинской, брежневской, путинской.

Вид на высотку на Котельнической набережной и Памятник Героям Плевны

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Снято с башенки на крыше Политехнического Музея, который сейчас активно реставрируется внутри. Мне удалось найти очень интересную параллель шпилей высотки на Котельнической и памятником Героям Плевны. Счастье для фотографа, когда можешь найти такую визуальную «поэзию».

Вид на Площадь Пречистенские Ворота, МИД России и “Москва Сити”. Снято со смотровой площадки Храма Христа Спасителя.

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

В пустом городе как-то по особому играют свет и тени. Плюс, этой весной погода будто специально способствовала красивому, необычному освещению - кучевые, грозовые облака, сквозь которые пробивались лучи яркого солнца. Свет делает весь кадр - он очень контрастный, дает дополнительный объем и рисунок на здании. Ничего не происходит, но темные, набухшие от дождя тучи создают фон, на котором солнце разрисовывает здания всеми оттенками, а лучи, будто искры, отскакивают от окон.

Внизу на углу площади освещается доходный дом Софьи Ивановны Волконской, во дворе которого жила в детстве Майя Плисецкая, а сверху богатый Москва-Сити скромно спрятался за грозным сталинским зданием МИДа.

Вид на Balchug Residence на "золотом" острове и и здание Университета им. А.Н.Косыгина

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Долго продумывал этот кадр, долго договаривались по поводу разрешения на съемку с крыши жилого здания. Но все сложилось.

Сложились горизонтальные линии современного здания Balchug Residence, вертикальные части здания университета имени Косыгина, шашечки окон. И поверх всего выступает шпиль Императорского Воспитательного дома.

Политехнический музей и Новая площадь. Снято со смотровой площадки Центрального Детского Магазина

«Москва. Великая пустота»: самоизоляция глазами лауреата Пулитцеровской премии

© Фото: Сергей Пономарев, предоставлены пресс-службой Музея Москвы

Пустая Новая площадь, недавно отреставрированный Политехнический музей и высотка на Котельнической набережной - этот кадр сделан со смотровой площадки Центрального детского магазина. Очень интересная верхняя точка, если вы не были, обязательно сходите, потрясающий вид на центр Москвы, куда не посмотри.

Но панорама для кадра складывается только эта. Вообще, было очень интересно пройти через сам ЦДМ, это такая картина - грустные игрушки.

Здорово, что все закончилось.